UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОДОЧНЫЕ ЦЕХА РОДИЛИСЬ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ?

В начале 90-х годов, когда в Украине углублялся экономический кризис, руководителей некоторых райо...

Автор: Роман Якель

В начале 90-х годов, когда в Украине углублялся экономический кризис, руководителей некоторых районов области осенила спасительная идея — открыть водочные цеха и выпускать дешевую водку: дескать, это станет серьезной поддержкой для спиртозаводов и заводов продтоваров, а бюджеты получат дополнительные доходы. И по велению первых лиц районов начали массово создаваться цеха с линиями разлива водки, чего не практиковали в других областях. Очень скоро зелье на Тернопольщине уже производили один мощный ликероводочный завод в Чорткове и девять цехов при спиртозаводах и заводах продтоваров.

Но прошло два-три года, и оказалось, что удешевленная за счет экономии затрат (транспортных, трудовых) спиртозаводская водка может успешно добить Чорткивский ликероводочный завод, который в советские времена был единственным производителем водки на всю область, а его продукция пользовалась спросом в соседних регионах, хорошо продавалась в Крыму, Молдове. И вдруг ликероводочный гибнет на глазах. Водочные цеха тоже работали не слишком успешно, были загружены лишь на 10—15 процентов. Но почему? Да потому, что алкогольный рынок в Украине и области считали достаточно емким, что его хватит на всех. Можно обойтись без продуманной политики сбыта, развития собственной торговой сети, рекламной поддержки.

Тучи над местными производителями алкоголя начали сгущаться уже в 1996—1997 годах. Тогда в Кировограде и Симферополе стали мощно раскручивать производство и завоевывать украинский рынок заводы «Артемида» и «Союз-Виктан». Еще несколько месяцев — и им в спину уже дышат алкогольные изделия под торговыми марками «Немиров» и «Гетьман». А за последние полтора года торговую сеть наводнила дешевая донецкая водка.

Фальсифицированной водки меньше не стало. На ее этикетках преимущественно указаны реквизиты производителей из восточных регионов Украины. Но на оптовых базах и в подпольных цехах «фальсификат» продают лишь розничным торговцам-своякам, иначе нелегальное изделие очень легко обнаружить: с января текущего года правительство продолжило действие постановления о минимальных оптовых и розничных ценах на алкогольные изделия. Однако условия для легальных производителей несколько улучшились. В то же время обострилась борьба за покупателя.

Потребитель уже готов отдавать предпочтение алкогольным напиткам, отличающимся высокими вкусовыми качествами, пускай и немного более дорогим. Его желания удачно учли водочные гиганты востока и юга Украины. В конце 2000 года водочный цех Новосилковского спиртозавода в Пидволочисском районе по согласованию с региональным отделением Фонда государственного имущества Украины взяло в аренду одесское ЗАО «Шустов-спирт», которое начало производить водочные изделия под названиями «Золоте поле», «Медобори», «Стара фортеця», «Мілленіум». В январе этого года на Бучачский мальтозный завод пришла киевская фирма ЗАО «Галспирт». Она выпускает несколько видов водки под известной торговой маркой «Гетьман». Струсивский завод продтоваров на Теребовлянщине, еще в прошлом году практически лежащий, уже выпустил 5,2 тыс. декалитров сорокаградусной: водочный цех взяли в аренду киевские предприниматели — физические лица. Однако в последние три месяца производство водки там снова прекратилось. Как ни странно, в нынешнем году выпускает вдвое больше водки пока независимый от «пришельцев» Тернопольский завод продтоваров (его результат — 5,6 тыс. декалитров).

Если сравнивать с первым полугодием прошлого года, с января по июль производство водки на Тернопольщине выросло почти вдвое. Начальник департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля над производством и оборотом подакцизных товаров ГНА в Тернопольской области Владимир Голик оптимистично сообщает, что заметно увеличились и поступления в госбюджет от уплаты акцизного сбора — на 6,2 млн. грн. по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Но успех водочного производства обеспечили опять-таки новые для области производители алкоголя! Судите сами: из реализованных за шесть месяцев 207 тыс. декалитров водочных изделий 170 тыс. приходится на два предприятия — ЗАО «Шустов-спирт» и ЗАО «Галспирт».

