UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЮТ СРЕДСТВАМИ

Самый быстрый способ выиграть войну против бедности — перестать делать вид, будто мы богаты.Неизв...

Автор: Надежда Бойченко

Самый быстрый способ выиграть войну против бедности — перестать делать вид, будто мы богаты.

Неизвестный американец Год-полтора тому назад еще трудно было предвидеть, что Черкасский деревообрабатывающий комбинат просто так, без боя будет «сдан» новым хозяевам. Не секрет и не новость, что в провинциальных Черкассах переход предприятий от одних владельцев к другим — процедура в большинстве своем скандально-резонансная и сопровождается порою привлечением силовых структур или подчеркнутым их невмешательством. Черкасский ДОК явился приятным исключением. Во-первых, он не стал «горячей точкой» в череде известных приватизационных конфликтов, а во-вторых, смена собственника здесь происходила открыто, в предельно сжатые сроки и без навязчивого патроната правоохранителей. Но тех или иных перемен здесь давно следовало ожидать.

Дело в том, что приватизация не стала панацеей ни для ЗАО «Черкасский мебельный комбинат», ни для ЗАО «Черкасский завод ДСП», созданных в 1995 году. В течение пяти лет накапливались проблемы, пока хозяйственная деятельность этих производств не оказалась полностью парализованной, а единственной перспективой было банкротство.

Конечно, этой стихии можно было противостоять, но лишь хорошенько вооружившись финансово. Однако прежнему руководству вместе с трудовым коллективом не хотелось расставаться с иллюзиями собственников, даже когда предприятия медленно, но уверенно шли ко дну. Инвесторы же в свою очередь соглашались унаследовать предприятие с миллионными долгами, но, разумеется, вместе с контрольным пакетом акций.

Одна из таких инициатив принадлежала украинско-итальянскому предприятию «Венето» — производителю фирменных матрацев, которые славятся идеальным сочетанием эластичности и жесткости. Намерения инвесторов были понятны. С помощью мощного потока рекламы у потребителей уже сформировалось восприятие «венетовских» матрацев, как обязательной первоосновы простого человеческого счастья. Но их производители, наверное, хорошо понимали, что предлагать матрацы вместе со спальными гарнитурами собственного производства намного выгоднее. В новую формулу коммерческих успехов «Венето» очень гармонично могли бы вписаться захудалые, но потенциально перспективные черкасские предприятия.

Дальнейшее стремительное развитие событий на Черкасском ДОКе подтвердило, что он оказался в объятиях «Венето» отнюдь не случайно, а вследствие реализации хорошо продуманного проекта. К тому моменту уже прошло шесть лет, с тех пор как искушенный итальянский бизнес вместе с украинским обживали совместную нишу. За это время «Венето» удалось упрочить на мебельном рынке союз с ОАО «Кременчукмебель», ОАО «Донецкмебель», Киевским ДОКом. В дальнейшем это и позволило в считанные месяцы реорганизовать деревообрабатывающий комбинат в Черкассах.

Коллектив предприятия, уже вкусивший горьких плодов приватизации, с болью и сомнением наблюдал за очередной перестройкой. Работники ДОКа очень боялись, что вместо дорогостоящей реанимации мебельного производства его попытаются просто свернуть, чтобы расчистить дорогу иностранному товаропроизводителю. Конечно, для новых хозяев это было бы проще, а сотни рабочих тогда в одночасье оказались бы выброшенными на улицу. Предвидя такой финал, рабочие грозили массовыми акциями протеста.

Будущие инвесторы указывали на просчеты прежнего руководства, приведшего ДОК к катастрофическим финансовым проблемам. Утверждали, что если деятельность предприятия продолжится в том же духе, то коллектив обязательно окажется за воротами, оборудование уйдет с молотка за долги, а производство как таковое просто прекратит свое существование.

И все-таки сторонам суждено было договариваться, хотя и с пониманием того, что слабый уступит сильному. Предметом торга с новыми претендентами на предприятие, естественно, был размер пакета акций. Но не совсем правильным было бы утверждать, что данный процесс происходил исключительно с позиции силы. Нынешнему генеральному директору ООО «Черкасский ДОК» Константину Усику пришлось неоднократно доказывать на общих собраниях, что только немедленная реорганизация производства позволит рассчитываться с долгами и сохранить рабочие места. Со временем убеждения подействовали, и к лету 2000 года на базе двух предприятий было создано ООО «Черкасский ДОК».

К тому времени мебельный комбинат находился в стадии банкротства, а следующим на очереди был завод ДСП. На горизонте маячили массовые увольнения, распродажа основных средств и за счет этого — погашение задолженности. Черкасский ДОК выступал санатором мебельного комбината, и это позволяло ему реструктуризовать долги, расписать очередность их погашения. Рабочие же оставались на своих местах, могли работать и получать зарплату.

