В конце апреля в городе Бровары, что на Киевщине, состоялись необычные земельные торги. В их ходе не звучали удары аукционного молотка, а участники не предлагали наперебой более высокую цену. Но от этого накал соперничества не уменьшился. Борясь за право взять в аренду на пять лет земельный участок из более чем 40 предложенных, участники торгов заполняли специально подготовленные бланки. Они выдвигали свои предложения, понимая, что конкурсная комиссия отберет те из них, которые окажутся наиболее выгодными для города.
Чтобы избежать субъективизма, положением о торгах были установлены четкие критерии привлекательности предложений. Каждый потенциальный арендатор определяется — какую арендную ставку он готов платить, какие средства отчислит на счета целевого фонда горсовета, а также на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, какую благотворительную помощь окажет местным школам и другим учреждениям. Всего — десять критериев, каждый из которых оценивается по балльной системе. Бланки с предложениями участники конкурса запечатывают в конверты и передают на рассмотрение конкурсной комиссии. Та, ознакомившись и выставив оценки по балльной системе, определяет победителя.
По словам председателя комиссии, городского головы Виктора Антоненко, чтобы дать справедливую оценку поступившим предложениям, потребовалось более полусуток напряженной работы. Но результаты превзошли ожидания. На торги было выставлено 49 земельных лотов. Наибольший участок составлял 5,2, наименьший — 0,02 гектара. По разным причинам (отсутствие достаточной конкуренции, неправильное оформление документов) семь участков с торгов были сняты. Право на аренду 42 участков закрепили за собой победители конкурса, то есть те из участников торгов, кто предложил лучшие условия.
Конкурс в корне изменил отношение к тому, что выгодней городской общине — продавать землю или право на ее аренду. Передача в аренду, происходящая, как правило, в закрытом режиме, часто квалифицируется не иначе, как «дерибан» земли. Но оказалось, что аренда может быть даже выгодней. Если, конечно, вопросы рассматриваются и решаются не кулуарно, а гласно, на конкурсной основе. Ибо в данном случае решается двуединая задача. Земля остается в коммунальной собственности, а бюджет пополняется немалыми, вполне сопоставимыми с поступающими от продажи, средствами.
В условиях конкурентной борьбы обычная годовая арендная ставка в 10% от оценочной стоимости участков увеличилась в несколько раз, а по наиболее привлекательным из них — более чем впятеро. В сочетании со взносами на нужды города это привело к существенному пополнению городской казны.
Цены в ходе конкурса складывались в зависимости от назначения участка, его расположения, количества претендентов на него. Так, за два гектара земли в зоне промышленного строительства (лот №36) в районе объездной дороги боролись несколько фирм. Комиссия была наиболее благосклонна к инвестору, который предложил городу наилучшие условия: внести 253 тыс. грн. в целевой фонд горсовета и 600 тыс. — на развитие социальной и инженерной структуры города.
Участок в 0,6 га (лот №7), расположенный в районе спорткомплекса, который предназначался для коммерческой застройки, после анализа предложений нескольких участников был отдан частному предпринимателю. Для этого ему пришлось выделить в целевой фонд и на социальное развитие 170 тыс. грн. Кроме того, арендатор обязался заключить дополнительный договор с городской властью, в соответствии с которым в построенном помещении часть площади будет выделена для общегородских нужд.
Но наиболее острая борьба на торгах шла за право аренды участков, предназначенных для жилой застройки. За один из таких участков в 1,4773 га соперничали несколько претендентов, выдвинув городу предложения одно лучше другого. Ясное дело, что от острого соперничества в выигрыше оказался городской бюджет. Победила фирма, предложившая внести в целевой фонд горсовета 3,7 млн. грн., а на развитие социальной инфраструктуры — 16,3 млн.
Итоги конкурса, подведенные на сессии горсовета, показали, что по его результатам город получит дополнительно сумму порядка 80 млн. грн., что соответствует двум третям городского бюджета на 2007 год. Кроме финансовых ресурсов, инвесторы предоставят школам города оборудование для трех компьютерных классов, передадут в коммунальную собственность более тысячи квадратных метров в построенных помещениях.
Конечно, такие резкие действия городской власти, как переход от выделения земли по индивидуальным заявкам к аренде земли на конкурсной основе, а также на порядок возросшие арендные ставки пришлись по вкусу не всем. Да и количество проигравших было в несколько раз больше, чем победителей. Тем не менее нашествия обиженных на сессии горсовета не наблюдалось. С претензиями по поводу нововведения к депутатам обратился лишь один предприниматель. Да и тот, критикуя детали конкурса, его непредсказуемость, не отрицал, что участники были поставлены в одинаково жесткие условия.
Успеху торгов способствовала тщательная подготовка. Прежде чем принимать положение о конкурсе, городскому голове и депутатам недостаточно было только навести порядок с землей (провести ее инвентаризацию, учесть каждый клочок свободных территорий). Нужно было выработать общий взгляд на то, в каком направлении развиваться пристоличному городу, что ему требуется в первую очередь. И исходя из этого, определяться, как лучше использовать свободную землю, которой осталось не так уж много.
Чтобы исключить возможности для манипуляций, свободные территории в ходе предпродажной подготовки были поделены на пять категорий с учетом будущей застройки: жилищная, промышленная, транспортная, коммерческая и общественная. Одновременно были сделаны расчеты, сколько и в каком микрорайоне городу требуется торговых заведений, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При таком подходе сам процесс выставления тех или иных земельных участков на торги становится рычагом управления, стимулирует развитие того или иного сектора городского хозяйства.
Быстро растущему городу требуется развитая сфера услуг. Не случайно на конкурсе 23 лота (то есть около половины предложенных) были переданы в аренду для строительства объектов торгово-бытовой инфраструктуры.
Результаты конкурса подтвердили правоту городского головы и депутатов, которые после острых дискуссий ввели в положение о торгах преференции для представителей местного среднего и малого бизнеса. Речь идет о правиле, согласно которому на аренду небольших, площадью менее гектара, земельных участков претендовать может только человек, проживающий в Броварах. Расчет делался на то, что местные предприниматели, заинтересованные в развитии родного города, с большей ответственностью отнесутся к обязательствам, взятым в ходе торгов за право аренды. А значит, арендованная земля долго «гулять» не будет.
Вслед за первым земельным конкурсом депутаты горсовета приняли решение провести второй. Для этого утвердили список земельных участков, выставляемых на новые торги. Подход остается тот же — продается не земля, а право на ее аренду.
Показательно, что на той же сессии рассматривались вопросы, связанные с выделением земли для строительства социального жилья. О необходимости помогать малоимущим слоям населения таким цивилизованным образом сейчас говорят многие. В Броварах, найдя источник дополнительных поступлений, приступают к действиям. Первую секцию (из трех запланированных) многоэтажного жилого дома на 112 квартир уже с нетерпением ждут льготные очередники…