Клади кэцэ — получишь гравицаппу...
Из кинофильма «Кин-дза-дза»
Вертолетная «фишка» недавней предвыборной кампании, т.е. «вертушки», с которых окучивали избирателя лучшие партийные лица, невольно напомнила их же прежние обещания нескольколетней давности. В частности, дороги к каждому селу и крылатую санавиацию.
С авиацией явно не сложилось. Знакомый детский хирург как добирался в тмутаракани на древней «Волге», так и добирается. И продолжает трястись над маленькими пациентами, если их приходится везти по колдобинам на операцию в область.
То есть с дорожной бедой, озвученной еще великим Гоголем, тоже ничего не поменялось. А местами стало и хуже. Ну как тут без вертолета, действительно?
В одно из сел Винницкой области — Плоске — пару лет назад заехали на джипе молодые бизнесмены. Осмотрелись и заявили, что будут «поднимать» сельское хозяйство. Начали с восстановления фермы, которую изнутри отделали вагонкой(!). Вместо бытовки оборудовали сауну. А бывшую водяную мельницу с экзотическим колесом начали перестраивать под ресторан.
Но энтузиазм пришельцев исчерпался после очередной «засады» полноприводного джипа в местной грязи. По самые пороги! Чтобы вытянуть «Хаммер», хозяева откуда-то пригнали... танк. Правда, без башни. И уехали по-английски. Не прощаясь. Оставив танк в селе как памятник отечественному бездорожью и наглядную иллюстрацию к известному анекдоту о японцах, которых привезли на КрАЗ похвастаться супергрузовиками: «И чего только эти русские не придумают, лишь бы нормальные дороги не делать...»
А ведь таких дорог (нормальных) у нас всего-то ничего. Ну, трасса к Борисполю. Да еще кусочек автобана Киев — Одесса (о дележке которого на километры нардепами — поставщиками и заказчиками до сих пор анекдоты ходят). Кое-как латаются государственные магистрали, а на ремонт остальных дорог денег вообще нет. Разве что когда становится совсем уж невмоготу, подсуетятся местные власти и положат асфальт на нескольких километрах...
Даже в Виннице, претендующей на столицу Подольского региона, серьезный ремонт улиц не делался со времен Московской олимпиады — целых 26 лет. Только в этом году молодой мэр Владимир Гройсман по-настоящему занялся дорогами. Пускай и на одолженные деньги, но результат уже заметен. Горожане даже по-своему увековечили мэра, окрестив «Гройсманштрассе» первую улицу, которая подверглась капитальному переасфальтированию по всей протяженности. По новой для Украины технологии, которая применялась только на Крещатике и Бориспольской трассе.
Но даже Гройсман не рискнул взяться за главную улицу города — Соборную, на которую, между прочим, спецслужбы и ГАИ стараются не пускать правительственные кортежи. Чтобы не провалились невзначай в древние подземные катакомбы, куда то дома проседают, а то и вовсе кто-то проваливается.
За городом же основные трассы Виннитчины во многих местах напоминают банальную узкоколейку. Если не вписываешься в колею или решаешься на обгон — впору креститься. А все из-за невиданной жары нынешним летом и тяжелых фур. Вообще-то Минтранс с ГАИ запретили их движение в дневное время, чтобы большегрузные автомобили не «убивали» дороги. Но табу на езду на солнцепеке, похоже, превратилось в фарс. Или, скорее всего, в прибыльный бизнес для иных предприимчивых сограждан в форме. Лихачей на иномарках они останавливали крайне редко. Фуры — все подряд. Процедура, очевидно, была крайне простой, поскольку отстоя грузовиков на обочинах наблюдать не приходилось...
В результате сейчас еще можно как-то маневрировать, но зимой — ни за что! В бобслее или на санях приходилось кататься? Значит, можете представить...
А ведь это основные трассы, за которыми хоть иногда кто-то следит. Что тогда говорить о второстепенных, например между селами? За последние четыре пятилетки в них никто и гроша ломаного не вложил, отчего и напоминают они сейчас танкодромы.