Однако не все попытки аренды завершились так же удачно. На водочный цех при Коваливском спиртозаводе, что в Монастырисском районе, пришла кировоградская «Артемида», приобрела лицензию на производство водки. Однако к производству там еще не приступали. Одновременно начали сдавать позиции государственное предприятие «Товтри» в Тернополе и водочный цех Козливского спиртозавода в Козивском районе — предприятия, еще до недавнего времени выпускавшие неплохую и сравнительно дешевую водку под маркой «Товтри».

Упадок некоторых водочных цехов, не выдержавших конкуренции, директор Козливского спиртозавода Андрей Боярчук оценивает кратко:

— В область пришли водочные гиганты, способные обеспечить свои изделия мощной рекламой и транслировать ее по общенациональным теле- и радиоканалам. Мы можем поддерживать свою продукцию разве что единичными рекламными щитами и рекламными текстами в местных СМИ. Смешно даже сравнивать с возможностями нескольких алкогольных фаворитов, монополизировавших как украинский, так и областной рынок ликероводочных изделий. Поэтому может произойти крайне нежелательное — такие водочные цеха, как наш, прекратят свое существование.

Внешние рынки для водочных изделий из Тернопольщины, как и Украины в целом, практически закрыты. Если еще полтора года назад ЗАО «Шустов-спирт» отправлял небольшие партии водки в США, то теперь он ориентируется исключительно на внутренний рынок.

Государства СНГ использовали простой способ — ввели высокие ставки ввозной таможенной пошлины. А если некоторые тамошние фирмы и готовы закупать нашу водку, то не могут гарантировать расчет за нее в течение 90 дней, чего требует украинское законодательство. Наконец, зачем соседям украинская водка? Тьму-тьмущую ликероводочных заводов понастроила Россия, а за последние годы алкогольное производство наладил Казахстан. Западные государства, имеющие опыт существования в ГАТТ/ВТО, высоких таможенных тарифов не устанавливают, но используют иные защитные меры — усложненную (дополнительную) сертификацию чужого алкоголя. И получается там, что в украинской водке повышенное содержание тяжелых металлов... Запад знает, где нужно надежно защищать внутренний рынок. Ведь алкогольная продукция — один из основных источников поступлений в бюджет!

Единственным спасением для местной водки остается сбыт в Украине и области. Поскольку народ пьет и пить не перестанет. В советское время в регионе потребляли почти 800 тыс. декалитров крепкого зелья в год. Сейчас годовая реализация оценивается почти в 400 тыс., из которых на местную водку приходится всего 160—170. Для алкогольных производителей Тернопольщины это — тема для размышлений. Поскольку возможности для увеличения производства и реализации имеются, если, естественно, уделять должное внимание не только технологиям, но и сбытовой деятельности. Но, похоже, размышлениями все и закончится: сбыт водочных изделий, продуцируемых в области, мало кого волнует. Чем не красноречивый факт: лишь тернопольское ЗАО «Товтри» имеет собственную торговую базу. Об активной рекламной поддержке, постоянной работе с розничными покупателями даже говорить не приходится. Директор ПО «Тернопольспирт» Василий Колесник упадок объясняет тем, что «у спиртозаводов, входящих в объединение, средств на освоение новых рынков и рекламирование водочной продукции нет».

— Но ведь заметно растет производство спирта. Производственное объединение «Тернопольспирт» уже обеспечивает пятую часть всеукраинских его объемов и почти треть экспорта. Неужели так трудно выделять на рекламу алкоголя часть средств от реализации спирта? Разве это не окупится?

— Вы знаете, что рентабельность производства спирта не настолько высока, как некоторые себе представляют, — всего 8—10 процентов?

— А рентабельность экспорта?

— Немного выше. Почти 20 процентов. Вот именно от экспорта спиртозаводы берут толику денег на рекламу водочных изделий. Но этих средств все равно мало.

— Но что же делать с водочными цехами, не выдержавшими конкуренцию? Может, стоит перепрофилировать их?

— Перепрофилировать водочные цеха тяжело. Пусть себе будут. А мы вместе с райгосадминистрациями скоро начнем думать, что с ними делать.

Но пока руководители думают, местный потребитель покупает готовую продукцию. Его не волнует, кто из водочных монстров пришел в область и чьи цеха приходят в упадок. Волноваться должны настоящие менеджеры производства — да где их взять для всех областей?