Уже в июне, по данным Минэкономики, сахар-песок в розничной торговле подорожал в среднем по Украине на 13% — с 3,81 до 4,30 грн. за килограмм. В июле «белое золото» стало и вправду золотым. Например, в магазинах Тернополя цена килограмма сахара уже достигла 4,80—4, 90 грн. — пусть местных жителей не обременяют лишние деньги в карманах!
На прошлой неделе министр аграрной политики Александр Баранивский успокоил украинских граждан: «Цены стабилизировались, продолжают снижаться!..», упомянув при этом «послушную в ценах» Волынскую область, где сахар подешевел до 3,80—4,40 грн. за килограмм. Однако на Тернопольщине подобное утешение немногие восприняли всерьез. Ведь за последнюю неделю цена на сахар выросла даже на рынках — в среднем с 4,15—4,20 до 4,50 грн. за килограмм. Не забывайте, это произошло в свеклоперерабатывающей области, где сахара производят в два с небольшим раза больше, чем потребляют.
В мае-июне Госкомрезерв «с целью стабилизации цен на внутреннем рынке» реализовал 20 тыс. тонн сахара, 8 июля — 10 тыс. Как же повлияли подобные товарные вливания на ценовую ситуацию в области? Из последнего интервенционного «вала» Тернопольщина получила целых 208 тонн, которые уже поступили в розничную торговую сеть. Смешно просчитывать, как подействует на общие цены дешевый фондовый сахар по 3,20—3,30 грн. за килограмм, который завезли в таком ничтожном количестве. Для сравнения: население области потребляет за месяц более 3,5 тыс. тонн сладкого продукта.
Уже не успокаивают людей обещаниями и местные чиновники. «Такими интервенциями ценовый пожар затушить не удастся», — утверждает начальник главного управления экономики облгосадминистрации Ирина Бойчик.
Создание регионального запаса сахара на случай роста цен — это что-то из области фантастики. Его как не было в прошлые годы, так нет до сих пор: руководители отраслевого управления не считают сахар стратегическим для региона и государства товаром.
Между тем власти Тернопольщины изобрели принципиально новую модель государственного регулирования цен. Подготовлено распоряжение главы обладминистрации об установлении до 1 ноября с.г. максимальной цены сахара на уровне 3,60 грн. за 1 кг с учетом торговой надбавки в размере 22 коп. Не первые чины областной власти над таким «администрированием» цены в глубине души смеются: не настолько глупы трейдеры, чтобы придерживаться этого распоряжения и работать себе в убыток. Они скорее не будут продавать сахар вообще... Чувствуете, откуда растут ноги возможных дефицитов и новых, отнюдь не более низких, цен?
В области свекольный сахар производят восемь заводов. Но на сегодняшний день почти все остатки сладкого продукта в руках уже не производителей, а крупных торговых компаний, реализующих сахар в масштабах Украины. К примеру, если еще месяц назад на складах Козовского сахарозавода хранилось свыше тысячи тонн продукции, то теперь, согласно информации руководителей предприятия, осталось лишь десять тонн. Товар у трейдеров — они и диктуют цену.
Первый заместитель главы правления ассоциации «Укрсахар» Петр Борисюк в интервью «ЗН» оценивает действия торговцев как достаточно организованные:
— Крупные компании придержали белый сахар и давят на власть, чтобы получить разрешение на ввоз тростникового сырца. Поскольку при высоких ценах на свекольный сахар переработка тростника еще более выгодна... Минэкономики инициирует ввоз сахара в Украину в объеме 260 тыс. тонн, а в перспективе, после вступления в ВТО, эти объемы возрастут до 480 тыс. тонн. Можно ожидать полного краха свеклоперерабатывающей отрасли, закрытия 300 тыс. рабочих мест...
Начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности Тернопольской облгосадминистрации Николай Белорус попробовал обрисовать финансовую выгоду от импорта сахара-сырца:
— Себестоимость готового сахара, произведенного из сырца, составляет не более 700 гривен за тонну без учета транспортных затрат. А если реализовать его, то рентабельность достигает 400 процентов. То есть с каждой тонны сахара чистая прибыль превышает 2 тыс. гривен. Так вот, при ввозе 200 тыс. тонн сахара-сырца трейдеры положат в карман 80 млн. долл. Им есть за что воевать!
От «белого золота», большими объемами которого издавна славилась Тернопольщина, похоже, скоро останется бледная обертка. Область на глазах теряет территории свеклосеяния. Причины гармонично дополняют друг друга. Три-четыре года назад сдатчиков сахаросырья жестоко обманывали переработчики— при определении как физической загрязненности, так и сахаристости. В 2003-м два завода — Збаражский и Лановецкий — стали активно перерабатывать еще и тростниковый сырец — вместе осилили свыше 100 тыс. тонн. Поэтому неудивительно, что сельхозпредприятия, а за ними индивидуальные хозяйства населения массово отказывались от выращивания сахарной свеклы.
В этом году в области «трудоемкой и неблагодарной» культурой засеяны всего 57,5 тыс. гектаров — почти наполовину меньше, чем в 2001-м. Местных производителей сахара спасает высокая урожайность сладких кореньев? В какой-то степени да, поскольку урожайность понемногу растет. Однако среднестатистические по области в прошлом году 254 центнера с гектара — это вам не 500 или 600 желательных центнеров. Не всегда качественные семена, недостаточная подкормка, как того требует агротехнология, — вот вам и результат. А увеличивающийся вал свекольного сахара (125,7 тыс. тонн в прошлом году против 105 тыс. в 2002-м) поддерживается за счет ввоза сырья из других областей — Ривненской, Ивано-Франковской и даже с юга Украины.
В прошлом году заводы Украины произвели 1,79 млн. тонн сахара, удовлетворив почти все внутренние потребности государства. Но если даже в свеклоперерабатывающей области стремительно растет цена на сахар, что уж говорить о больших индустриальных регионах и курортной местности, где свеклу не выращивают, а кошелек у потребителя толще! Искусственный дефицит — надежный двигатель торговли?