UA / RU
Поддержать ZN.ua

Удар по коррупции в Киеве: обещания и реальность

Городской голова Виталий Кличко неоднократно обещал нанести "сокрушительный удар по коррупции". Этот точный и сильный удар должен был наполнить бюджет Киева. Однако в первых раундах он слабо и неуверенно работал "джебом" (передней рукой в боксе), не решаясь поломать общеизвестные коррупционные схемы.

Авторы: Александр Бабанин, Иван Сикора

Городской голова Виталий Кличко неоднократно обещал нанести "сокрушительный удар по коррупции". Этот точный и сильный удар должен был наполнить бюджет Киева. Однако в первых раундах он слабо и неуверенно работал "джебом" (передней рукой в боксе), не решаясь поломать общеизвестные коррупционные схемы. До сих пор миллиарды продолжают идти мимо городского бюджета. Уже надоела старая песня о плохом правительстве, забирающем у Киева 50% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), и о хорошем Генплане Киева 2025 "имени Черновецкого". Все эти разговоры не только не приносят поступлений в столичный бюджет, но и негативно влияют на доверие к городскому голове. В чем на самом деле обворовывается Киев и где искать миллиарды для наполнения городского бюджета?

Миф о НДФЛ-ном ограблении Киева

Тезис руководителей столицы о том, что в доходную часть бюджета Киева должны поступать 100% НДФЛ (а не 50%, как практикуется в течение 2011–2014 гг.), слышим уже не один год подряд, когда встает вопрос покрытия дефицита между доходами и расходами.

Уже традиционно спасение доходной части бюджета столицы на 2015 г. "УДАРная" команда видит в получении полного объема налога на доходы физлиц. И это при том, что согласно правительственным предложениям в Бюджетный и Налоговый кодексы предполагается оставлять в бюджете Киева только 25% (сейчас 50% НДФЛ). Почему с такой откровенной наивностью и упрямством повторяют одну и ту же мантру?

Миф о якобы ограблении правительством Киева очень выгоден. Ведь благодаря его существованию городской голова как отважный защитник интересов киевлян пытается выглядеть этаким "рыцарем Ланселотом", идущим на Печерские холмы в Кабмин героически защищать интересы города в неравном бою с алчными членами правительства. Хорошая сказочка для наивных. На самом же деле раздувание мифа о НДФЛ-ном ограблении Киева выгодно, чтобы оправдать нежелание проводить кардинальные реформы.

Напомним, что НДФЛ платится с официально начисленных зарплат и является крупнейшим источником наполнения городского бюджета. Чем выше зарплаты, тем больше отчисления. Но не только зарплаты киевлян наполняют столичный НДФЛ. Почему-то КГГА забывает сказать о том, как именно платится этот налог. А происходит это не по месту проведения хозяйственной деятельности, а по месту регистрации налогоплательщика. Тезис региональных элит о том, что "Киев нас обворовывает", прежде всего, связан с этим способом уплаты НДФЛ.

О резервах

По оценкам Государственной фискальной службы, в государстве ежегодно в бюджет не доходит от 23 до 49 млрд грн потенциальных поступлений от НДФЛ. Поскольку на территории столицы платится пятая часть суммарных поступлений от НДФЛ, то логично предположить, что в казну города не попадает от 5 до
10 млрд грн (сегодня дефицит городского бюджета оценивается в 2 млрд грн).

Еще интереснее структура так называемого киевского НДФЛ. По оценкам правительственных чиновников, налог на доходы физических лиц почти на 55% платится государственными учреждениями или предприятиями, финансируемыми из центрального государственного бюджета, со средствами которого фактически и имеем дело.

Не менее интересны данные о крупнейших плательщиках НДФЛ в городе Киеве. Лидерские позиции занимают не работающие киевские промышленные предприятия, как "Рошен", "Фармак" или "Дарница", или киевские банки и строительные компании. На первом месте - Служба безопасности Украины с показателем свыше 50 млн грн. На втором - финансовое управление Генштаба Вооруженных сил Украины (43 млн грн). И только на 14-м месте - предприятие "Фоззи Капитал", которое платит 21,5 млн грн. Возникает логичный вопрос: где же известные киевские заводы, фабрики, банки, строительные компании, которые должны были бы давать НДФЛ, о котором так беспокоятся руководители города?

Более того, с принятием Генплана Киева 2025, предлагающим превратить столицу в мегасело и возвести жилье везде, где это возможно и невозможно, доля действительно "киевского" НДФЛ будет уменьшаться. Не будет работы в Киеве - не будет и зарплат, а следовательно, и налоговых отчислений. И об этом должна честно сказать киевским избирателям "ударовская" команда В.Кличко в КГГА и Киевсовете.