На Виннитчине есть около 30 сел, куда автоперевозчики, жалея свои маршрутки, вообще отказываются ездить. Еще больше населенных пунктов, куда автобусы из-за тех же плохих дорог ходят два-три раза в неделю. Робинзониада-XXI, короче.
Вынуждены пешком ходить в райцентр и жители села Попелюхи Мурованокуриловецкого района. По короткой дороге («навпростець») до райцентра — 15 км. Или два часа ходьбы. По шоссе, где еще при СССР ездил автобус, — 25 км.
По словам секретаря сельсовета Оксаны Ткачук, почти у каждого десятого из полутысячи сельчан есть машина. Иначе не выжить. Вот только и машины выживают здесь недолго. Вертолет, конечно, совсем другое дело.
В селе Могилевка Жмеринского района, например, уже есть вертолетная площадка. Прямо на берегу Южного Буга. Местный уроженец, экс-министр МВД Николай Белоконь построил, чтобы маму проведывать. Сейчас бывший министр находится в изгнании, зато село имеет свой запасной аэродром.
Правда, сельчане почему-то хотят нормальных, обычных дорог. Местная власть их понимает, но предпочитает более глобальные и технологичные проекты. Например, научный парк, гордо именуемый «Силиконовой долиной», куда предполагается привлечь частных инвестиций почти на 2 млрд. долл. Или продажу местного аэропорта «Гавришовка». Этот аэропорт с 1996 года не принимает регулярные рейсы, но его потенциал как перевалочного грузового пункта между Европой и Азией, по словам винницкого губернатора Александра Домбровского, намного больше, нежели у киевского Борисполя.
Не менее интересна для властей и тема строительства автобанов, поскольку через территорию области должны пройти сразу три международных транспортных коридора.
— Для нас автобаны — это как нефть для России, — заявляет Александр Домбровский.
А что же обычные дороги, без которых не выжить селу?
Власть говорит, что будет «максимально поддерживать инициативы, идущие «снизу».
— У нас есть опыт газификации сел — на каждую гривню из бюджета люди сдают еще по пять-шесть своих, — считает губернатор. — А почему сельские дороги должны строиться за государственные средства? Почему люди не могут сдать деньги?..
Ну, во-первых, потому что дороги бывают государственные и местные. И на строительство последних бюджет деньги не выделяет. Взять вот хотя бы один живой пример — с уже пятидесятилетней историей!
Три с половиной километра — такое расстояние от села Володиевцы до соседнего Копайгорода Барского района, где находится участковая больница. Но по этому «направлению» ездить никто не рискует. «Да там и танк не пройдет...» — говорят сельчане. И едут к больнице в объезд, через целых три села.
Жители Володиевцев просят власти о строительстве дороги еще с 60-х годов, когда в Копайгороде открыли больницу. Как тогда, так и сейчас им отвечают словно под копирку: «Дорога... не относится к сети автодорог области и государства, поэтому ее ремонт должен финансироваться из местного бюджета».
А сметная стоимость строительства (проектную документацию сельсовет изготовил в прошлом году по собственной инициативе) — 740 тыс. гривен. В сельсовете только разводят руками. Мол, мы хоть и бедные, но не жадные. Надо было отремонтировать клуб — сбросились все, кто сколько мог. Но 700 тыс. гривен маленькое село никогда не соберет.
— Да таких затрат и район не потянет, — признал глава Барской райадминистрации Павел Марценковский. — Поэтому добиваемся включения этой дороги в сеть областных автодорог, чтобы потом ходатайствовать перед обладминистрацией о финансировании работ.
Вот только, по словам заместителя начальника облавтодора Игоря Домишкана, на его памяти еще не было случая, чтобы местная дорога получила статус государственной...
Между тем, Винницкая область — одна из пяти в Украине, где сельское население по численности преобладает над городским. В селах Виннитчины проживают почти 900 тыс. человек.
Вот и выезжают сельчане, которым не по силам родное бездорожье, строить дороги в Португалию. Сначала на заработки, а потом окончательно махнут рукой на Украину и остаются в чужой стране навсегда.
