UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯЛТА: СНАЧАЛА СХЕМА ЗАСТРОЙКИ, ЗАТЕМ — ОСВОЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Сегодня Ялта — самый дорогой курорт в Украине, который ежегодно принимает более миллиона отдыхающих...

Автор: Валерия Бондаренко

Сегодня Ялта — самый дорогой курорт в Украине, который ежегодно принимает более миллиона отдыхающих. Его инвестиционная привлекательность сравнима разве что с центром Киева. А стоимость земли и жилья растет в среднем в полтора раза в год. Неудивительно, что именно на этой земле разгораются страсти по обладанию ею.

В прошлом году Ялта пережила множество прокурорских проверок. Параллельно с этим в городе прошел первый прозрачный конкурс инвестпроектов, в ходе которого их первоначальная стоимость увеличилась в полтора раза. Только в рамках ТПР (территории приоритетного развития) Ялта привлекла 120 млн. долл. инвестиций. Что составляет 60% от суммы всех ТПР Крыма вместе взятых. И уже в 2003-м приступила к реализации 14 инвестпроектов. В минувшем году город по всем основным социально-экономическим показателям вышел на первое место среди крупных городов Крыма.

И сегодня, под крики чаек, критиков и периодически митингующих татар, Ялта готовится к новому курортному сезону: достраивается Набережная, обустраивается зона отдыха на Ай-Петри, отрабатываются еще семнадцать инвестпроектов. Мэр города Сергей БРАЙКО признается, что работать в экстремальных условиях хоть и тяжело, но уже стало его естественным состоянием. Главное — чтобы был результат.

— Сергей Борисович, чем в инвестиционном плане порадовал нынешний год, а чем огорчил?

— Хорошая новость — заключение договора между городом и правительством США на разработку технико-экономического обоснования строительства в районе Гаспры мусороперерабатывающего завода. Над ним работают американские и украинские специалисты. Обоснование обошлось в 300 тыс. — это грант от правительства США.

Город старается всеми способами рекламировать инвестпроекты как в Украине, так и за рубежом. Во время проведения инвестиционной биржи в Турции из наших предложений американцев заинтересовало именно это. Полтора года шли переговоры. Технология, которую нам предлагают, уникальна. И в первую очередь потому, что позволяет получать природный газ — метан, высвобождающийся в результате переработки мусора. Что, в свою очередь, даст возможность обеспечить ближайшие микрорайоны газом, а несколько поселков — теплом и горячей водой. Плюс — постепенно ликвидировать тридцатилетнюю свалку, нашу экологическую «бомбу». Оценочная цена завода — 5 млн. долл. Окупаемость проекта — пять-семь лет.

Этот проект по мусоропереработке важен для города не только с точки зрения экологии и утилизации бытовых отходов, но и в стратегическом плане, потому что как только сюда придет первый серьезный западный инвестор, его примеру последуют и другие.

Ведь во многом благодаря инвесторам город, пусть постепенно, но преображается. Появляются хорошего уровня отели, известные на сегодня «Ореанда», «Бристоль», «Левант», «Лето» и другие. Мы даже готовим предложения относительно пилотного проекта по созданию мировой сети гостиниц.

На сегодняшний день в Ялту по-крупному инвестируют россияне, украинцы, меньше — казахи, а западный инвестор осторожничает.

— И неудивительно, ведь инвестиционный климат в стране весьма далек от ялтинского субтропического. Как отразится на притоке инвестиций введенный с первого января этого года мораторий на регистрацию инвестпроектов в зонах приоритетного развития?

— В соответствии с законом Украины, с 2000 года на территории приоритетного развития «Большая Ялта» введен специальный льготный режим инвестиционной деятельности. Которым предусмотрен ряд таможенных и налоговых льгот для инвестора. Именно в начале работы ТПР Ялта привлекла львиную долю инвестиций. Но постепенно законодательные правила игры менялись, льготы с каждым годом урезались. Все это довольно негативно сказалось на желании инвесторов работать в рамках ТПР.

