UA / RU
Поддержать ZN.ua

Всех — в колхоз! Имени 1 мая

В этом году все карты коммунальщикам спутала пандемия, но вопрос создания по всей стране жилищно-коммунальных колхозов «Имени 1 мая» (ОСМД) с повестки дня не снят.

Автор: Александр Сергиенко

Голубой мечтой каждого украинского правительства было закрытие жилищно-коммунального вопроса. То есть — желание построить такую систему отношений между коммунальными монополистами и населением, чтобы не иметь к ним никакого отношения. Снять с себя эту головную боль, а вместе с ней и проблему содержания и модернизации устаревшего жилищного фонда.

Для чего назначают министров

Назначение в первом правительстве Зеленского на должность министра по развитию громад и территорий (Минрегион) Алены Бабак — яркое свидетельство такого желания президента и его команды. Действительно, до этого назначения пани Бабак ни сном, ни духом не знала о проблемах региональной политики, местного самоуправления или реформы децентрализации, но «собаку съела» в жилищно-коммунальных вопросах.

Именно она была тем «бульдозером», который пропихнул через Верховную Раду два базовых закона — «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» и новую редакцию Закона «О жилищно-коммунальных услугах», отгородившего железобетонной (условно) стеной поставщиков услуг от претензий потребителей. Пробить эту стену теоретически можно, но скорее разобьешь себе голову… (ZN.UA, «Закон жилищно-коммунального крепостничества»).

Следовательно единственное логическое объяснение назначению землячки президента на должность министра — задача закрыть ЖК-вопрос раз и навсегда. Хотя выполнена она не была, но с повестки дня — не снята, о чем свидетельствует в частности выразительный сюжет на пропрезидентском канале «1+1» со страшилками, что будет если обыватели до 1 мая с.г. не создадут ОСМД или не проведут общедомовые собрания для решения поставленных в законе о ЖКУ вопросов.

Первомай — день солидарности всех соседей!

Прежде всего следует отметить, что новый закон о ЖКУ не вызвал бурных аплодисментов ВР предыдущего созыва. В первом чтении он был принят 2 февраля далекого 2016 года. Тогда всем жителям многоэтажек был установлен крайний срок — 1 июля. Если не соберутся и не создадут ОСМД или не определят управляющего домом, их «отдадут в управление» местной власти. После этого законодательный «бульдозер» проталкивал проект ко второму чтению 20(!) месяцев. Наконец 10 декабря 2017 года закон вступил в силу. Но, как оказалось, ненадолго.

Ровно через полгода, 10 июня 2018, закон эту силу утратил. Почему? Потому что вступила в силу другая редакция закона. Очевидно, до депутатов дошло, что многое в законе является, мягко говоря, нереалистичным, поэтому понадобилось перекроить его заново.

Но и это не все, — авторы проекта и здесь прибегли к казуистике: хотя закон и действующий, но «вступает в силу» почти через год — 1 мая 2019-го! Здесь надо посоветовать депутатам всех созывов внимательно поискать в Конституции Украины понятие «вступает в силу», я, например, его не нашел. Если закон действующий, то он должен действовать, а все остальное — от лукавого.

Что требует новая редакция закона о ЖКУ? Цитата: «Не позже чем на протяжении одного года со дня вступления в силу этого Закона совладельцы многоквартирных домов независимо от выбранной ими формы управления многоквартирным домом обязаны принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг».

На простом языке это означает, что до 1 мая 2020 года жители всех многоквартирных домов страны (в том числе ОСМД или ЖСК) обязаны были провести собрания и определить «модель», то есть вид договора, который заключается с исполнителем каждой коммунальной услуги — индивидуальный или коллективный. Последний может подписать председатель ОСМД/ЖСК, управляющий многоквартирным домом или лицо, уполномоченное на это совладельцами.

Если же жители не проведут собрание или не придут к соглашению, в том числе об обслуживании внутридомовых сетей, принадлежащих им как общая собственность, то каждый из них должен заключить индивидуальный договор на поставку воды, тепла, вывоз мусора, водоотведение, а также на обслуживание сетей. При поставке электроэнергии и газа законом установлена только одна форма договора — индивидуальная. Это буквально означает, что договора надо заключать с каждым жильцом квартиры, но до лучшего авторы закона не додумались.

В итоге заметим, что народ не надо было пугать — с 1 мая предоставление услуг не прекратилось, да и не могло прекратиться. Если новых договоров нет, то действуют старые, следовательно украинцы могут и дальше спать спокойно. Но недолго.

Коронавирус — не навсегда

В этом году все карты коммунальщикам спутала пандемия, но вопрос создания по всей стране жилищно-коммунальных колхозов «Имени 1 мая» с повестки дня не снят. Можно не сомневаться, что и после окончания карантинных ограничений во львиной доле домовых сообществ общие собрания все равно не состоятся. То есть управляющие домами будут навязаны им извне так или иначе. Так же подавляющее большинство семей получит «индивидуальные» договора по предоставлению коммунальных услуг. Следовательно, рано или поздно жители многоквартирных домов, а это приблизительно половина всех украинцев, могут остаться наедине с коммунальными монополистами. И здесь главное — не содержание договора, а отсутствие эффективного контроля и санкций для коммунальщиков за качество услуг.

Например, если в «часы пик» у вас в квартире нет воды — не доходит до верхних этажей — то платить за непоставленную воду вам не надо, но от этого не легче — придется идти на работу или ложиться спать… немытым. А вот если бы за такое водоканал штрафовали в размере месячной оплаты, он обеспечил бы подкачку на верхние этажи. Сейчас доказать отсутствие воды в течение одного дня или постоянно практически невозможно.

Так же и с отоплением: если в квартире зимой холодно, то установить, кто виноват — холодный теплоноситель, дырявые окна или тонкие стены — тоже невозможно, даже при наличии квартирного счетчика тепла. Но о нем большинству жителей многоквартирных домов остается только мечтать — стоит он немало, поэтому на каждую батарею его не поставишь.

Как контролировать и наказывать локальных монополистов? Как сделать так, чтобы люди платили только за то, что реально потребляют? Как люди могут регулировать потребление, то есть экономить? И не получат ли они из-за экономии очередной рост тарифов? Вот какими вопросами должны заниматься правительство и Верховная Рада, а не принимать пустопорожние законы и провозглашать бездумные декларации.