Вместо бесполезной показушной траты времени в Минфине команде Кличко следует подумать, как создать новые рабочие места для киевлян, как стимулировать бизнес платить "белые" зарплаты и официально трудоустроить работников хотя бы тех же строительных компаний и МАФов. Кстати, уже легендарные МАФы сегодня еще больше, чем при предшественниках, погрузились в "тень". За долевое участие владельцев временных сооружений в бюджет Киева поступило только 6,8 млн грн против 44 млн за аналогичный прошлогодний период.

Голландская
болезнь столицы

Статистическая информация - вещь упрямая. Согласно ей, в 2012 г. две трети экспорта Киева приходилось на аграрную продукцию и сырье. И это притом, что в городе вряд ли есть места, где можно было бы выращивать рожь-пшеницу и подсолнечник. При этом доля продукции машиностроения в экспорте была менее 10% (табл. 1).

Однако именно в 2012-м столица отправила за рубеж больше половины общеукраинского экспорта "семян и плодов масличных растений", "жиров и масел животного или растительного происхождения" и две трети выращенных на киевском асфальте "зерновых культур" (табл. 2).

Экономика Киева страдает одной из форм "голландской болезни". Ее суть - большие доходы от экспорта природных ресурсов (в нашем случае - аграрной продукции) негативно сказываются на развитии других секторов экономики.

Столичный статус, безусловно, привлекает крупный бизнес, но в европейских странах многие предприятия зарегистрированы и, соответственно, платят налоги в других нестоличных городах, чем способствуют более равномерному региональному развитию.

Среди крупнейших европейских компаний (с годовыми доходами на уровне от 20 до 220 млн долл. в 2012 г.), главные офисы которых расположены не в столичных городах, можно назвать:

- британские - Glaxosmithkline (Брентфорд), Royal Bank od Scottland Group (Эдинбург), TESCO (Чесхант);

- испанские - Banco Santander (Сантандер), Iberdrola (Бильбао), Inditex (Артейшо);

- итальянские - Assicurazioni Generali (Триест), Exor (Турин), Unicredit (Милан);

- немецкие - Allianz (Мюнхен), BASF (Людвигсхафен), Bayer (Леверкузен), BMW (Мюнхен), Вosch (Герлинген), Commerzbank (Франкфурт), Daimler (Штутгарт), Deutsche Bank (Франкфурт), E.ON (Дюссельдорф), Lufthansa (Кельн), Metro (Дюссельдорф), RWE (Эссен), Volkswagen (Вольфсбург);

- французские - Auchan (Круа), Michelin ( Клермон-Ферран), L'Oreal (Клиши);

- шведские - Alfa Laval (Лунд), SKF (Гетеборг), Volvo (Гетеборг);

- швейцарские - АВВ (Цюрих), Credit Suisse (Цюрих), Nestle (Вевей), Novartis (Базель) и т.п.

В Украине же именно в столице зарегистрированы едва ли не все крупнейшие компании и банки (кроме разве что Приватбанка). Такая ситуация позволяет городской власти паразитировать на столичном статусе, не заботясь о развитии местной промышленности (прежде всего, аэрокосмической, оборонной, фармацевтической индустрии, легкой промышленности), технопарков, информационных технологий и, в конце концов, о создании рабочих мест для киевлян. Вместо производственных предприятий предлагается застроить площадь столицы вдоль и поперек жилыми домами. При этом забывают (точнее, делают вид, что забывают), что жилые дома (кроме этапа их строительства) не создают рабочих мест и не генерируют доходов от НДФЛ. А что касается поступлений от платы за землю, то в нынешней ситуации руководителям КГГА вряд ли следует ожидать их серьезного роста, хотя детенизация платы за землю могла бы стать очень весомым источником наполнения городского бюджета.

Земля в "тени"

Махинации с учетом и налогообложением земельных ресурсов являются хребтом столичной коррупции. Миллиарды текут мимо городского бюджета. Кстати, об этом на заседании правительства 19 ноября 2014 г. напомнил тогдашний министр финансов, когда обращал внимание на резервы пополнения бюджета.

К ним относится: банальная неуплата из-за окончания или отсутствия договоров аренды на земельные участки (а это, по разным подсчетам, свыше 600 автостоянок и 1500 земельных участков под разными объектами). Вместо увеличения поступлений в бюджет Киева от земельных ресурсов, лоббируя Генплан Киева 2025, команда В.Кличко предлагает увеличить долю земель для жилой застройки. А это - прямой путь к уменьшению соответствующих отчислений. Причина - земли жилой застройки облагаются налогами по ставке только 0,1% (на другие категории земель ставка налогообложения от 3 до 12%). Кроме того, как уже отмечалось, обычно у застройщиков краткосрочные договоры аренды, потом они их не продлевают, а следовательно, после сдачи дома бюджет ничего не получает от земельного участка.

