UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЗАПОРОЖСТАЛЬ»: 70 ЛЕТ — НЕ ЮБИЛЕЙНЫЙ ВОЗРАСТ

На день рождения принято дарить цветы. В ноябре в Запорожье их будет немало: знаменитому запорожскому меткомбинату стукнуло 70...

Автор: Сергей Уманский

На день рождения принято дарить цветы. В ноябре в Запорожье их будет немало: знаменитому запорожскому меткомбинату стукнуло 70. Правда, стариком себя юбиляр не чувствует. За последние годы его состояние улучшилось, да и сам он явно помолодел.

…Семь десятилетий прошло с тех пор, когда на доменной печи № 1 была выдана первая плавка чугуна. Потом были первая мартеновская печь, первый слябинг на территории СССР, начало войны, эвакуация, возрождение, строительство. В общем, чего только не было…

А потом начался переход к рынку, когда приходилось выстраивать заново все. Сказать, что было нелегко, — ничего не сказать. «Запорожсталь» испытала на себе практически все проблемы вхождения в новые экономические реалии, сопровождавшиеся тотальной «ломкой» устоявшихся схем сотрудничества с поставщиками.

Производство и модернизация

В первой половине 90-х гг. меткомбинат оказался в ситуации, типичной для многих промышленных предприятий бывшего Советского Союза. В те годы здесь выплавляли максимум 2 млн. тонн стали в год. При том, что в 1978 году предприятие произвело почти 5 млн. тонн стали.

Износ оборудования превышал 70%, однако работы по модернизации предприятия были почти сведены на нет. Последним масштабным проектом была реконструкция в 1988 году доменной печи №5.

Требовались решительные меры, и они были приняты. Первым шагом стал поиск решений, направленных на снижение затрат. И вполне закономерно, что именно в этом направлении коллективу «Запорожстали» удалось осуществить свой прорыв из кризиса – в 1994 году была разработана и внедрена технология транзитной прокатки «слиток—сляб—рулон», позволявшая в пять раз снизить расход топлива и металла в прокатном переделе. Поначалу не очень заметные изменения нарастали, и сейчас комбинат, вопреки прогнозам скептиков, оказался в числе лидеров в отрасли. Загрузка мощностей достигла 95%, а среднемесячный объем экспорта превысил 200 млн. грн.

При этом «Запорожсталь» первой среди предприятий металлургического профиля начала поворачиваться лицом к внутреннему рынку. Уже сейчас около трети выплавляемого на предприятии металла продается в Украине. Всего же на Украину и СНГ приходится 45% объемов продаж меткомбината.

Переломный момент в деле технического развития «Запорожстали» пришелся на 1997 год, когда комбинат был преобразован в открытое акционерное общество.

Формирование новой политики технического развития стало насущнейшей необходимостью. И главная ее составляющая — ресурсосбережение – помогла комбинату выжить в кризисные годы и позволяет эффективно работать сегодня. Второй стратегической установкой было названо повышение качества выпускаемой продукции и освоение ее новых видов. Как результат, только с 2000 года на модернизацию оборудования и капремонты израсходовано свыше 1,5 млрд. грн. (более 280 млн. долл.).

Сейчас разработана новая, еще более обширная программа модернизации сталеплавильного производства на период до 2006 года. По прогнозам, на претворение ее в жизнь понадобятся очень солидные средства — порядка 1,44 млрд. грн. В 2004 году планируется установить в мартеновском цехе печь-ковш, в 2005-м – первую машину непрерывной разливки стали производительностью 2 млн. тонн и еще одну печь-ковш. Модернизация мартеновского производства даст возможность увеличить производство стали до 4,5—5 млн. тонн в год. При этом число мартенов сократится с девяти до пяти.

В перспективе, когда будут введены в действие две машины непрерывной разливки стали и уменьшится количество мартенов, на месте «ушедших в отставку» агрегатов поставят две установки по конверторной выплавке стали. Впрочем, это уже перспектива следующего десятилетия — полноценный конверторный цех стоит до 1,5 млрд. долл.

Как отметил легендарный руководитель комбината Виталий Сацкий, главная задача руководителя – не потерять темп развития, следить за процессами на рынке. Техническое перевооружение комбината и обеспечение сбыта продукции было и будет приоритетным направлением деятельности предприятия.

В итоге за 2002 год, очень непростой для всех металлургов, комбинат получил от реализации продукции 275,9 млн. грн. чистой прибыли. Львиную их долю израсходовали на техперевооружение, реконструкцию и модернизацию производственных мощностей.

Кстати, за пять лет только за счет снижения норм расходования сырья, энергетических и топливных ресурсов на комбинате сэкономили свыше 250 млн. грн., которые были использованы в том числе и на дальнейшую модернизацию производства.

Приоритет №1

Как известно, залогом успешной хоздеятельности любого предприятия является эффективный сбыт продукции. В конце 90-х годов руководством комбината и акционерами была принята новая производственно-сбытовая политика. Был полностью искоренен бартер.

