UA / RU
Поддержать ZN.ua

УРОКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ИЗОБИЛИЯ

Ажиотажный спрос на основные продукты питания в Украине в последней декаде июня — начале июля уже стал частичкой общественной истории...

Автор: Роман Якель

Ажиотажный спрос на основные продукты питания в Украине в последней декаде июня — начале июля уже стал частичкой общественной истории. И хотя цены в розничной торговой сети все еще остаются высокими, промежуточные выводы по «продовольственному кризису» следует делать уже сейчас. Чтобы окончательные результаты для многих граждан не стали еще более неприятной неожиданностью.

Сейчас уже мало кто сомневается, что паника среди населения и, как ее следствие, резкое повышение цен были спровоцированы разными ветвями центральной власти. Гидрометцентр в июне неоднократно прогнозировал и до сих пор прогнозирует снижение урожайности украинской пшеницы на 50%. И подобные прогнозы, как ни странно, относятся к области его компетенции, определенной Законом «О гидрометеорологической деятельности». Премьер-министр Виктор Янукович призывал губернаторов не допустить повышения цен на хлеб, что население восприняло как тревожный сигнал: будет подорожание муки и круп. Тогда же крупные зернотрейдеры — объединения «Укрхлібпром» и Украинская зерновая ассоциация — начали лоббировать льготный импорт пшеницы...

Полнейшую растерянность в первые дни «зачистки» продовольствия в магазинах продемонстрировало Министерство аграрной политики. «Мозговой центр» сельского хозяйства лишь в начале июля сообщил, что на самом деле в Украине еще имеется не менее 1 млн. тонн продовольственного зерна старого урожая. Руководителям Тернопольщины, похоже, ничего и не оставалось, кроме как ждать благоприятного момента, чтобы завести пожарную машину, не накликав гнева столицы...

Товарные интервенции зерна в область начали осуществляться только в последние дни июня. Тернопольщина получила от Госрезерва 2400 тонн зерна, из которого будут выпекать хлеб два производителя — ООО «Тернопільхлібпром» (Хлебозавод №2) в Тернополе и «Надзбруччя-млин» в Подволочисском районе. Зампред облгосадминистрации начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности Олег Косинский этот выбор поясняет просто: «У нескольких крупных переработчиков контролировать использование зерна значительно легче, чем у десятков мелких».

Наследуя центральную власть, местные администрации начали гасить ценовой пожар административными рычагами. Спросите — какая необходимость в восстановлении госрегулирования, если в области вдоволь продуктов первой необходимости? В первом полугодии 2003 года хлеба было произведено даже на 11% больше по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом, муки — на 7,4%. Во всяком случае, о таком росте свидетельствует официальная статистика. Но первые лица облгосадминистрации убеждают: меры госрегулирования призваны сдерживать аппетиты переработчиков, которые, воспользовавшись паникой, могут до предела повышать цены. И поэтому 4 июля было принято суровое распоряжение председателя Тернопольской облгосадминистрации, которым установлен предельный уровень рентабельности для производителей хлеба, муки, круп, макарон — 5%, а также ограничены торговые надбавки на эти виды продукции (до 10% в городе и до 15 — в сельской местности). В те дни ажиотажный спрос уже отступал, и административное вмешательство в цены, по мне, напоминало пассажира, догоняющего железнодорожный состав. И все же председатель облгосадминистрации Иван Курницкий на недавней пресс-конференции гордо заявил журналистам: «Ограничительные действия местной власти стабилизировали ситуацию на продовольственном рынке. Вследствие введения госрегулирования цены на муку в розничной торговле области снизились почти на 11 процентов, круп — на 12,5—20 процентов...»

Руководители области успокаивают: стабилизация на местном рынке продовольствия не будет временной. И в качестве доказательства приводят информацию о достаточном запасе муки на комбинатах хлебопродуктов — его хватит до 15 августа, то есть до того времени, когда Тернопольщина уже будет с новым урожаем. Но не столкнется ли население области с дефицитом, а затем и подорожанием продуктов питания уже после жатвы?

Голодного стола в крае явно не будет, однако его разнообразие уже сейчас вызывает сомнения.

Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур на сельхозпредприятиях Тернопольщины после первых обмолотов не такая уж и низкая. Например, пшеницы собирают по 24—25 центнеров с гектара, ячменя — 20—21 центнер. Но не стоит забывать, что сначала в покосы ложатся именно озимые. А ранней весной в области погибли 42% посевов озимых, не учитывая рапса. По информации управления сельского хозяйства и продовольствия облгосадминистрации, из 70 тыс. пресловутых гектаров пересеяны важными для сельскохозяйственного баланса региона яровыми культурами — пшеницей и ячменем — лишь 57 тысяч. О потерях на разнице урожайности озимых и яровых знает даже неспециалист. За последние два года озимая пшеница в сельхозпредприятиях области опережала яровую на семь-восемь центнеров с гектара, озимый рапс был урожайнее своего раннего собрата в среднем на шесть-семь. Поэтому недобор зерна на пересеянных участках может превысить 40 тыс. тонн.

Другая существенная деталь — оставляет желать лучшего густота пересеянных культур. Снова — очевидная потеря. Поэтому предусмотренного региональной программой «Зерно 2001—2004» 1 млн. тонн валового сбора зерновых Тернопольщина не вытянет ни за что. Как не достигала она «миллионного рубежа» и в прежние, более урожайные годы.

По прогнозам главного управления сельского хозяйства и продовольствия облгосадминистрации, все категории хозяйств области соберут более 720 тыс. тонн зерна, из которых продовольственного зерна предполагается получить где-то 270 тыс. тонн. Местные чиновники от агрокомплекса любят порассуждать о том, что ожидаемого урожая вполне достаточно, чтобы сформировать региональные ресурсы, семенной фонд и даже продать немного семян зерновых другим регионам.

Но оптимизм неожиданно омрачила проблема обеспечения зерном региональных потребностей. Сейчас в местных бюджетах спешно выискивают средства на закупку 5,7 тыс. тонн зерна во время жатвы для бюджетных учреждений: больниц, детсадов, тюрем. «Но приобретение такого количества зерна — это еще полбеды, — говорит начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности облгосадминистрации Олег Косинский. — Запастись продовольственным зерном в необходимом для нормального питания населения области в течение года объеме — 153,7 тыс. тонн — намного тяжелее»...

Десятков миллионов гривен в бюджетах области для этих целей никак не наскрести. И областная власть отработала несложную программу: берите, уважаемые руководители комбинатов хлебопродуктов, кредиты и закупайте зерно, пока оно есть.

Похоже, если бы не ажиотаж этого года, руководители области не получили бы простой урок: если надеяться на свободное движение и достаточное количество зерна в регионе в течение года, то можно безнадежно потерять время и полностью «расстабилизовать» ситуацию. Только для поиска рынков и подписания контрактов импортерам требуется не менее двух-трех месяцев. А страдать от хлебных проблем будут простые граждане. Как и всегда.