— На автовокзал или на Тернопольскую? — спрашиваю у мамы, которая, погостив, собирается домой.
— На Тернопольскую, — не раздумывая командует мама.
«На Тернопольскую» на самом деле означает на Камянецкую. Но логика в таком странном определении все же есть. На пересечении улиц Камянецкой и Тернопольской — выезде из Хмельницкого — издавна собирается немалая толпа выезжающих в южном направлении. Люди, голосуя, выходят даже на середину дороги, транзитные авто с трудом объезжают эту стихию, а готовые подвезти «бусики» то и дело останавливаются и набиваются тут до отказа. ГАИ даже знак установила: «Остановка запрещена» — и время от времени направляет на Тернопольскую свои посты. Но они все как-то мирно здесь уживаются: запрещающий знак, потенциальные пассажиры, милиционеры на службе и микроавтобусы, которые, наверное, на лету загружаются народом.
Однако мир этот показной. На самом деле за пассажиров идет настоящая борьба.
Ведут ее официальные, то есть зарегистрированные и лицензированные, перевозчики, с так называемыми нелегалами, для которых перевозка пассажиров — просто средство «срубить копейку», ни перед кем за нее не отчитываясь и, конечно же, не платя налогов со своих доходов. У официальных есть разрешение на перевозку пассажиров на маршрутах общего пользования; их автобусы обязательно проходят ежеквартальные технические осмотры, а они сами — такие же обязательные медицинские осмотры. Нелегалы, естественно, обходятся без всего этого — а бесконтрольность, закономерно, нередко приводит к авариям. Как, собственно, и сама конкуренция между водителями.
— В нашем районе между официальными перевозчиками и «нелегалами» идет настоящая война, — сказала на недавней сессии областного совета депутат Зинаида Кучер. — Вплоть до того, что гвозди на дорогу подбрасывают. А условия перевозки, особенно в выходные, когда пассажиров много, просто ужасные. Люди всю дорогу — от Виньковцов до Хмельницкого — стоят или сидят буквально на головах друг у друга. Не дай Бог беда...
Вопрос пассажирских автоперевозок был вынесен на сессию неслучайно. Весна в этом году началась в Хмельницком с забастовки автоперевозчиков. Всю центральную площадь заняли рейсовые автобусы, а жителям пригородного района на протяжении двух протестных дней не на чем было добраться в областной центр. Впрочем, почему не на чем было? Нелегальные перевозчики, несомненно, в эти дни неплохо заработали за счет своих лицензированных коллег, немедленно оккупировав их маршруты: свято место пусто не бывает.
А с началом мая хмельнитчан ждала неприятная неожиданность: проезд на маршрутных такси подорожал с 80 коп. до гривни. Причем других изменений немного: ненадлежащий комфорт, техническая исправность автомобилей нередко вызывает тревогу, а стоящие пассажиры — такой же, как и раньше, неотъемлемый признак хмельницких маршруток. Но есть и позитив — постепенно увеличивается количество микроавтобусов престижных марок, заменивших маленьких «пыжиков», в которых стоящие пассажиры напоминали втиснутых в консервную банку атлантов. Городские власти обещают, что замена автотранспортных средств будет происходить и в дальнейшем, и до нового года тесных «газелек» среди маршруток не останется. А сейчас хоть бы кто-нибудь контролировал чистоту салонов «бусиков», выезжающих на маршруты, — чтобы пассажиры не глотали пыль килограммами. Да, видать, некому.
Впрочем, если в областном центре парк автобусов и микроавтобусов активно обновляют, то в области с этим хуже. Из 878 автобусов большой вместимости только 55 эксплуатируются менее десяти лет (6,3%). С микроавтобусами ситуация получше: здесь с таким сроком пробега почти 60% машин. Но остальные... Довольно часто это не средство передвижения, а угроза безопасности пассажиров.
Словом, пассажирские перевозки — это клубок проблем, которые одним обсуждением на сессии не решить. Хотя именно обсуждение оказалось на удивление жарким. Вроде бы и немного среди депутатов людей, пользующихся общественным транспортом, а не персональными служебными автомобилями, но тема в той или иной степени касается многих.
Областной союз автоперевозчиков — инициатор весенней забастовки — был обеспокоен многими вопросами, в частности деятельностью все тех же нелегальных конкурентов. Ведь, по подсчетам, на «пассажироемких» маршрутах нелегалы могут заработать от трехсот до пятисот гривен ежедневно. Следовательно, отсутствие лицензии на такую хозяйственную деятельность должно подлежать уголовной ответственности. Тем не менее «нелегалы» до сих пор чувствуют себя на автодорогах области полноправными хозяевами: никто с ними особенно не борется. Предложений местных властей расширить полномочия Главтрансавтоинспекции и предоставить ей реальные рычаги влияния в отношении нелегальных перевозчиков в столице, похоже, не слышат.
