UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАКОПАННЫЕ СОКРОВИЩА ТЕРНОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Восстановленный княжеский дворец в древнем Збараже нынче может принимать туристов. Збаражскому историческому памятнику все-таки повезло в сравнении со всеми другими, сохранившимися в крае...

Автор: Роман Якель
Крепость в селе Токи Подволочисского района (XVI ст.) требует как минимум консервации
Замок в Тернополе (1540 г.) хорошо сохранился и уже сейчас мог бы принимать туристов. Но его галереи до сих пор занимает спортивная школа греко-римской борьбы...

Восстановленный княжеский дворец в древнем Збараже нынче может принимать туристов. Збаражскому историческому памятнику все-таки повезло в сравнении со всеми другими, сохранившимися в крае. Правительственным постановлением он признан историко-архитектурным заповедником государственного значения. А это означает, что реставрация объекта была профинансирована в основном из госбюджета. Однако замок князей Збаражских — мощное фортификационное сооружение, упоминаемое в польских хрониках с середины XV века, еще требует капитальных восстановительных работ.

Но если бы до нормального состояния требовалось довести одну крепость, это было бы еще полбеды. По сути туристическая инфраструктура города близка к нулю. В масштабах региона ситуация очень похожа: нет ни одной приличной, сертифицированной гостиницы. Оставляет желать лучшего и уровень обслуживания в учреждениях питания.

О шоу-туризме жители Тернопольщины или только слышали, или — в лучшем случае — видели его где-то далеко. А где же еще, как не на территории архитектурного комплекса замок-дворец, заезжий путешественник или местный житель мог бы лучше всего представить казацкую эпоху? Почему же не организовать импровизированные бои, игры, не пострелять из пушек, как это додумались сделать на Хортице? Иностранцы, приезжающие туда, часами не могут отвести взгляда от необыкновенных зрелищ.

К сожалению, вид городов и городишек области, за исключением Бережан, где за счет бизнеса отремонтированы здания в центре, а за средства государства — улицы и дороги, навевает одну только грусть. Панорама нищеты, серости и ограниченности не вызывает у туристов желания задерживаться в области больше одного дня. Директор историко-культурного заповедника в Збараже Анатолий Маципура предлагает свой вариант решения проблемы: «Ежедневно в Збараж прибывает шесть-семь автобусов с туристами. Если бы был приличный сервис, комплекс сооружений мог бы ежемесячно зарабатывать 5—7 тыс. гривен. Ныне историческим объектам остаются копейки, а основные заработки достаются туристическим фирмам, причем из других областей. И то важное преимущество края, что здесь сохранилась треть замков Украины, остается лишь преимуществом виртуальным. Недавно сессия областного совета ввела туристический сбор в размере шести процентов от доходов турфирм. Но кто хотя бы задумывался, не следует ли направить его на организацию местного сервиса?»

Не ощущается туристическая выгода и от знаменитой религиозной святыни — Почаевской лавры и чудотворных мест в селе Зарваницы. Из-за неразвитой инфраструктуры в местные бюджеты от паломничества попадают жалкие копейки. В то же время на бедные сокровищницы сваливаются разбитые дороги, разрушенные коммуникации, стихийные мусоросвалки.

Экономисты-аналитики уже продолжительное время считают, что в будущем развитие Тернопольщины будет определяться тремя направлениями: сельским хозяйством, перерабатывающей промышленностью и туризмом. Надлежащий уровень услуг по организации отдыха и досуга должен был бы поддерживать на плаву маленькую аграрную область, формировать ее бюджет и создавать рабочие места. Однако говорить сегодня об ощутимых поступлениях от туризма, как минимум, несерьезно. Судите сами: в прошлом году в сводный бюджет области местные туристические фирмы внесли всего 162 тыс. гривен.

В 1997 году была утверждена региональная программа развития туризма до 2005 года. И она практически не выполнялась. Госбюджетное финансирование явно недостаточное, из областной казны в течение последних 20 лет на такие цели не было выделено ни одной копейки. А вот, скажем, Львовская облгосадминистрация, например, для восстановления исторических памятников, привлекающих туристов, выделила в прошлом году 3 млн. гривен. Нечего и говорить о частном интересе к туристической отрасли на Тернопольщине.

В уникальные объекты края — карстовые пещеры, Кременецкие горы, неповторимый Днестровский каньон — нога зарубежного туриста ступала очень редко. А мягкий климат в бассейне Днестра на юге края особенно благоприятен для отдыха. Однако и спелеотуризм или водный туризм в области пока воспринимаются как нечто нетипичное. Туризм в селах, так называемый зеленый тоже в зачаточном состоянии. Правда, в Тернополе создан центр содействия развитию агротуризма «Терноцвіт» и организовано обучение для людей, изъявляющих желание заниматься этим видом деятельности. Но зарегистрированных частных предпринимателей, уже готовых принимать туристов и создать им все бытовые удобства, в крае единицы. А такие услуги сельского туризма, как рыбалка, верховая езда, игры на спортивной площадке, уже ставшие обычным явлением в странах Восточной и Центральной Европы, для надзбручанцев или надднестрянцев — terra incognita.

За последние десять лет не выпущен ни один современный справочник о туристических объектах края, не создан видеофильм. Необходимость этой рекламной работы и ее финансирование в пределах 50 тыс. гривен было озвучено лишь совсем недавно, на сессии облсовета в апреле. Между тем соседи — Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая и Закарпатская области, объединившись в так называемый Карпатский еврорегион, уже развивают туризм и получили для этого от фонда ЄС-ТАСІS полтора миллиона евро.

Областные депутаты утвердили новую программу развития туризма — до 2010 года. Она охватывает много направлений — формирование на средства госбюджета семи региональных ландшафтных парков и двух национальных природных парков — «Днестровский каньон» и «Кременецкие горы», восстановление свыше 20 исторических объектов — церковных храмов, замков, учреждение центров молодежного и детского туризма, развитие сельского туризма... Рядом с источниками бюджетного финансирования стоят цифры частных капиталовложений. Возможных. Заместитель начальника управления по вопросам физической культуры, спорта и туризма облгосадминистрации Михаил Лисевич предупреждает сразу: «Программа — это не догма, а только очерченный круг задач, которые нам нужно решать. В процессе выполнения может оказаться, что определенные работы осилить не удастся. Все упирается в средства...» Но, согласитесь, важно понять простое желание, точнее нежелание, простого инвестора в Украине: не хочет он торопиться на конкурс по передаче в аренду либо продаже в собственность исторических объектов. Новый украинец в таком случае смеется над принципом — кто больше заплатит.

Пожалуй, таки стоит отдать туристически привлекательные сооружения и здания, отдаленные живописные уголки бесплатно или за минимальную плату в частные руки, но под инвестиционные обязательства — привести в порядок, отремонтировать, законсервировать или реставрировать и поддерживать в нормальном состоянии. Поскольку выходит с точностью до наоборот: только начинаем распинаться о доходах от туризма, в десятки раз возрастают потери.