UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗА ВСЕ ОТВЕТИТ... ПОТРЕБИТЕЛЬ ИЗ ОПЫТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Проектная стоимость работ по «Программе инвестиций в развитие системы водоснабжения и очистки воды в г.Запорожье» составила 42,5 млн...

Автор: Анатолий Береза

Проектная стоимость работ по «Программе инвестиций в развитие системы водоснабжения и очистки воды в г.Запорожье» составила 42,5 млн. долл. США. Из них 28 млн. — кредит Европейского банка реконструкции и развития, 9,3 млн. — средства КП «Водоканал», 3 млн. долл. — из городского бюджета, и 2,2 млн. долл. — техническая помощь международных организаций-доноров и TACIS. Кредит ЕБРР выдан на 15 лет, из которых первые четыре года оплачиваются проценты. Остальные средства должны вкладываться в реализацию проекта реконструкции водоканала. Полный возврат кредита — в течение 11 лет после завершения проекта.

Можем с большой долей вероятности предположить, что экс-министр финансов Игорь Митюков, подписывая 21 мая 1999 года с первым вице-президентом ЕБРР Чарльзом Франком гарантийное соглашение «Программа инвестиций в развитие системы водоснабжения и очистки воды г.Запорожье», был уверен в его уникальности и важности не только для Запорожья, но и для Украины. И если бы его тогда спросили: а стоит ли вкладывать деньги и делать бизнес в Запорожье, наверное, ответил бы утвердительно.

Прошло всего каких-то три с половиной года — и уже нынешний министр экономики и евроинтеграции Валерий Хорошковский заявляет, что, скорее всего, не стал бы открывать свое дело в этом городе.

Как видно из истории любви запорожского «Водоканала» и Европейского банка реконструкции и развития, оба утверждения справедливы и не справедливы одновременно.

Грандиозный и кабальный

Это все о нем, запорожском проекте, который действительно был первым в отрасли жилищно-коммунального хозяйства городов Украины. Планировалось, что в ходе его реализации будет отработана дальнейшая схема инвестиций в эту отрасль в других городах, без привлечения бюджетных средств. Грандиозным его называли во время подписания соглашений с ЕБРР, заявляя, что он непременно позволит повысить международный авторитет Украины.

Сегодня, когда восторженные оценки постепенно трансформировались в определения «кабальный, долговая яма», убеждать в обратном становится все труднее. И даже опытному мастеру слова, главе Запорожской областной администрации Евгению Карташову, это не вполне удается.

— Получить кредит ЕБРР было совсем непросто, — напомнил он сомневающимся на пресс-конференции 4 февраля с. г. — Я участвовал в заседании в Лондоне, и мы договорились с президентом Банка и министром финансов, что ЕБРР впервые в Украине возьмётся за финансирование нашего горводоканала. Представьте, что такое получить кредит под 2,5%, если сегодня учётная ставка НБУ — 28%. Где ещё можно получить более выгодный кредит, чем тот, что мы получили?

Не получилось одному из подписантов убедительно развеять сомнения. Во-первых, кредитная ставка не 2,5%, а 8%. А, во-вторых, вопрос поставлен неправильно: не «где», а «зачем»?

Хотели, как лучше…

Надо отдать должное, цели проекта действительно были благие: «Уменьшение загрязнения р. Днепр вследствие сброса неочищенных стоков; снижение объёмов непроизводительных потерь воды путём управления потреблением и уменьшения утечек; улучшение качества и надежности оказания услуг по водоснабжению и канализации; улучшение финансовых и производственных показателей деятельности заёмщика и его кредитоспособности; привлечение частного сектора в сферу коммунальных услуг».

Планировалось провести реконструкцию левобережной станции очистки сточных вод, заменить оборудование на водонасосных и канализационных насосных станциях более экономичным, заменить водоводы, установить приборы учета водопотребления, провести модернизацию системы очистки воды. И еще целый ряд организационных и технических мероприятий, призванных превратить запорожский «Водоканал» в современное, цивилизованное, успешно развивающееся предприятие. Реализация проекта обещала принести ежегодное снижение эксплуатационных расходов КП «Водоканал» на 2,7 млн. долл.

Вся эта благодать должна была бы уже наступить. Во всяком случае, в Кредитном соглашении прямо записано: «Ожидается, что выполнение проекта будет завершено до 31 декабря 2002 г.». Но —

…получилось — как всегда!

Пока об улучшении качества питьевой воды запорожцы могут забыть — такой вывод сделали местные СМИ после заседания исполкома Запорожского горсовета 17 января с. г. Да и как могло улучшиться это самое качество, если из сметы проекта в 42,5 млн. долл. США (см. таблицу) освоено всего 5,398 млн., или чуть больше 1/8 всех запланированных средств.