А власть тем временем пересаживается на вертолеты. Причем не абы какие, импортные. Почему и не радуются особо столь активному использованию винтокрылой техники рабочие Винницкого авиазавода, где для всей Восточной Европы и даже небедных Арабских Эмиратов ремонтируют старенькие, но неприхотливые «гравицаппы» Ка-26 и Ми-2. Здесь же реализуется программа модернизации знаменитых «кукурузников» Ан-2 в более современные Ан-3. Вот только арабские нефтяники и «новые украинцы» могут остаться и без новых «кукурузников», и без «гравицапп». Дело в том, что городские власти положили глаз на 37 гектаров заводского аэродрома. Завод, естественно, отказался отдавать его под жилищную застройку, и тогда горсовет в пять раз повысил для него арендную плату.
— Давайте введем еще налог на воздух, ведь наши самолеты летают в небе, а потом будем удивляться: почему же авиазавод сложил крылья? — недоумевает директор завода Олег Ярославский.
Услышат ли его голос те, кого не смущают цены на новые «летающие автомобили», начинающиеся с 445 тыс. долл.?
Впрочем, не думаю, чтобы кто-то имел что-то уж очень против геликоптеризации страны — хотя бы ее VIP-верхушки для начала. Это красиво, во-первых, когда геликоптер, задрав хвост к самому зениту, делает круг над головами почитателей своих пассажиров. Опять же польза, во-вторых, для самих рядовых сограждан. Как не понять переживания премьер-министра Украины Виктора Януковича, заявлявшего, что он всегда чувствует себя «неудобно, когда перекрывают улицы при перемещении правительственных кортежей»…
На дорогах тогда поубавится крутых тачек, для которых не существуют правила дорожного движения. Дороги опять же чище будут. Вот смотрю, что с момента выборов прошло уже полтора месяца, а трасса от Винницы до Немирова до сих пор вся в остатках предвыборной агитации. Белыми лентами перевязаны все нижние ветви 300-летних суворовских лип, на стволах кое-где висят еще и портреты. А что было бы, надумай Юлия Владимировна заночевать не в немировском дворце княгини Щербатовой, а у графа Потоцкого в Тульчине? Вот передвигайся она вертолетом — другое дело. Это только в песне поется — «мне сверху видно все, ты так и знай». Посадочную площадку нарядили бы, и всех делов.
Но Юлия Тимошенко, продвигавшая в ходе кампании образ воспарившей над серой обыденностью чайки по имени Джонатан Ливингстон, почему-то пересела на вертолет только под занавес избирательной кампании — в Полтавской области.
А вот Виктор Янукович — тот эффектно «спускался с небес на землю» не только на Виннитчине, но и в Сумской, Черниговской, Житомирской областях. Причем, открывая объездную дорогу возле Бердичева, пообещал сделать украинские дороги такими же, как в Европе. После чего «улетел, но обещал вернуться», подобно Карлсону.
Не смог отказать себе в мобильности и президент, который на Виннитчине «привертолетился» посреди городского стадиона в райцентре Гайсин.
Конечно, хотелось бы более очевидной взаимосвязи: кладешь «кэцэ» с асфальтом — получаешь в пользование «гравицаппу». Но это, судя по состоянию дорог Отечества, вряд ли. Более вероятно, что скоро власти обзаведутся и прочим транспортом для экстренного оказания помощи в виде личного визита, невзирая ни на какое чрезвычайное бездорожье. А здесь одним вертолетом явно ограничиваться не стоит.
Можно еще самолет приобрести. Или арендовать у спонсоров. Необязательно большой, так, типа спортивного, на несколько мест. А еще можно подводную лодку завести. Маленькую. Чтобы стояла себе у причала на Днепре или Буге на всякий случай. Скажем, на другой берег руководителю надо попасть. Или просто праздник Нептуна отметить с шашлыками. Все-таки велика Украина! На одном «мерседесе» не объедешь!
Интересно, как скоро это поймут (или осознают, что уже не суть важно) устроители Евро-2012? Привлечь и освоить для реконструкции дорог более 50 млрд. грн. — это вам не «Хаммер» из болота танком вытащить.
P.S. Киев, 2010 год. Билборд на Грушевского: «Уважаемые вертолетчики! Не оставляйте ваши вертолеты на проезжей части и на автомобильных стоянках! Пользуйтесь специально размеченными вертолетными площадками. Администрация».