UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Южном заметили захватнические настроения

Английское слово «рейдер» хоть еще и воспринимается майкрософтским Word как незнакомое, прочно вошло в обиход украинских граждан...

Автор: Максим Коцарев

Английское слово «рейдер» хоть еще и воспринимается майкрософтским Word как незнакомое, прочно вошло в обиход украинских граждан. Его используют политики, чтобы обвинить оппонентов, пресс-службы, чтобы привлечь журналистов на пресс-конференцию. А недавно я услышал, что рейдером назвала мужа жена…

В большинстве случаев люди и сами не отдают себе отчета в том, что это слово означает. Но я смею надеяться, что когда словосочетание «рейдерский захват» звучит из уст премьер-министра, речь действительно идет о недружественном поглощении чужой собственности.

Понятие «рейдерство» Юлия Тимошенко использовала в минувшую среду, комментируя ситуацию в крупнейшем украинском морском порту Южный на традиционной пресс-конференции после заседания Кабинета министров. «Это вопрос о порте Южный. И его рейдерском захвате, — отреагировала она на просьбу журналиста прокомментировать конфликт. — Минтранс обязательно вмешается в эту ситуацию». И хотя не все обещания власти исполняются, хотелось бы верить, что эти слова не разойдутся с делом.

Скромные запросы

Нелестный отзыв премьера — это реакция на попытки компании «Трансинвестсервис» (ТИС) авторитетного предпринимателя Алексея Федорычева стребовать с порта Южный 51,3 млн. грн. В 2005 году ТИС разработала документацию и получила разрешение на строительство терминального комплекса на 18-м причале порта. Для того чтобы терминал смог принимать суда большого тоннажа, компания провела работы по углублению дна. В 2007 году государственная комиссия приняла в эксплуатацию завершенный комплекс. Однако мирного сосуществования инвестора с портом не получилось.

В январе 2009 года правопреемник ТИС — ООО «ТИС-Руда» — подал иск в Одесский областной хозяйственный суд с требованием к порту выплатить более 51,3 млн. грн. — якобы за имущество, «полученное без правовых оснований». Имуществом истец считал акваторию порта в районе 18-го причала, которую они углубили. Иск был подан несмотря на то, что сам Алексей Федорычев ранее в интервью «Зеркалу недели» заявлял: «Стивидорная компания за свой счет углубляет лиманское мелководье под заход океанских судов, собираясь вынуть около 10 млн. кубометров грунта, потом передать акваторию государству же для развития грузопотоков и получения прибылей, но государственное учреждение этому всячески противоборствует».

Похоже, что теперь планы стивидорной компании изменились. Юристы ТИС, абсолютно не смущаясь, в исковых требованиях указывают: поскольку акватория может быть только в государственной собственности, то государство должно компенсировать компании стоимость работ по углублению дна у 18-го причала. Однако это не единственное требование. Истец также требует возместить убытки от портовых сборов в порту Южном, которые якобы понесла компания.

Также стивидорная компания подсчитала, явно не в ущерб себе, стоимость дохода, которую получил государственный порт, используя государственную же акваторию, и начислила на эту сумму трехпроцентную пеню, которая также была включена в общую сумму иска.

Такие исковые требования не могли не вызвать недоумения у руководства порта. Там отмечают: «Мало того что государство отдало ТИС территорию у причала, так они еще решили стребовать деньги за то, что его для себя же и усовершенствовали! И почему-то истцы не обращают внимания на то, что сам 18-й причал полностью включен в акваторию, отданную Кабинетом министров в пользование порту».

Необходимо отметить, что по закону частная структура не имеет права на отведение акватории. А следовательно, не может ею владеть и, естественно, не может требовать за нее каких-либо компенсаций. Собственником акватории является не порт Южный, с которого ТИС требует кругленькую сумму, а государство Украина в лице Кабмина и Фонда госимущества. Видимо, именно последнее и вызвало негодование премьер-министра.

Несмотря на то что иск был подан еще в январе, дело продвигается медленно. Суд привлек к участию Министерство транспорта как полномочный орган правительства, управляющий госсобственностью, — очевидно, судья правильно оценил, с кем на самом деле решил судиться ТИС. Правда, Минтранс был привлечен лишь в качестве третьей стороны. Застопорилось дело из-за того, что истцы потребовали проведения судебной строительно-технической экспертизы, которая должна подсчитать размер якобы нанесенного ущерба.

Рождение конкурента

Деятельность компании ТИС в первую очередь связана с предпринимателем Алексеем Ставницером, которого один из моих коллег на страницах «Зеркала недели» представил как советского интеллигента, взявшегося за нелегкое дело поднимать порт Южный из руин. Благодаря его деятельности и была создана компания «Трансинвестсервис». Правда, произошло это не совсем так, как бы хотелось представить поклонникам его предпринимательского таланта.