Мы все еще надеемся, что правительство и Верховная Рада отнесутся к этому с пониманием, и льготы будут восстановлены. Но если этого, к сожалению, не произойдет, заказчикам придется работать в обычной системе налогообложения. Это, безусловно, ухудшит рентабельность проектов, негативно скажется на инвестициях, но от этого они не прекратятся.

— На последней сессии горсовета принято решение об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Большой Ялты в 2004—2005 годах.

— Половина из них — объекты бизнеса, призванные максимально обустроить город: строительство торгового комплекса с супермаркетом, многофункционального офисно-торгового центра, спортивно-рекреационного комплекса, реконструкция оптового и овощного рынков, станции техобслуживания, строительство нескольких гостиничных объектов, трассы и многое другое.

Многие из них для инвестора достаточно тяжелые, поскольку город ставит перед ним несколько обязательных условий. Взять тот же вещевой рынок. Условия таковы: все 800 торговых мест, существующих сегодня на этом рынке, должны быть сохранены, «вписаны» в построенные магазины. Безусловно, будем настаивать и на подземных этажах, автостоянке, транспортной развязке. А вот относительно высотности — особо не ограничиваем.

Вторая половина инвестиционных предложений — по строительству жилых домов.

— Как растут цены на жилье?

— За последние полтора года в 2—2,5 раза, и тенденция сохраняется.

Жилищное строительство на побережье очень выгодно. Сегодня у нас работают три крупные строительные компании: две крымские и киевская. Мы же, посредством инвестиционных конкурсов, стремимся привлечь внимание и других крупных украинских строительных компаний. Таких известных, как «Познякижилстрой», «Киевгорстрой». Чем больше их тут будет, тем выше конкуренция, а значит, и качество жилья.

— Сколько свободной земли осталось в Ялте?

— Около 40 гектаров для жилищного строительства — хоть индивидуального, хоть многоэтажного. Это немного. Очередь у нас — 4,5 тыс., а поскольку быстро строить социальное жилье нереально, жилищная программа в Ялте, как и в Киеве, осуществляется путем строительства за счет привлеченных средств. Город выделяет инвесторам стройплощадки при условии, что 20% площади отдается городу в качестве социального жилья. Необязательно в элитных домах, но квота должна быть соблюдена.

— Какие тенденции наблюдаются в строительстве?

— Свободных территорий для рекреации в районе прибрежной полосы не осталось. Поэтому строительство будет уходить за обводную дорогу. Там —достаточное количество бонус-территорий. Это черта заповедника, хвойные леса, а значит, и экология более здоровая. Да и вид красивый.

— На последней сессии горсовета принято решение о временном прекращении выделения земельных участков под индивидуальное строительство и гаражи.

— Решение далось с большим трудом. Но мы приняли генеральный план, согласно которому город разбивается на участки. И теперь по каждой из этих территорий нужно готовить детальную планировку местности. А пока этого нет — хаотичная застройка продолжается. И с каждым годом все активнее.

Действие запрета не распространяется на социальные объекты и многоэтажные жилые дома. Процесс снятия моратория будет поэтапным. В первую очередь, отработаем нижнюю часть города, и, думаю, через три-четыре месяца мы на ней мораторий на строительство снимем. Перейдем к следующим участкам. Безусловно, будут территории, на которых и в течение двух лет ничего строить нельзя.

— Почему это решение далось вам с трудом?

— Потому что сегодня вся страна смотрит на этот несчастный Южный берег, как на лакомый пирог. И вряд ли найдется человек, который отказался бы от земельного участка на ЮБК. Спрос огромный. И чем выше этот спрос, тем больше давление. И тем сложнее местной власти отказывать по всем этим вопросам... Но если мы действительно хотим сохранить территорию, то делать это просто необходимо.

И речь идет не только о Крыме. В целом по стране достаточно большое количество земель, где сначала нужно четко отработать схему застройки, а потом уже начинать их осваивать.

— Сколько земли выдано в Ялте за время работы нынешнего горсовета?