Общему улучшению финансово-экономического положения предприятия во многом способствовало принятие Верховной Радой Закона «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса».

За 2,5 года работы в условиях эксперимента комбинат увеличил объемы производства по всему металлургическому циклу по сравнению с соответствующим периодом до эксперимента на 17—18%. Удалось восстановить собственные оборотные средства, которых к моменту вступления в эксперимент попросту не было — более того, дефицит оборотных средств составлял 90 млн. грн. В 2003-й «Запорожсталь» вступила уже с 409,3 млн. грн. оборотки.

Кстати, одновременно за время работы в условиях эксперимента в бюджеты всех уровней было перечислено 526 млн. грн., что на 86 % больше, чем за соответствующий период до эксперимента.

Внутренний рынок всегда был для комбината приоритетом №1. Ведь его максимальное расширение гарантирует, независимо от внешних факторов, успешную работу металлургов. Так, в расчете именно на потребности украинского рынка специалисты «Запорожстали» только в 2002 году разработали технологии и освоили производство пяти новых видов металлопроката, несколько типоразмеров холодногнутых профилей.

По оценкам, сегодня украинский рынок потребляет 5—6 млн.тонн металла в год. По прогнозам, к 2010-му платежеспособный спрос на металл достигнет 10 млн. тонн. В последнее время «Запорожсталь» продает на украинском рынке до 31% производимой металлопродукции. По отдельным видам – жесть, гнутые профили – в Украине находит сбыт около 50% продукции. При этом комбинат реализовал основной принцип управления: завод организует эффективное производство, а его сбытовые структуры обеспечивают максимальную доходность продажи.

Вопросами реализации произведенной продукции ведает Торговый дом «Запорожсталь», являющийся инвестором предприятия. Сбытом занимается и сервисный металлоцентр «Запорожсталь— Инвест Торгпром», контрольный пакет акций которого принадлежит комбинату. Руководство предприятия считает, что тем самым «создан замкнутый цикл. Контролируем поставщиков сырья, имеем партнерские отношения с близкими к предприятию сбытовыми структурами, а также развиваем социальный блок – надо накормить 20 тыс. сотрудников комбината».

Торговый дом отслеживает рыночную ситуацию по регионам Украины и СНГ, анализирует конъюнктуру, оценивает объемы продаж конкурентов.

До половины потребляемого внутри страны металла идет на производство труб, затем среди крупнейших потребителей значатся машиностроители (в частности, сельхозмашиностроители) и организации, которые занимаются дорожным строительством. И если партнер стабильный, регулярно и аккуратно перечисляет деньги, то применяется гибкая форма расчетов. По такой схеме «Запорожсталь» работает с трубниками, понимая, что им довольно сложно вкладывать немалые средства в предоплату сырья, зная, что товар будет реализован через месяц-другой.

Кстати, анализ продаж показал, что в последние месяцы до 40% запорожсталевского металла, продаваемого внутри страны, приходится на компании среднего и малого бизнеса. Причем покупают как по вагонным нормам, так и по автомобильным. С учетом этого комбинат планирует уделить самое серьезное внимание работе с данной категорией потребителей.

Однако самостоятельно стимулировать внутренний спрос на металлопродукцию комбинату не под силу, ведь большинство металлопотребляющих отраслей Украины находятся в состоянии затяжного кризиса. Поэтому руководство «Запорожстали» неоднократно обращалось в высокие государственные инстанции с предложением разработать программы и механизмы кредитования на льготных условиях отечественных металлопотребителей – предприятия машиностроительного комплекса, судостроения и других отраслей.

Экспорт: ну как же без него?

В общем объеме реализации «Запорожстали» доля экспортных поставок в страны дальнего зарубежья составляет около 55%. В последнее время свой металл комбинат продает в более чем 80 стран мира. По данным второго заместителя председателя правления, финансового директора ОАО «Запорожсталь» Александра Рабцуна, среднемесячный объем экспорта комбината составляет 220 млн. грн. Закрепление на освоенных рынках дальнего зарубежья – одна из основных стратегических установок комбината.

Задача сохранить рынок во что бы то ни стало выполняется даже в условиях проведения антидемпинговых расследований в отношении продукции «Запорожстали». Даже в этом случае предприятие делает все, чтобы не утратить позиции на том или ином проблемном рынке.

Если антидемпинговая пошлина не позволяет продолжать работу на определенном рынке (как в случае с перекрытием в 2001 году поставок металлопроката «Запорожстали» в США), на комбинате стараются оперативно диверсифицировать экспорт в другие регионы. Сейчас рассматриваются Иран и Ирак – это очень интересные рынки, их только начали «прощупывать», поставлять сюда металл.

При этом, как и в случае с внутренним рынком, экспортные поставки осуществляются через трейдерские компании – международных торговцев металлом. С их помощью, начиная с 1992 года, комбинат неплохо освоился на внешних рынках. Вначале трейдеров было много – 30—40 фирм. Никакой системы в их привлечении не было, как и не было особого опыта в такого рода сотрудничестве.

