Кто мешает деятельности предприятий и как помогают те, кто должен помогать? Выяснить это путем анкетирования решило Харьковское областное объединение работодателей. Ответы на анкету прислали свыше 95 процентов крупных предприятий и 52 процента предприятий малого и среднего бизнеса. Подобную осторожность последних можно считать оправданной, так как люди по-прежнему боятся «засветить» свою деятельность, предвидя реакцию контролирующих органов. Обобщенные данные проверок за 2002 год заставили ужаснуться даже видавших виды специалистов.
Для примера были взяты данные 20 анкет, которые отражают тенденции различных отраслей народного хозяйства области. Итак, на десяти промышленных предприятиях контролирующие органы провели 599 проверок, 422 из них, или 70,5 процента, — внеплановые. Десять предприятий малого и среднего бизнеса проверены 160 раз, причем 80 проверок, или 50 процентов, — внеплановые. Из этих внеплановых 34 проверки, или 42,5 процента, проведены налоговой милицией. Кстати, все проверяющие работали за государственные деньги, то есть за счет налогоплательщиков.
Размах впечатляет. Так, Харьковский тракторный завод 11 контролирующих организаций проверяли 186 раз, при этом 156 проверок были внеплановыми. Проверяющие провели на заводе 686 рабочих дней, из них 547 дней — налоговая служба. После обжалования составленных ею актов в апелляционном и судебном порядке, результат деятельности для бюджета оказался нулевым.
Завод «Южкабель» проверялся 15 контролирующими органами 67 раз. Контролеры провели на предприятии 151 рабочий день, из них 107 — сотрудники налоговой службы. В итоге этой работы одному из крупнейших предприятий Украины начислено 4,5 тыс. гривен пени.
ОАО «Автрамат» 38 дней проверяла санитарно-эпидемиологическая служба и 24 дня — инспекция по охране труда. Предприятие с вредными условиями труда, но что делать контролерам такое количество времени? Если на заводе не понимают, что надо заниматься охраной труда — закройте его. Но о том, чтобы выявить и устранить недостатки, речь, похоже, не идет.
На фирме «Спец» (ее салоны компьютерной и офисной техники хорошо известны в городе) налоговая провела 21 день, при этом предприятие 19 раз проверялось во внеплановом порядке. Никаких санкций начислено не было.
Весьма частыми «гостями» транспортного предприятия «Герц» стали сотрудники областного управления автотранспорта. Они 15 раз проверяли это предприятие. Итог кипучей деятельности — штраф на 510 гривен.
Руководители предприятий не против плановых и комплексных проверок, но внеплановая «бурная деятельность»...
АО «Турбоатом» занимает одну из ведущих позиций в украинском энергомашиностроении, считается стабильно работающим. 70—75 процентов его продукции идет на экспорт. Но генеральный директор Анатолий Бугаец обеспокоен. На встрече губернатора с директорами крупных предприятий он заявил:
— Проверки. Штрафы. Пени. Десятки контролирующих организаций. По четыре месяца на заводе работают налоговая, работники управления по борьбе с организованной преступностью, пожарные, санитарный надзор. Каждая проверка отнимает время, требует внимания и руководителя, и сотрудников, а уж о потраченных нервах и говорить не приходится. Представьте только, веками в техпроцессах применялись щелочи, кислоты. Нынче их отнесли в группу прекурсоров, и на каждый такой материал нужна лицензия на право применения.
Заместитель генерального директора Харьковского тракторного завода Дмитрий Сергиенко по долгу службы планирует отделы маркетинга, реализации, цеха консервации и упаковки. Ситуацию с проверками на предприятии он характеризует так:
— В бухгалтерии 14 человек. В течение года процентов 40 времени они занимаются тем, что готовят документы на предписания и выписки, приходящие на завод. Когда на заводе идет плановая проверка, работают от 20 до 30 человек, это нормально, но текущие проверки налоговой, налоговой милиции, УБОП, прокуратуры очень мешают. Есть масса документов, которые вроде бы должны ограничивать проверки, встречные проверки, но... Мы — исполнители, и отказать проверяющим не вправе. Приходится предоставлять документы по судебным делам, которые возбуждены против фирм, ранее работающих с ХТЗ. Было несколько уголовных дел в связи с тем, что за пределы Украины кем-то проданы тракторы не надлежащего качества. Это были «ряженые» машины: под видом новых в Ростов продали тракторы 1987 и 1991 года выпуска, уже бывшие в употреблении. Сегодня те люди, которые должны заниматься производством, учетом, занимаются подготовкой документов...
Председатель объединения работодателей Харьковщины Леонид Рубаненко так комментирует сложившуюся ситуацию:
— Цифры свидетельствуют, что чаще всего прибегает по внеплановым проверкам налоговая милиция Харьковской области. Через Украинский союз промышленников и предпринимателей и через Федерацию работодателей Украины мы видим картину по стране в целом. Так вот, ноу-хау, возникающие во взаимоотношениях налоговой милиции и предпринимателей, присущи лишь Харьковской области. В других регионах налоговая милиция с субъектами хозяйственной деятельности работает лучше.
Об указе Президента Украины, где говорится, в частности, о сокращении количества проверок и переходе к плановым и комплексным, многие руководители контролирующих структур как бы и не слышали. Или просто считают, что переход — это процесс, который не нужно форсировать... Мы не ставим своей целью вылить грязь на голову какому-то контролирующему органу или должностному лицу. Это — начало последовательной работы объединения организаций работодателей по защите интересов тех, кто сегодня создает валовый национальный продукт.
Отношение с контролирующими органами — болезненная тема для любого украинского предпринимателя. Сегодня проводить проверку на предприятии могут 32 структуры (на тех, кто не использует наемный труд, — 21), и каждая из них может доставить немало неприятностей. Многие предпочитают решать свои вопросы без излишнего шума, не очень уповая на закон, который, как известно, где-то там, далеко, а проверяющие — близко.