Работы на ДВС и ЦОС замерли на стадии проектирования, согласования и частичного приобретения оборудования. Единственное, что удалось-таки реально сделать, — провести замену 6,5 километра водопровода, хотя запланирована была реконструкция 60 км. Всего же в городе 2 тыс. километров трубопроводов, из которых в аварийном состоянии около 50%!

Не выполнена самая важная часть проекта: замена насосного оборудования на более экономичное. Именно за счет замены насосов и планировали получать те самые 2,7 млн. долл. экономии ежегодно, из которых реально возвратить взятый кредит: кроме перерасхода электроэнергии (а она составляет более половины в себестоимости производства одного кубометра воды), мощное оборудование становится причиной частых прорывов на сетях, особенно ночью, когда отбор воды снижается, а давление возрастает. В результате потери воды вместо того, чтобы снижаться, постоянно растут и официально составляют 19,2%, а фактически — около 40%.

Только сейчас начали устанавливать приборы учета водопотребления. Но самое главное — по прошествии трех лет «Водоканал» так и не знает, сколько всего качественной воды нужно Запорожью! И вообще, выяснить нормы потребления воды собирается только к январю следующего года. Поскольку, по словам начальника КП «Водоканал» Анатолия Шинкаря, первоочередная задача сегодня — не улучшение качества воды, а… выполнение договора с ЕБРР.

Некоторых особо злопамятных запорожцев это заявление главного водоканальщика повергло просто-таки в шок. Они ведь помнят, что первоочередной задачей было доведение качества того, что течет в водопроводных трубах, до стандартов питьевой воды. И именно на достижение этой задачи и было направлено выполнение договора! Или, может, чего-то недопоняли?

Что ж, зато теперь всем понятно: чистой воды как не было три года тому назад, так и нет, и, судя по всему, не будет в обозримом будущем, потому что:

— только в этом году «Водоканалу» необходимо вернуть ЕБРР более 7 млн. гривен за 2002 год;

— а также найти средства для возврата кредита по итогам 2003-го — это еще 6 млн. гривен.

Впрочем, особо напрягаться, вероятно, «Водоканал» не станет и «найдет» необходимую сумму в карманах запорожцев. Тем более, что им уже напомнили

Старую песню о главном — тарифах

За время действия договора с ЕБРР потребители воды в Запорожье слышали ее уже четыре раза в разных аранжировках. Но пятое исполнение оказалась просто… полным римейком!

На кардинальные изменения тарифотворцев (их партию исполняет горисполком) подвигло, вероятнее всего, многостраничное заключение официального аудитора КП «Водоканал» — фирмы C.Lotti&ASSOCIATI. Аудиторы еще в октябре сообщали банку: «Финансовое положение остается серьезным. Очевидно, что финансовое положение КП «Водоканал» ухудшилось за последние шесть месяцев и ощущается серьезная нехватка средств. Консультанту не удалось точно определить действительные размеры дефицита наличности, так как он не совсем уверен в данных, на базе которых сделан анализ. Предварительный анализ показателей показал, что КП «Водоканал» неплатежеспособный». Поэтому аудитор рекомендует банку «или пересмотреть свою стратегию в отношении КП «Водоканал», или настаивать на полном соблюдении условий существующего кредита. В последнем случае КП «Водоканал» по существу банкрот, и ЕБРР придется требовать возврата кредита у государственных гарантов».

Один из гарантов — горисполком — проникается серьезностью ситуации и принимает решение: соблюдать условия существующего кредитного договора. Нет, работы после этого не активизировались, вода не стала лучше, Днепр — чище, оборудование — экономичнее, а управление — эффективнее. Чтобы стабилизировать финансовое положение «Водоканала» и успокоить Банк, легким росчерком пера с 1 октября 2002 года увеличились тарифы на воду в два раза, а на водоотвод — в 1,7 раза. Но не для всех потребителей, а только для предприятий и субъектов хозяйственной деятельности. Т.е. для тех, для кого стоимость воды обязательно «ложится» на себестоимость продукции.

Читатель, наверное, уже представил себе толпы директоров и других представителей юридических лиц, возмущенных «легким» решением и пикетирующих здание горисполкома. И ошибся. Ничего подобного в Запорожье не произошло. И не потому, что руководители у нас такие понятливые и в полной мере разделяют ответственность горисполкома перед ЕБРР. Все проще: оказывается, промышленных гигантов (и, соответственно, крупнейших потребителей воды) это решение вообще не касается. Потому что воду им поставляет не «Водоканал», а... завод по подготовке воды комбината «Запорожсталь». А у него тарифы на питьевую воду втрое ниже, чем у «Водоканала»!

На закрытии этого завода первоначально настаивал ЕБРР: чтобы предприятие смогло вернуть кредиты, оно должно наращивать объемы поставок воды. Но на каком-то этапе Банк убедили отказаться от этого требования.

За себя и за того парня

Вот почему ни «Запорожстали», ни «Днепроспецстали», ни ферросплавному, ни коксохиму не придется «расхлебывать» водоканаловские проблемы.

