Премьер торжественно разрезала ленточку в Одесском порту по случаю открытия очередной ветки путепровода, получила в знак признания от портовиков огромный букет белых роз, фуражку капитана и каску (для защиты). Но серьезного обсуждения проблем не получилось, честного разговора — тоже. Представителей частных компаний не пригласили. По этому случаю они даже провели пресс-конференции в Киеве.
В общем, заявленный круглый стол превратился в рабочее совещание с руководителями портов, которые доложили премьеру о своих бедах. И Юлия Владимировна пообещала решить их на ближайших заседаниях Кабмина.
Юлия Тимошенко сама обозначила три ключевых блока проблем. Это — негибкая тарифная политика, земельные вопросы и взаимоотношения между государственными портами и частными инвесторами.
И.о. министра транспорта Василий Шевченко доложил, что возобновилась работа тарифного совета и принято решение о предоставлении скидок девяти морским торговым портам на переработку транзитных грузов (железной руды, зерновых, угля, черных металлов и др.). Как результат, наблюдается постепенный рост объемов грузоперевалки в портах. Хотя прошлогодних объемов достичь пока не удалось.
Минтранс очень опоздал с предоставлением скидок, и часть грузов ушла в соседние черноморские порты. И хотя поднятие аккордных ставок, а вслед за ним резкий скачок доллара увеличили прибыль портов в разы, все понимали, чем это может обернуться в будущем. Поэтому когда одни начальники портов заявляли о финансовых результатах как о своих великих достижениях, другие — настаивали на пересмотре тарифно-ценовой политики.
Но, судя по выступлению на круглом столе начальника Одесского порта Николая Павлюка, подход к этому вопросу остается однобоким. К примеру, украинские порты так и не смогли добиться скидок на заходы круизных судов. «Круизный бизнес — выгодное и перспективное дело, однако Одесса, Ялта и Севастополь загружены всего на 5%. Зимой вообще ноль заходов. Почему не предоставить скидку? Минтранс и Минэкономики нас поддержали, но в Минфине наши предложения лежат без движения», — возмущался Н.Павлюк.
Чтобы впредь подобное не повторялось, премьер заявила, что по тарифной политике будет принято комплексное постановление Кабмина.
Что касается земельного блока проблем, то Юлия Владимировна пообещала урегулировать все вопросы отдельным постановлением Кабмина на ближайшем заседании правительства.
В прошлом году Кабинет министров своим постановлением закрепил за портами акватории. Но это — водная поверхность. Когда же дело доходит до земель под ними, то управления земельных ресурсов отказывают в выдаче актов на право пользования участками водного фонда. На том основании, что этот вопрос не урегулирован законодательно.
Николай Павлюк жаловался, что Одесский порт в течение трех лет не может реализовать проект строительства контейнерного терминала на Карантинном молу: «Наконец, есть все: инвестор, деньги, согласования. Но нет отвода земельного участка. Причем вопрос застрял на местном уровне. Нам даже не соизволили ответить — почему?»
Но самым сложным оказался вопрос о взаимоотношениях между портами и частными инвесторами. Свое видение проблем представили начальники двух портов — Ильичевского и Южного, где на сегодняшний день конфликты превратились в войны.
Начальник порта «Южный» Юрий Крук, говоря о противостоянии с частной компанией «Укртрансинвестсервис», заявил, что порт, добившийся самых высоких финансовых показателей в стране, должен быть защищен государством. «У некоторых складывается впечатление, что с кем-то воюет начальник порта. Но это не так», — заверил Крук. И изложил премьеру суть конфликта.
Понятно, что в отношении самых высоких достижений молодой начальник порта явно погорячился. Потому что перед его выступлением и.о. министра транспорта Юрий Шевченко, докладывая премьеру о финансово-экономических показателях отрасли, объяснил достижения портов прежде всего высокой курсовой разницей между гривней и долларом. Да и сама Юлия Владимировна тоже не сдержалась. «Теперь я понимаю, почему каждый раз, когда я приезжаю в Одессу, меня встречают демонстрации с лозунгами, направленными против вашей деятельности», — шутя заметила премьер.
А вот что касается заявлений о защите, то государству, которое признает равенство всех форм собственности, давно пора урегулировать деятельность частных компаний в портах на законодательном уровне. Если имеющихся законов для этого мало. Правда, тут снова возникает вопрос — как это сделать при неработающем парламенте и противоречиях, вызванных частными интересами? Никто не знает, когда будет принят закон о портах, проект которого мусолят более десяти лет.
