UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Взлет-посадка» украинских аэропортов

Собственники коммунальных аэропортов заявляют, что затеянная передача взлетно-посадочных полос ...

Автор: Евгений Шибалов

Собственники коммунальных аэропортов заявляют, что затеянная передача взлетно-посадочных полос в государственную собственность сорвет график подготовки этих объектов к финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года. По крайней мере, такое мнение бытует в Донецке. Развернувшиеся было проекты реконструкции местного аэропорта оказались под угрозой срыва.

Если верить министру транспорта Иосифу Винскому, передача украинских аэропортов в государственную собственность — дело практически решенное. В конце прошлой недели министр по окончании заседания Совета национальной безопасности и обороны бодро отчитался, что сумел, в конце концов, переубедить президента в необходимости «разорвать» аэропорты, отдав державе взлетно-посадочные полосы (ВПП) с навигационным оборудованием. Чуть позже эту информацию подтвердила секретарь СНБОУ Раиса Богатырева.

Напомним, свое требование Минтранс аргументировал необходимостью обеспечить безопасность полетов во время проведения в Украине чемпионата Европы по футболу 2012 года. Однако чиновники, отвечающие за организацию соревнований, сомневаются в способности транспортного ведомства надлежащим образом исполнить эту функцию. Так, глава Национального агентства Украины по вопросам подготовки и проведения Евро-2012 Евгений Червоненко, узнав о достигнутом согласии, заявил, что для него это «страшная новость». В комментарии агентству УНИАН г-н Червоненко отметил, что деньги, которые придется тратить на содержание взлетно-посадочных полос, разумнее было бы потратить на строительство дорог, а ВПП неплохо бы жилось и в частных руках. Против желания Минтранса «национализировать» аэропорты выступал и вице-премьер Иван Васюник.

В Донецке местный областной совет проявил дисциплинированность и, по требованию Киева, еще 22 апреля с.г. дал согласие на передачу в госсобственность взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта «Донецк». Однако глава облсовета Анатолий Близнюк во время обсуждения этого решения не удержался, чтобы не отпустить шпильку в адрес Винского. «Колесников правильно говорил: как только министр начинает инициировать передачу аэропорта в собственность государства, так его снимают», — обиженно сказал
г-н Близнюк. Возможно, то был намек на незавидную судьбу экс-министра Николая Рудьковского, который в конце 2006 года также потребовал вернуть государству несколько аэропортов, в том числе донецкий...

Более того, после сессии глава облсовета поехал искать правду лично у премьер-министра Юлии Тимошенко и, вернувшись домой, обнародовал компромиссную договоренность донецких властей с Кабмином: взлетно-посадочную полосу никому не передадут, пока не достроят, поскольку механизм смены формы собственности недостроенного объекта в Украине не разработан. «Премьер-министр согласилась с нашей позицией, и мы будем достраивать взлетно-посадочную полосу. После завершения строительства мы ее передаем в государственную собственность», — пояснил председатель облсовета. Иначе, добавил он, процедура передачи ВПП и смены подрядчика приостановили бы начатую стройку на полтора года.

Вопрос об изменении формы собственности донецкого аэропорта встал на повестке дня в тот момент, когда начавшаяся было реконструкция оказалась под угрозой срыва. В июле прошлого года Кабмин утвердил смету на завершение строительства новой полосы — 630,7 млн. грн. (в региональной программе подготовки к Евро общая стоимость этих работ оценивалась в 990 млн. грн.). И представители местной власти, и руководители КП «Международный аэропорт «Донецк» неоднократно заявляли, что с начала 2008 года ни копейки государственных денег на этот проект выделено не было. Подрядчика убедили продолжать работы «под честное слово», чтобы не терять время и сполна воспользоваться благоприятствующей стройке погодой.

В Донецке надеялись, что полноценное финансирование начнется хотя бы в конце мая, но пока ничто этого не предвещает. Судьба проекта, призванного обеспечить возможность принимать любые типы самолетов, неясна. Как и судьба самого аэропорта.

«Донецким» уже не первый раз приходится отбиваться от нападок на «свой» аэропорт. С 2003 года КП «Международный аэропорт «Донецк» находится в коммунальной собственности областной общины. Однако в ноябре 2006 года, как только министр транспорта заикнулся о передаче аэропортов государству, коммунальное предприятие формально сменило собственника с областного совета на горсовет шахтерской столицы. Как пояснял тогда мэр Донецка Александр Лукьянченко, «чтобы это предприятие вообще не ушло из-под юрисдикции нашего региона». Ведь с точки зрения законодательства, правовой статус коммунальной собственности области более шаткий, нежели имущества городской общины. Однако оперативное управление аэропортом, по всей видимости, продолжает осуществлять областное руководство. Директор аэропорта Валентин Паламарчук в беседе с корреспондент «ЗН» признался, что его контракт до сих пор лежит в областном совете. Кроме того, из регионального бюджета продолжают выделяться деньги на техническое перевооружение и реконструкцию «воздушных ворот Донбасса», на уровне 17—20 млн. грн. в год.