В марте 1999 года структура сбыта была реорганизована, а работа трейдеров упорядочена. Сегодня с «Запорожсталью» работают три международных трейдера. Сотрудничество с ними удовлетворяет комбинат как по рынкам, на которых они проводят свои операции, подходам к закреплению продукции «Запорожстали» в определенных регионах, так и по форме платежа.

На внешних рынках предприятие старается работать с готовым металлопрокатом. По мнению Виталия Сацкого, «слябы продавать нет смысла. Их рентабельность — 2—3%, максимум 4%. А по прокату мы имеем до 20% рентабельности. Мы слябы продаем при их избытке или будучи в совсем уж безвыходном положении. Отгружать выгодно только готовую продукцию».

Однако конкуренция на внешних рынках непрерывно возрастает. И как бы ни старались отдельные предприятия самостоятельно решить возникшую проблему, у них это не получится. Выстоять в конкурентной борьбе украинские производители могут только объединив свои усилия. Залогом успеха в таких ситуациях является согласование общей позиции, эффективная работа Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины на переговорах и проч.

Хотя существуют и внутренние факторы, которые не лучшим образом отражаются на развитии предприятия. К ним можно отнести проблему роста цен, а также несвоевременное возмещение со стороны бюджета экспортного НДС. В первом случае комбинат несет потери из-за постоянного роста цен на сырьевые, топливно-энергетические ресурсы и тарифы на перевозку сырья. Так, в первом полугодии 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002-го на треть выросли цены на кокс, железорудный концентрат и металлолом, на 5—10% — на грузоперевозки, электроэнергию, аглоруду.

Отдельная и очень тяжелая проблема — невозврат НДС — приобретает все более угрожающий характер. Для «Запорожстали», чей ежемесячный объем экспорта составляет в среднем 220 млн.грн., невозмещение НДС влечет за собой замораживание оборотных средств предприятия. Комбинат ежегодно недополучает из бюджета около 60% суммы НДС, задекларированной к возмещению. Долг бюджета перед ОАО «Запорожсталь» на 1 июля с.г. достиг 106,6 млн. грн. (в т.ч. просроченный — 63,4 млн.грн.).

Нас будет больше!

Сегодня ОАО «Запорожсталь» — это многопрофильный холдинг.

По словам Виталия Сацкого, за время рыночных преобразований на комбинате научилась самостоятельно решать задачи по обеспечению функционирования предприятия и сбыта продукции. И если раньше обеспечением предприятий сырьем занималось Министерство черной металлургии, то в рыночных условиях уверенности в стабильной поставке требуемых ресурсов нет. Если только предприятие самостоятельно не решает этот вопрос через владение корпоративными правами поставщиков сырья.

Скажем, недостаток кокса побудил «Запорожсталь» приобрести 30% акций ОАО «Запорожкокс». Для гарантированного обеспечения доменных печей железорудным сырьем куплен 26-процентный пакет акций ЗАО «Запорожский железорудный комбинат». Для обеспечения мартеновского — ряд вторметов (Константиновский, Волынский и Полтавский).

Постепенно был создан холдинг с различными видами деятельности. В плоскости управления корпоративными правами предприятия находится и вопрос создания вертикально-интегрированной структуры с возможным включением в него и банковского учреждения.

Сейчас на стадии оформления в Антимонопольном комитете — приобретение экспортного терминала в Одесском порту.

В целом же приватизация самого ОАО стала примером привлечения эффективного собственника. По расчетам, рыночная стоимость ОАО «Запорожсталь» с 1999-го по 2003-й выросла в четыре раза. При этом пакеты акций разделены между четырьмя основными собственниками почти поровну, что стимулирует их к принятию единогласных решений.

Недавно для оптимизации структуры собственности на комбинате предприняли еще один ход – уменьшили уставный фонд АО на 25%, то есть на величину последнего выкупленного у государства пакета акций. Это произошло на июльском собрании акционеров. Выгодность решения об аннулировании этого пакета акций состоит в том, что таким образом акционерное общество избежит передела собственности.

Как отметили на комбинате, в отличие от многих украинских предприятий, где наблюдательный совет акционеров ОАО является номинальным, на «Запорожстали» совет реально контролирует работу предприятия и осуществляет глобальное, стратегическое управление комбинатом в промежутках между общими собраниями акционеров. При этом члены наблюдательного совета сознательно избегают скандальных решений, которые могли бы негативно отразиться на деятельности предприятия. Такое положение дел объективно подтверждается и показателями работы ОАО «Запорожсталь». В результате комбинат славится производством, а не корпоративными скандалами …

Впрочем, славы у предприятия всегда хватало. А теперь хватает и работы. В понедельник юбилейные торжества закончатся, а комбинат продолжит работу. Пусть так всегда и будет!