Заниженные ставки договоров аренды земельных участков и фактическое нежелание городской власти их пересматривать приводят к недополучению средств в местную казну. Из 3094 действующих договоров аренды земли, охватывающих площадь свыше 5273 га, имеем 1586 договоров на общую площадь 3261 га по ставке менее 3%. То есть свыше 60% арендаторов земли в Киеве нарушают действующий Налоговый кодекс Украины. Состоялся ли "ударный" пересмотр вышеупомянутых договоров? Никакой публичной информации нет. Еще предыдущий состав Киевсовета в феврале 2014 г. принял решение о пересмотре договоров аренды земельных участков с 1341 арендатором, которые платят менее 3%. Вместо уменьшения количества таких договоров наблюдаем их рост за восемь месяцев 2014-го до 1586. Можем констатировать отсутствие "ударного" пересмотра договоров аренды земли. Логично предположить, что такой пересмотр банально не выгоден арендаторам земельных участков, щедро представленным в команде УДАРа.

По существующей информации, по состоянию на конец октября внесены изменения "аж" в
28 договоров аренды, и "аж" в 6 - судебными решениями. Правда, чиновники традиционно "скромно" не указывают площадь земли, которой касаются эти договоры. Также отмечается, что более 200 договоров аренды прекратили действие в связи с окончанием срока, отменены и расторгнуты по решениям судов. Вероятно, что сейчас бывшие арендаторы земли просто ничего не платят за землю, поскольку никакой информации о переоформлении или заключении новых соглашений на вышеуказанные земельные участки нет.

До сих пор не сделан ни один шаг для пересмотра профильных целевых программ, регулирующих вопрос управления земельными ресурсами и градостроительством, не проведена оптимизация персонала в департаментах КГГА и коммунальных предприятиях, которые ежегодно не выполняют запланированные показатели поступлений в городской бюджет. И это притом, что в департаменте земельных ресурсов работают почти 150 сотрудников и два коммунальных предприятия!

Цинично выглядит и лоббирование земельной комиссией Киевсовета, контролируемой "ударным" большинством, перенесения срока введения новой нормативно-денежной оценки земли только с 2016 г. И это при том, что пересмотренная в июле 2014-го нормативно-денежная оценка земли была в Киеве ниже, чем во Львове, и не пересматривалась последние семь лет. По прогнозным данным, новая нормативно-денежная оценка должна была бы принести в бюджет Киева дополнительно 500–700 млн грн. И это вопреки тому, что нормативно-денежная оценка и реальные цены на землю отличаются минимум на порядок. Вместо наведения порядка в сфере земельных ресурсов "ударное" большинство Киевсовета фактически продлило своеобразные "налоговые каникулы" для застройщиков и владельцев земельных участков. Решением последней декабрьской сессии Киевсовета по настоянию его земельной комиссии депутаты проголосовали за перенесение на полгода введение в действие новой нормативно-денежной оценки земли. Логично предположить, что, исходя из прогнозных дополнительных поступлений в размере 500–700 млн грн от внедрения новой оценки, можем констатировать потерю минимум 250–350 млн грн поступлений в городской бюджет за первое полугодие 2015-го. И это в то время, когда резервы для пополнения бюджета стоит искать именно в сфере управления "золотым фондом Киева" - земельным ресурсом. Кто выиграет от такого решения Киевсовета? Ответ - на поверхности. Застройщики, составляющие костяк команды В.Кличко в КГГА и приблизительно треть депутатского корпуса Киевсовета.

***

Городской власти столицы следует перестать искать крайних в проблемах Киева. Нужно наконец-то нанести обещанный сокрушительный удар, прежде всего, по коррупционным схемам в земельной и градостроительной сферах, злоупотреблениям в работе коммунальных предприятий, при закупках и в рамках бюджетного процесса. Вместо этого предлагается уже традиционный рецепт - лоббирование оставления НДФЛ и повышение цен на проезд в метро и других видах общественного транспорта. То есть за нежелание проводить действенные реформы и бороться с коррупцией заплатят киевляне.

Наверное, все же следует наконец-то услышать голос общественных экспертов, которые уже неоднократно предлагали действенные инструменты уменьшения коррупции и наполнения городского бюджета и готовы помочь В.Кличко разработать и внедрить соответствующую городскую антикоррупционную программу. И тогда, в конце концов, появятся миллиарды, которых так не хватает бюджету столицы. Но нужна ли команде нынешнего мэра реальная борьба с коррупцией? Сомнений все больше.

Материал подготовлен на основе результатов исследований Фонда "Відкрите суспільство" (www.osf.org.ua).