— За 2, 5 года работы нами было выделено 55 га земли. Из них только 4,2 га — под строительство индивидуальных домов. Остальные — под объекты бизнеса, а также решения по уже выделенным участкам.

— А на территории всей Большой Ялты?

— Точную цифру назвать не могу, поскольку это не наша компетенция.

Еще с момента принятия закона о местном самоуправлении — это прерогатива поселковых советов. Они все решают сами, и процесс этот — практически бесконтрольный. В связи с этим мы подали Президенту Украины и в Совет национальной безопасности свои предложения по усовершенствованию системы административного устройства и по земельным вопросам.

В том же Гурзуфе, например, за те же 2,5 года под частные дома выделено 12 га.

— Выделено незаконно?

— Почему же! Индивидуальное жилищное строительство на территориях поселковых советов — проблема номер один. Она была и есть. Действительно, выделялись немаленькие территории, но все — в соответствии с законом, такой уж у нас закон.

И когда заходит разговор о том, что в Крыму сплошь и рядом нарушается земельное законодательство, я всегда спрашиваю: вы можете назвать хоть одно судебное решение, которым отменен хоть один государственный акт, выданный любым крымским горсоветом или поссоветом? Хоть одно судебное решение, которое расторгло бы договор аренды земли. Таковых нет! Везде согласования, решения сессии, есть заключения экспертиз, поэтому нельзя говорить о нарушении закона.

Можно говорить о нецелесообразном использовании земли. Даже не о нецелевом, а о нецелесообразном. И об этом нужно не просто говорить, а пора уже бить тревогу.

Ведь нет нарушения в том, что какой-то поссовет выдает кому-то разрешение на строительство индивидуального жилого дома возле моря. Это плохо, нецелесообразно, но это не противоречит закону.

Поэтому в первую очередь законодатель должен предусмотреть ограничения. А у нас в законе этого НЕТ!

А пока законодательно не оформлено — может, и поселковым советам стоит поступать так, как мы на последней сессии: приостановить на особо ценных землях хаотичное строительство?

— Насколько законно принятое вами решение, и есть ли ему аналоги в Украине?

— О подобном не слышал. Может быть, все это почти на грани закона. Но город небольшой, территория маленькая и другого выхода у нас пока нет.

Мы обсуждали возможность такого решения с членами комиссии СНБО под руководством Владимира Радченко — последней комиссии, которая была у нас с проверкой. Все вроде бы понимают, что, наверное, на особо ценных землях на строительство мораторий надо вводить!

— Крымские татары тоже требуют землю. Как складываются ваши отношения с ними?

— Проблем с местным крымскотатарским населением нет. В Ялте 2,5 тыс. татар. За все время их обустройства им выделено 600 квартир, а также 1200 участков, на 400 из которых уже возведены постройки. Осваиваются еще 300, остальные 500 не осваиваются, потому что нет денег. Из проживающих в Ялте татар осталось около 300 человек, которых действительно нужно обустроить, и мы этим занимаемся.

А проблема в том, что начался процесс внутренней миграции на побережье из степных районов Крыма. На ЮБК, естественно, теплее и больше возможностей заработать. Вот они и требуют землю.

— Каким, на ваш взгляд, может быть выход из положения?

— Надо законодательно урегулировать вопрос о том, кто имеет право поселиться на ЮБК. По логике — это должны быть, наверное, крымские татары и их родственники, депортированные именно с этой территории. Более того, должна быть определена государственная квота, установлено, сколько еще человек мы обязаны принять, независимо от того, откуда они были депортированы. А под эту квоту выделено финансирование, указана земля, где мы должны их расселять.

— Каковы объемы городского бюджета на нынешний год и как вы собираетесь им распорядиться?

— Бюджет составляет 82 млн. грн., он по-прежнему напряженный. Безусловно, город недополучит некоторую часть поступлений из-за отмены спецпатента и гостиничного сбора. Но впервые за много лет мы добились того, чтобы из бюджета Ялты не было изъятий в госбюджет. И даже сможем увеличить финансирование нашей социальной сферы и направить средства на переоснащение и переоборудование.