Впрочем, формальный собственник — Донецкий городской совет — пока хоть и завуалированно, но высказался против передачи аэропорта государству. «Я думаю, что это невозможно. Юридически невозможно. Сегодня нет механизма возврата из коммунальной собственности в государственную без согласия территориальной общины и без решения сессии городского совета», — заявил журналистам мэр Донецка Александр Лукьянченко. Что можно рассматривать и как выпад в адрес главы облсовета Анатолия Близнюка, с которым у донецкого градоначальника порой случаются довольно энергичные дискуссии. И свое мнение каждый отстаивает упорно. По некоторым сведениям, Лукьянченко не слишком доволен своей нынешней ролью «технического» собственника, в которой от него требуются только уступки и поблажки, как-то: освобождение донецкого аэропорта от платы за землю и решение горсовета, позволяющее КП «Международный аэропорт «Донецк» оставлять всю прибыль себе на развитие.

Руководитель донецкого аэропорта В.Паламарчук в комментарии «ЗН» заявил, что, исходя из опыта работы с государственными структурами, он также категорически против передачи подведомственного ему предприятия государству. «Вместо того чтобы готовиться к Евро, я занимаюсь только тем, что рассылаю во все инстанции бумаги о том, как я готовлюсь к Евро. Хотя здесь скорее надо говорить не о том, как мы готовимся, а о том, как мы не готовимся. Глядя на это правительство, создается впечатление, что не только наш аэропорт, а вообще ничего готово не будет», — отметил он в интервью нашему корреспонденту. Паламарчук заверил, что примерно того же мнения придерживаются руководители других воздушных вокзалов.

Посему на перспективы донецкого аэропорта в руках государства Валентин Паламарчук смотрит весьма мрачно. В качестве доказательства он привел список авиакомпаний, которые летали в государственный аэропорт Донецка и в коммунальный.

По его словам, до 2003 года из Донецка летала только местная компания «Донбассаэро», которая обслуживала рейс Донецк—Киев (аэропорт Борисполь) и несколько сезонных рейсов на популярные среди дончан близлежащие курорты Крыма и Турции.

За пять лет нахождения в коммунальной собственности аэропорт привели в соответствие с новыми требованиями, и теперь через столицу Донбасса проходят транзитные рейсы «Люфтганзы», «Австрийских авиалиний», Turkish Airlines и UTAir. Не в последнюю очередь, по мнению Паламарчука, этому поспособствовало техническое перевооружение аэропорта, в частности, закупка специальной техники для очистки взлетно-посадочной полосы от наледи. Из Донецка теперь без пересадки в Борисполе можно попасть в крупнейшие транзитные аэропорты Европы — Вену и Мюнхен.

Такая динамика позволила даже помыслить о грандиозных проектах превращения донецкого аэропорта в крупный транзитный центр между Востоком и Западом, в своеобразный украинский «Мюнхен». Весьма амбициозный проект, если вспомнить, что сданный в эксплуатацию в 1975 году аэропорт вообще не строился даже как просто международный, и позже пришлось «втискивать» в аэровокзальный комплекс не предусмотренную первоначальным проектом таможенную инфраструктуру.

Как заметил директор донецкого аэропорта, государство рискует получить в свои руки весьма дорогостоящую обузу (о чем, напомним, говорил и Червоненко). Проект строительства новой ВПП включает амортизационную защиту в ходе эксплуатации в сумме 50 млн. грн. ежегодно, не считая расходов на зарплату персоналу и содержание упомянутой спецтехники. «Оставить такой объект без амортизационной защиты — значит, сократить срок его эксплуатации до 15 лет вместо 50. Но этот вопрос, как и много других, пока даже не обсуждался», — сказал Валентин Паламарчук.

Перипетии со взлетно-посадочной полосой, опасаются в Донецке, могут отпугнуть потенциальных инвесторов и от проекта реконструкции собственно аэровокзального комплекса. В администрации КП «Международный аэропорт «Донецк», пока не раскрывая имен, утверждают, что до заявлений о намерении сменить форму собственности ВПП переговоры с компанией, пожелавшей вложить деньги в аэровокзал, вошли в завершающую стадию. Но сейчас приостановились. Общая стоимость проекта составляет
269,4 млн. грн. Предполагается, что здесь будет построен новый терминал и транспортная развязка. Местные власти также заявили о готовности бесплатно выделить землю под этот проект. Кроме того, местный аэропорт, единственный в Украине, уже сейчас готов предложить любому инвестору, по словам мэра Донецка Александра Лукьянченко, полный комплект утвержденной проектно-сметной документации.

Считается, что новый аэровокзальный комплекс может стать прибыльным. Для этого, по оценкам специалистов, необходимо «всего лишь» увеличить поток пассажиров до 4 млн. человек ежегодно (сейчас донецкий аэропорт обслуживает за год 0,5 млн. пассажиров). Однако эксперты сходятся во мнении, что при умелом подходе перспективы у местного аэропорта просто блестящие: при следовании транзитных рейсов через Донецк время доставки пассажиров к основным аэропорта Востока сокращается на час. Во всяком случае, компания «Аеросвіт» уже давно и активно сотрудничает с донецкой компанией «Донбассаэро» в этом направлении, рассчитывая пополнить свой реестр транзитных аэропортов, помимо «Борисполя», еще и «международным аэропортом «Донецк».

Чем бы ни завершилась эта эпопея, хочется надеяться, что европейским футболистам не придется пережить непередаваемых ощущений, испытанных украинскими пассажирами в 2004 году, когда взлетно-посадочную полосу аэропорта «Донецк» ввиду аварийного состояния закрыли на срочный ремонт, а самолеты садились в чистое поле, в накатанную рядом по траве колею. Наши-то люди ко всему привычные, а рафинированных европейцев может и кондрашка хватить от такого экстремального «аттракциона»…