А те, кому придется, будут… еще больше нарушать условия договора. Правда-правда, сам ЕБРР так считает. В своем письме от 18 октября прошлого года. Банк пишет городскому голове: «Решение о корректировке тарифов не соответствует положениям методики, а также противоречит соответствующим положениям кредитного соглашения. Утвержденная методика содержит план постепенного снижения перекрестного субсидирования, принимая во внимание финансовые потребности КП «Водоканал» и платежеспособность потребителей. Однако последняя корректировка тарифов, по мнению Банка, идет вразрез с намеченным планом и значительно увеличивает дисбаланс в тарифах». Бедный горисполком, из огня да в полымя!

Но ничего не попишешь — надо дисбаланс устранять. И после длительных поисков и сомнений горисполком как бы прислушивается к мнению Банка: с 1 февраля 2003 года тарифы для населения увеличиваются, а для предприятий снижаются. Немножко. Теперь 1 кубометр воды для населения стоит 57 копеек, а для предприятий — 2 гривни 14 копеек.

Есть, есть-таки ученики царя Соломона в горисполкоме. Хотя последние решения и увеличили уровень перекрестного субсидирования. Зато! Рентабельность. Увеличилась. До 385 процентов. Овации. Автора!

Никакой иронии: где вы еще видели, чтобы товар, себестоимость которого 60 копеек (кубометра воды в нашем случае), продавали почти в четыре раза дороже! Попробовал бы какой-нибудь производитель себе такое позволить — да ему инспекция по контролю за ценами или тот же Антимонопольный комитет житья бы не дали.

А вот запорожский тарифотворец так закрутил, так вывернул, что хоть и нарушил статью 17 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» да еще КП «Водоканал» подтолкнул к нарушениям сразу по трем пунктам вышеназванного закона, а поди ж ты — не видят этих нарушений нигде. Ни в одном государственном органе, призванном защищать интересы потребителей. Вернее, видят, да только не знают, как (нет-нет, не к ответственности привлечь, Боже упаси!) заставить исправить явные нарушения.

Облгосадминистрация даже не обижается за то, что методику образования тарифов (кстати, ею же, как одним из гарантов договора с ЕБРР, разработанную) никто в горисполкоме не празднует. Государственная комиссия по контролю за ценами в Запорожской области беспомощно разводит руками. Антимонопольному комитету явно не хватает воли к победе. Союз промышленников и предпринимателей «Потенциал» даже видимость активности в защите своих же членов не создает и за все время не удосужился хотя бы согласительную комиссию собрать.

Остается только суд. Вот только сомнение гложет: кто ж ему позволит объективно разобраться и повлиять!

Берем чужие и на время, а отдаем... чужие

И все-таки больше не прав Валерий Хорошковский, сомневающийся, стоит ли делать бизнес в Запорожье. Стоит. Главное — предусмотреть все особенности национального ведения дел и определиться, какой результат хотите получить: фактический или денежный.

Вот ЕБРР предполагал (или все-таки знал?), что в срок у нас все равно ничего не сделают, графики будут постоянно срываться, что-то нужно будет согласовывать, изменять и.т.д. Поэтому подошел к заключению кредитного соглашения с умом: во-первых, все изменения необходимо согласовывать с Банком письменно, а во-вторых, за невыборку в срок кредитных средств платить штрафы. Все просто до гениальности. Пока с Банком идет оживленная переписка по любому поводу, мало-мальски значимому изменению, время идет, разрешения на выборку средств нет, график нарушается, а денежки (штраф) — капают! Вот как надо дела делать. Воистину время — деньги.

Жаль только, что уйдут они из нашего, потребительского кармана. Теперь жителям Запорожья, да нескольким предприятиям, да еще представителям мелкого бизнеса придется расплатиться не только за кредит, но также проценты по кредиту, штрафы за бесхозяйственность и неумелое управление. И все это из наших карманов под плеск воды, далекой от любых стандартов качества, вытекающей из очередного порыва на водоводе.

Но не все так плохо

И действительно, «не все так погано в нашому домі», как любит заявлять одноименная телевизионная программа. Потому что есть, кажется, один пункт «Программы инвестиций в развитие системы водоснабжения и очистки воды в г.Запорожье», по которому можно рапортовать: «Выполнено». А именно — «e) привлечение частного сектора в сферу коммунальных услуг». По крайней мере, по Запорожью упорно циркулируют слухи, что люди, которые контролируют «Запорожсталь», контролируют и КП «Водоканал».

Конечно, не очень хочется верить в эти измышления. Иначе что ж получится? Определенная бизнес-группа, при поддержке власти, неофициально контролирует коммунальное предприятие, его финансовые потоки, в том числе и кредиты ЕБРР, да еще при помощи диких тарифов залезла в карман других предприятий и хочет въехать в рай на чужом горбу?! И они же при этом в белом. А Запорожье по-прежнему с плохой водой, зато в неоплатном долгу. По крайней мере, в обозримом будущем.