У херсонских комбайностроителей праздник. Впервые за последние годы удалось единовременно продать крупную, по нынешним меркам, партию зерноуборочных комбайнов «Славутич». 10 машин купило предприятие «Киевспецтранс» и 15 — Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича.
Всего в этом году уже продано 83 «Славутича». В минувшем — чуть больше полусотни. В честь такого события на предприятии состоялся небольшой митинг, на котором генеральный директор завода Владимир Буряченко вручил гостям-покупателям ключи от новеньких «Славутичей». Реализация такой партии продукции означает для комбайностроителей в первую очередь стабильную зарплату на протяжении двух-трех месяцев и поставки комплектующих от смежников.
Несмотря на сокращение рынков сбыта, невысокую платежеспособность потребителей, коллективу ОАО «Херсонские комбайны» удалось сдвинуть производство с места. В текущем году предполагается выпустить 300 зерноуборочных комбайнов «Славутич», 500 единиц кукурузоуборочных комбайнов и прочей продукции. И тем не менее руководство завода высказывает сомнение в том, что производственную программу удастся выполнить в полном объеме. Завод реализует сегодня продукцию как по прямым договорам, так и через систему «Украгролизинга». Последний предполагает предоплату по такой схеме: 15% со стороны покупателя и 35% — за счет лизингового предприятия. Остальную часть суммы покупатель обязан погасить в течение пяти лет. Только государство не выполняет свои обязательства, и на деле получается несуразица. Покупатель в соответствии с договором требует «отпустить» товар (комбайн). Следуя обязательствам, заводчане должны отдать машину, по сути, за виртуальные деньги.
Несвоевременный расчет за отгруженную продукцию был и остается проблемой, которая создает предприятию финансовые затруднения и приводит к росту собственных долгов. Об этом заводчане неоднократно информировали «верхи», но, перефразируя известного баснописца, можно сказать: «Лизинг и ныне там».