Еще в советское время в порту был построен суперсовременный перегрузочный комплекс фосфоритов. Заказчиками строительства выступили Министерство морского флота СССР и порт Южный. Финансирование осуществлялось за счет централизованных государственных капиталовложений. На комплекс не жалели народных денег. Технологическое оборудование закупили в ФРГ. В 1989-м ввели в эксплуатацию первую очередь комплекса мощностью 2,5 млн. тонн в год и 17-й
причал. Параллельно завершали строительство второй очереди комплекса мощностью 2 млн. тонн и 16-го причала. И в 1990 году на базе этих объектов создали государственное предприятие «Лиман», вошедшее в структуру Госагрохима СССР.

Как следует из протокола учредительного собрания СП «Трансинвестсервис», оно прошло не только без участия иностранного инвестора, но и без представителей госпредприятия «Лиман». Кроме того, несмотря на то, что имущество ГП «Лиман» (согласно справке, подписанной в 1994 году начальником ГП «Лиман» В.Хоменко) оценивалось в 109,61 млн. долл. США, стороны заявили уставный фонд нового предприятия в размере всего 31,02 млн. долл. А все имущество «Лимана» было оценено в какие-то 15,02 млн. долл. Иностранным партнером СП стала малоизвестная австрийская фирма Austria International Consulting GmbH, которой было позволено внести 70% своего пая в течение года. В дальнейшем австрийцы никакого участия в судьбе совместного украинско-австрийского предприятия «Трансинвестсервис» не принимали.

Для того чтобы перерегистрировать ГП «Лиман» в ООО с иностранными инвестициями, в горсовет города Южный с письмом обратился председатель совета СП «Трансинвестсервис» В.Куличенко. Любопытно, что одновременно он же занимал должность замминистра промышленности Украины. Примечательно, что госчиновник В.Хоменко из начальника ГП «Лиман» «превратился» в исполнительного директора СП «Трансинвестсервис».

Но это все так, мелочи — по сравнению с главным нарушением при создании ТИС: в уставе новоиспеченного СП в качестве «цели деятельности» было указано «удовлетворение потребностей предприятий… по перевалке грузов», а в качестве «предмета деятельности» — «строительство и эксплуатация глубоководных причалов, предназначенных для перевалки грузов». А ведь согласно действовавшему в 1994 году в Украине Кодексу торгового мореплавания СССР, все это — функции, предоставленные сугубо государственному морскому порту, которые не могут быть целью и предметом деятельности частной структуры.

Дальше у «Трансинвестсервиса» началась история с норвежской государственной компанией Norsk Hydro. Компания согласилась вложить в ТИС 15,2 млн. долл., а за свои денежки — получить оперативное управление. И даже деньги перевела в украинский банк, а затем быстро их отозвала. По словам г-на Ставницера, «Норск Гидро» захотел за долю малую «хозяйничать на терминале стоимостью в 150 млн. долл. в течение 12 лет». Но не тут-то было…

Законопослушные норвежцы еще долго ходили по судам в поисках правды. А на кону уже стояли деньги другого инвестора, Алексея Федорычева, который и приобрел оставшиеся от австрийской компании и отобранные у норвежцев 49% ТИС.

Опора истца

Следует уделить внимание основному владельцу ТИС, чтобы вдумчивому читателю стало понятно, что здесь государство противодействует не какой-то мелкой сошке, которая вложила в строительство терминала свои последние кровно заработанные гривни. Владелец ТИС — российский магнат Алексей Федорычев, состояние которого в 2006 году журнал Forbes оценил в 450 млн. долл.

По данным российского журнала «Секрет фирмы» (входит в издательский дом «КоммерсантЪ»), бизнесом Федорычев начал заниматься еще в конце 1980-х: торговал железнодорожными шпалами, однажды с ним расплатились аммиаком, он продал его на удобрения — и втянулся, обеспечивая внешнеторговые операции «Уралкалия». А в середине 1990-х вовремя оказался в нужном месте: когда из-за низкой платежеспособности покупателей на крупнейшем российском заводе — производителе серы «Астраханьгазпроме» случилось колоссальное затоваривание, грозившее региону экологической катастрофой, предприниматель взял на себя все риски по вывозу и реализации продукта. Он продал серу за рубеж и таким образом вышел на заграничные рынки.

В декабре 1994 года Федорычев создал компанию Fedcominvest, которая специализируется на экспорте серы, удобрений и зерна из восточноевропейских стран. В Украине предприниматель владеет двумя предприятиями по производству фосфорных удобрений.

Известен Алексей Федорычев и благодаря своей любви к спорту. Еще в 1995 году, сразу же после создания Fedcominvest, он стал оказывать помощь футбольному клубу Monaco. А позднее предложил инвестировать в клуб, испытывавший финансовые трудности, 100 млн. евро за три года в обмен на контрольный пакет акций. Однако это предложение стало причиной скандала. «Я не могу согласиться на продажу. Клуб — это гордость всего княжества, и очень важно, какие деньги в нем обращаются», — заявил князь Монако Ренье III. Хотя г-н Федорычев и позже спонсировал Monaco, вкладывая в команду по 3,5 млн. евро ежегодно.