Сейчас эта схема работает и оправдывает себя: Черкасский ДОК производит и реализует продукцию, погашая долги по зарплате и рассчитываясь с кредиторами и бюджетом. За истекший год удалось погасить долг ЗАО «Черкасский мебельный комбинат» в сумме 1,5 млн. гривен, а зарплата рабочим стала выплачиваться спустя два месяца после реорганизации. Это было почти из области фантастики для коллектива, годами не видевшего «живых» денег.

Так в течение всего одного года в отдельно взятой отрасли произошел прорыв. К. Усик вспоминает о событиях годичной давности: «Я понимаю, что состояние смуты в коллективе досталось мне, как наследие прошлого. Что хорошего можно было ожидать здесь при стопроцентном бартере и постоянной лихорадке — быть или не быть? В течение пяти лет рабочие получали зарплату тумбочками и плитами, затем их меняли на продукты, и все это у них называлось работой. Но мы покупали это предприятие не для того, чтобы быть всеобщими любимцами, а потому что иначе представляем себе развитие этого производства. Поэтому время на «войны» свели до минимума».

Было бы преждевременным утверждать, что страсти на предприятии улеглись и коллектив воспринимает действительность исключительно в розовом свете. Не без того, что представители отраслевого профсоюза все еще продолжают обличать новых владельцев в наступлении «дикого капитализма» на права рабочих. Вероятнее всего, обострение это вызвано переходом предприятия в лоно другого профсоюза. Не все претензии обоснованны, но они вынуждают руководство концентрировать внимание не только на производственных, но и социальных проблемах. Здесь признают, что идеализировать ситуацию в целом еще рано, но в последнее время количество рабочих выросло с 500 до 900 человек, и производство еще нуждается в квалифицированных кадрах. Средняя зарплата на предприятии в июне нынешнего года составила 282,72 грн. Конечно, она оставляет желать большего, но это все-таки лучше, чем в июне 2000-го — 96,38 грн.

Если достижения своих предшественников на ДОКе Константин Усик без угрызения совести сравнивал с возможностями захудалого кооператива, то теперь гордится, что уже поставлена на поток продукция совершенно иного уровня — качественного и ценового. Ее создатели утверждают, что ставка делается на производство мебели недорогой и разной, но обязательно качественной, и черкасские изделия почти не будут отличаться от испанских или итальянских.

В настоящее время Черкасский ДОК является одним из немногочисленных предприятий, которое по объемам производства уже поднялось до уровня 1991 года. Если учесть, что более половины промышленных предприятий в области все еще убыточны, а несколько гигантов просто перестали существовать, то это значительный успех. Большой погоды он, конечно, не делает. Для области с почти полуторамиллионным населением, где малый и средний бизнес обеспечивает пока лишь 16% налоговых поступлений в бюджет, а из 700 тысяч трудоспособных черкасщан имеют работу только лишь 400 тысяч, работающий ДОК является добрым знаком. Значит, позитивная динамика в развитии производства присутствует не только на бумаге.

Порой в коллективе по привычке сожалеют о смене руководства и даже скучают за прежними порядками, несмотря на то, что работу производства так и не удалось наладить. Но долго роптать было нелогично, когда восстанавливается производство, возвращаются на круги своя объемы, а вместе с ними — своевременная выплата зарплаты.

Сегодня развитие тех или иных коммерческих структур в регионе зачастую связывают с их политической заангажированностью. Утверждать или отрицать эту связь, как и спорить — хорошо это или плохо, — совершенно бесполезно. Да, руководитель ДОКа Константин Усик уже возглавил областную организацию партии «Яблуко». Но совершенно ясно, что в дальнейшем будет иметь значение только маркетинговая политика конкретного предприятия и эффективность работы капитала.

К счастью, сейчас уже никто не сомневается в том, что Черкасский деревообрабатывающий комбинат выжил и уничтожению не подлежит. Во-первых, ввиду своей уникальности: ДОК имеет замкнутый цикл переработки древесины: ее ввозят, а на выходе получают готовую продукцию в виде мебели, фанеры, плит ДСП. Таких предприятий в Украине всего три, и наконец, в Черкассах после долгой паузы оно тоже востребовано. Во-вторых, уже формируется группа украинских мебельных предприятий, в рамках которой будет выгоднее расширять ассортимент продукции и повышать ее технологичность. В настоящее время Черкасский ДОК сотрудничает с предприятиями «Крыммебель», «Лубнымебель», «Кременчукмебель» и продолжает расширять контакты.

Дальнейшее развитие производства предполагает возврат утраченных позиций как на отечественном мебельном рынке, так и на зарубежном. Партнеры уже признают, а оппонентам со временем предстоит согласиться, что одним конкурентоспособным предприятием станет больше. Впрочем, сначала в этом еще надо убедить взыскательных, хоть и не очень состоятельных потребителей из числа наших сограждан.