Юлия Владимировна предложила внести поправки в законопроект о портах, принятый парламентом в первом чтении. А еще — в стратегию развития портов на период до 2015 года, одобренную Кабмином в прошлом году. И четко прописать модель взаимоотношений между портом и частным инвестором, инвестором и государством, инвестором и городом, чтобы заинтересовать и местное самоуправление в развитии портов. Затем эта модель должна стать основой для подписания соглашений как с работающими в портах, так и с потенциальными инвесторами, которые в дальнейшем будут на аукционе покупать право на вхождение в портовый бизнес — уже со всеми разрешениями и согласованиями.
Премьер напомнила, что правовая база для этого есть — постановление №530 Кабмина от 17 апреля 2009 года. Этот документ определил порядок привлечения инвестиций предприятиями госсектора через аукцион. Стоит напомнить, что он был обнародован в начале июня и воспринят портовиками, мягко говоря, без энтузиазма. По ряду причин. К примеру, по правилам аукциона побеждает тот, кто больше заплатит, по сути, за «входной билет» в порт.
Юлия Владимировна предложила портовикам составить реестр всех своих инвестиционных проектов и самим выписать соглашения к ним, где учесть все требования к инвестору — от «А» до «Я». Обязательно предусмотрев в случае их невыполнения расторжение договора в одностороннем порядке. А также самим определить стартовую цену лота, вырученные деньги от которого будут затем распределяться между портом и городом.
И даже пошла дальше, заявив, что в соглашении можно заложить любую норму. К примеру, 10% и больше отчислений от прибыли в казну города, чтобы заинтересовать местные власти в развитии портов.
После этого премьер посоветовала немедля запускать инвестиционный механизм. «Думаю, две недели на это хватит», — удивила она своими сроками присутствующих.
В своем выступлении В.Шевченко назвал два готовых инвестиционных проекта, которые могут быть реализованы уже до конца этого года. Это — строительство зернового терминала на территории Белгород-Днестровского порта стоимостью около 40 млн. долл. и контейнерного терминала в Одесском порту на сумму свыше 506 млн. долл. Однако темпы (два проекта в этом году и четыре — в следующем) премьер назвала медленными и неприемлемыми в условиях, когда инвесторы стоят в очереди.
Со своей стороны, портовики отметили, что им пока неясно, какой будет форма договора с инвестором. И вообще — какая организационно-правовая форма сотрудничества приемлема. Ведь до сих пор ее определяло Министерство транспорта и связи, точнее — министр, исходя из своих предпочтений. Поэтому дело доходило до абсурда: новый министр — новый договор и новые скандалы.
Много лет порты для привлечения инвесторов использовали в основном совместную деятельность, потом аренду, отдавая предпочтение первой. При министре Винском совместную деятельность решили прикрыть. И процесс пошел. Винского на посту уже нет. Что делать теперь, никто не знает.
Начальник Ильичевского порта Геннадий Скворцов сообщил, что совместно с ЕБРР, который выделяет порту кредит в сумме 26 млн. евро, разработана методология по отбору и мониторингу инвестора. По сути это свод правил, по которым инвестор может заходить на территорию государственного порта прозрачно, на конкурсных условиях. Именно эта форма может стать базовой…
Итог таков. Юлия Тимошенко заявила, что уже через две с половиной недели она готова провести открытое заседание правительства по проблемным вопросам морской отрасли. И принять необходимые нормативные акты, касающиеся функционирования и развития портового хозяйства. Для этого было предложено создать рабочую группу из руководителей портов и специалистов. И до заседания правительства провести отдельное совещание с участием заместителей министров финансов, экономики, руководителей Госкомзема, представителей местного самоуправления.
В отношении уже работающих в порту инвесторов вердикт премьера был суров: очистить порты от тех структур, которые заходили на базе коррупции, и подписать с инвесторами новые соглашения. Кто против — до свидания.
Однако взмахом властной руки легко рубить только головы подчиненным. Но никак не проблемы, накопившиеся, кстати, и за годы премьерства самой Юлии Владимировны. Всем давно известно, что в акваториях украинских портов построены частные терминалы, причалы и даже мини-порты. Но за все годы их функционирования так и не удалось создать устойчивую модель хозяйствования. А главное, втиснуть нынешние реалии в какую-то выписанную за две недели модель — это, по крайней мере, несерьезно.