— Сколько средств из госбюджета выделено в этом году на реализацию Комплексной программы социально-экономического развития Ялты?

— Целевым назначением выделяются 10 млн. И еще по пять — на завершение строительства второй очереди водоочистных сооружений и на ремонт дорог.

Запланированные 5 млн. на дорожные работы — не такая уж большая сумма, учитывая, что Ялта находится в оползневой зоне. И если не принимать меры, то дорога просто сползет в море и автосообщение прекратится. Оползни можно удерживать только какое-то время. Например, в районе Симеиза по трассе Ялта—Севастополь сверху над дорогой на участке шириной 100—120 метров и длинной в километр лежит застывший селевой поток, по подсчетам там скопилось более 30 тыс. тонн. Поток этот постепенно сползает вниз, и ежедневно мы убираем оттуда до 100 тонн селевой массы. И таких мест у нас много.

Не менее злободневный вопрос — очистка питьевой воды. Наша единственная очистная станция была построена в 80-е годы, да и то только одна очередь. Ее мощностей не хватает, и это не позволяет круглосуточно подавать воду на все без исключения объекты. Мы сейчас заканчиваем проект второй водоочистной станции и при условии своевременного финансирования должны к следующему сезону выйти на круглосуточную подачу воды.

Что же касается нижней части города, во всех санаториях и гостиницах вода будет круглосуточно. У них у всех есть резервуары, которые нужно просто заполнить, и проблема решена.

— Какие программы финансирует непосредственно город?

— Строительство набережной. Она уже обошлась нам в 32 млн. грн. Плюс предприниматели, офисы которых расположены на набережной, тоже «скинулись» примерно на 6 млн. В соответствии с решением горисполкома, для каждого рассчитали занимаемую им площадь и исходя из этого определили сумму индивидуального взноса.

Также мы приняли две программы. Одна из них, «Тепло», обойдется в 45 млн. грн. Она предусматривает установление в течение двух-трех лет на всех социальных объектах мини-котелен. В частных домах — индивидуальные котлы: для льготников — бесплатные, для остальных — недорогие.

В мае под этот проект объявим тендеры, выберем оборудование и будем искать подрядчиков.

Вторая программа — по освещению города — стоит 1,5 млн. грн.

— Что реально обещаете к сезону?

— Будет закончена основная часть набережной. Вымощен основной проход вплоть до памятника Ленину. Самого Ильича решили оставить — такого, как у нас, в пальмах, нигде больше нет.

На месте аттракционов откроем красочный фонтан (15 метров в диаметре) и малые архитектурные формы, среди которых — 20-метровая стелла породненным городам. Все эти элементы будут установлены уже во время курортного сезона. Фонтан будет сдан к июлю. Стелла — к августу. Памятник Чехову — осенью, в день открытия форума «Вместе».

Основная часть аттракционов будет находиться на территории Морпорта, ближе к зданию Морвокзала. За счет этого набережная станет длиннее. Другая часть откроется в парке. Таким образом, реализуется осенний инвестпроект «Аттракционы в Пионерском парке». На сегодня все разрешения получены, обещают установить аттракционы к июлю.

И только нижняя часть Набережной останется в прежнем виде. Пока не будет реконструироваться подпричальная часть — облагораживать пирс просто не имеет смысла. Это — ведомство Морпорта, а значит, Минтранса. Стоимость работ — 6 млн. грн. И мы очень рассчитываем на понимание в этом вопросе министра транспорта Кирпы.

В плане туристической инфраструктуры — упорядочена и сертифицирована торговля на Ай-Петри. Восстановлена Боткинская тропа.

А что касается Ялты в целом… Хотелось бы, конечно, мгновенно сделать город туристическим центром мирового уровня, но поскольку это невозможно, мы исходим из реальной ситуации. Думаю, те, кто к нам приезжает, не могут не заметить: Ялта действительно с каждым годом становится все лучше. И это та наглядная реальность, с которой уже никто не поспорит.