Еще больше беспокоила бастующих задолженность государственного бюджета перед ними за перевозку пассажиров-льготников. Они заявляли, что бюджет задолжал им около 1,5 млн. гривен. Начальник главного управления промышленности и развития инфраструктуры Хмельницкой областной государственной администрации Александр Овчинников категорически не соглашался с такой суммой. По его словам, на то время долг перед автоперевозчиками Хмельницкого района не превышал 400 тыс. гривен — и его вот-вот должны были ликвидировать. Как раз поступили первые транши субвенций из госбюджета.
Однако даже осуществленные выплаты не решали проблемы перевозки льготников. Ведь закон не предусматривает для них никаких ограничений. Вместе с тем из государственного бюджета выделяется четко определенная сумма средств, которой на полную компенсацию за льготный проезд не хватает. Обычно субвенция покрывает 65—75% льготных перевозок подольских транспортников. Еще 15%, по мнению А.Овчинникова, могли бы выделить местные бюджеты — и тогда оставшиеся 10%, возможно, взяли бы на себя сами перевозчики. А если согласия на это не будет, то сессии местных советов должны установить для льготных перевозок только определенные дни — чтобы это соответствовало выделенным государством средствам. Скажем, с понедельника по пятницу ты — льготник, а в субботу и воскресенье или плати за проезд, или сиди дома.
Проблема, конечно, существует, ведь автопарк области насчитывает около 2 тыс. автобусов, работающих на 795 маршрутах общего пользования. И 22 специализированных автотранспортных предприятия обслуживают только 40% этих маршрутов. Остальные 60% — частные предприниматели. Собственно, именно их силами удалось увеличить количество этих маршрутов на протяжении последних пяти лет более чем наполовину. Поэтому закономерно, что пассажиропоток с каждым годом растет: в 2006 году, скажем, перевезли 112,1 млн. пассажиров, что на 4,8% больше, чем в 2005-м.
Однако проблемы не только у водителей с пассажирами, но и у пассажиров с водителями. В прошлом году в этой сфере выявлено 2205 нарушений — на треть больше, чем в позапрошлом. Нарушения разные: отсутствие необходимых документов у водителей, неудовлетворительное состояние транспортных средств (после проверок запрещена эксплуатация практически каждого десятого автомобиля), технический осмотр автобусов перед рейсом «на глаз» и формальный медицинский осмотр (померили давление — и в путь-дорогу; даже на алкогольные пары водителей мало кто проверяет — из-за отсутствия приборов). Штрафов чуть ли не на миллион, а нарушений и в этом году не меньше. В первом квартале, например, по вине пассажирских перевозчиков в области произошло пять аварий, в которых травмированы 15 человек.
Усовершенствование сети автобусных маршрутов, бесспорно, будет способствовать наведению порядка на дорогах области. Как и деятельность областного конкурсного комитета, определяющего оптимальных перевозчиков. Однако комитет задыхается от перегрузок, а создание аналогичных структур в районах законом не предусмотрено. Да и после ликвидации областного автотранспортного управления, в котором 30 специалистов занимались организацией пассажирских перевозок, его обязанности и полномочия легли дополнительным грузом на вдвое меньший штат управления облгосадминистрации, и это, естественно, не в пользу делу. А то, что дело требует особого внимания, не подлежит сомнению.
...Мама на «бусик» успела. На Тернопольскую. Там уже, оказывается, образовались две остановки «по требованию»: новая — за какую-то сотню метров от «запрещенной» старой, которая все еще функционирует. Говорят, здесь будет построен кассово-диспетчерский пункт — дело только за разрешением Хмельницкого горисполкома. Тогда, надеются ответственные областные чиновники, перевозка пассажиров приобретет более цивилизованный характер. И контроля будет больше.
В соседней Польше, кстати, к похожим на социалистические формам контроля не возвращаются. Сделали проще: никаких льгот пассажирам — только адресная помощь (между прочим, еще одно из требований бастующих автоперевозчиков относительно субвенций: дайте людям эти деньги — и пусть рассчитываются все!). И в каждом транспортном средстве — автобусе, микроавтобусе, такси — обязателен кассовый аппарат: где бы ни подобрали пассажира, билет соответственно тарифам на перевозку выдадут обязательно. Поскольку за нарушение водитель будет отвечать по всей строгости закона. С работы уволят в момент. Или лишат лицензии. В стране с высоким уровнем безработицы это мгновенно повышает ответственность и прививает честность.
...Повезло: знакомый автолюбитель как раз высадил случайных пассажиров и, увидев меня, подвез домой. «Вот люди, — незлобиво удивился он. — Сели в селе втроем, семьей, сотню километров проехали — а заплатили только за двоих». «Третий был льготником», — рассмеялась я. «А я им что, государство?» — обиделся знакомый. Хорошо, хоть не забастовал.