И все же широкой общественности бизнесмен стал известен после того, как в 2005 году приобрел 71% акций московского футбольного клуба «Динамо». Правда, уже в конце марта 2007-го
он продал свой пакет за 100 млн. долл.

Кто против

В публикациях в СМИ сторона истца неприкрыто выступает против нынешнего руководителя порта Южный Юрия Крука. Видно, его бурная деятельность мешает осуществлению планов ТИС. Ему ставят в вину молодость (ему всего 30 лет) и неопытность (хотя до этого он уже успел поруководить крупнейшими транспортными компаниями). А также вспоминается и то, что его отец Юрий Крук-старший является давним и преданным сторонником действующего премьера Юлии Тимошенко.

Впрочем, самое главное разногласие все же лежит в экономической плоскости. Молодой руководитель, придя в порт, начал активную деятельность по развитию государственной инфраструктуры. Чистая прибыль порта в первом квартале выросла в 4,9 раза — до 164,02 млн. грн. Это вывело порт на первое место среди 18 морских портов страны: его доля в общей структуре доходов составила 24,8%, в структуре прибыли — 32%. Естественно, получить такие показатели удалось за счет конкуренции с частными компаниями. И поэтому претензии к Юрию Круку следует рассматривать не более чем как попытки конкурентов-частников убрать слишком рьяного, как они говорят, «комсомольца с комсомольским задором», который приходит на работу в 7 утра, а уходит в 12 ночи. А возможно, истец просто увидел, что у порта появилась прибыль, из которой можно взять незаработанную часть.

Не в последнюю очередь недовольство конкурентов вызвано и принятой недавно программой развития порта до 2015 года. Согласно ей, в ближайшие пять лет грузооборот порта Южный и работающих в его акватории предприятий должен увеличиться более чем в четыре раза — до 81,36 млн. тонн в год. Планируется увеличить количество грузовых причалов в акватории до 32 (16 государственных и 16 частных), из них пять — построить; обновить суда портового флота, модернизировать перегрузочную технику и реконструировать инженерные сети сооружений. В планах — строительство перегрузочного комплекса мощностью 1,2 млн. тонн в год, специализированного комплекса по перевалке навалочных грузов (уголь и руда) пропускной способностью 4,4 млн. тонн в год, угольного терминала мощностью 10 млн. тонн в год, а также специализированного перегрузочного комплекса навалочных грузов открытого хранения мощностью 13 млн. тонн в год.

Реакция властей

Судебный иск компании ТИС — это всего лишь часть большой картины. В порту опасаются не столько иска в 50 млн. грн., сколько тенденции. Ведь таким же образом могут поступить и другие. По оценкам Юрия Крука, потенциальные убытки порта от таких исков могут достичь полумиллиарда гривен.

Об этой тревожной ситуации власти говорили и раньше. Так, в письме и.о. руководителя Главного контрольно-ревизионного управления Украины Натальи Рубан от 20 ноября 2007 года на имя вице-премьер-министра Андрея Клюева сказано: «…высоколиквидное государственное предприятие постоянно теряет доходы, что приводит к многомиллионным потерям госбюджета. В частности, на балансе МТП «Южный» не находится причал №16, берегоукрепления и территория, к которой он прилегает… Расчетные потери порта от обработки грузов коммерческой структурой на этом причале только за 2006 — первое полугодие 2007 года составили более 17 млн. грн. Аналогичная ситуация наблюдается и с причалом №17, который по решению суда в 2006 году порт принудительно передал ТИС в пользование (аренду), вследствие чего МТП «Южный» ежегодно теряет миллионы прибылей…».

ГлавКРУ рекомендовало концерну «Укрморпорт» срочно принять меры по возвращению причала №16 на баланс порта и по расторжению договора аренды причала №17 — но проблемы с самим «Укрморпортом» перенесли разрешение ситуации на неопределенный срок.

С тем, что ситуация в порту требует вмешательства государства, соглашаются практически во всех парламентских фракциях. Тариэл Васадзе из БЮТ, который, кстати, является одним из кандидатов на пост министра транспорта, говорит: «В отношении портов государство должно руководствоваться исключительно государственными интересами, а не интересами частных структур. Я выступаю за честный анализ всех договоров на предмет их законности и соответствия государственным интересам».

Подобные мнения высказывают и в Партии регионов, и в «Нашей Украине». «Мы уже потеряли Черноморское пароходство. Если ничего не изменится, потеряем и порты», — говорит Юрий Кармазин из «Нашей Украины».

В завершение стоит лишь сказать, что Юлия Тимошенко заверила, что государство сможет отстоять свои интересы в Южном. Она подчеркнула, что рейдерам во время работы правительства не удалось захватить ни одного крупного государственного объекта. А вице-премьер Александр Турчинов заявил, что поскольку речь идет о присвоении государственного имущества и возможном блокировании работы порта, в эту ситуацию вмешается не только Минтранс, но и Министерство внутренних дел. Фактически это стало ответом государства на новые, более совершенные попытки передела госсобственности начала XXI века.