UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тревожное затишье

Борьба за порты и контроль над ними с каждым годом приобретает все более дерзкие и уродливые формы...

Автор: Нина Перстнёва

Борьба за порты и контроль над ними с каждым годом приобретает все более дерзкие и уродливые формы. Кресло начальника порта стало разменной монетой, попав в дикую зависимость от смены власти в стране. Мало что изменилось и при нынешнем правительстве.

События в порту Южном, развернувшиеся в минувшие празднично-выходные дни, стали первым в этом году рецидивом хронической болезни, от которой не один год страдает морская отрасль.

Одиннадцать дней государственное режимное предприятие «Морской торговый порт Южный» трясло от очередной кадровой атаки. Одиннадцать дней главное управление порта удерживалось силами бывшего начальника порта. Попытки Минтранса и действующего руководства предприятия совместными усилиями привлечь внимание силовых ведомств увенчались успехом лишь после того, как в дело вмешалась лично премьер-министр Ю.Тимошенко. А до того одни товарищи отдыхали, а другие — наблюдали, кто кого. Хотя поступающие с гражданского предприятия сообщения напоминали сводки с поля боя.

6 мая Юлия Владимировна провела совещание в связи с чрезвычайной ситуацией в порту и дала письменное поручение министрам Н.Онищуку и Ю.Луценко обеспечить немедленное выполнение определения Ворошиловского районного суда г. Донецка от 30 апреля 2008 года. Этим решением суд запретил кому-либо чинить препятствие действующему начальнику порта Юрию Круку исполнять возложенные на него обязанности.

Впрочем, сначала этот донецкий суд стал знаменитым своим иным «вмешательством» в портовые дела. Первоначально судья вынес вердикт о восстановлении в должности начальника порта Южный его предыдущего руководителя Владимира Васильева, возглавлявшего предприятие с сентября по конец декабря 2007 года. Именно это решение, датированное еще 21 марта с.г., и стало основанием для кадровой атаки. А уже потом судья (один Всевышний знает, как это случилось) 25 апреля отменил свое же решение, принятое заочно. И через пять дней по иску Юрия Крука вынес совершенно противоположное, на которое и ссылалась Юлия Владимировна, давая поручение министрам.

В тот же день, в ночь с 6-го на 7 мая, поручение было незамедлительно исполнено.

Ночной штурм

Освобождение главного управления порта от Васильева и его охраны оказалось самым шокирующим зрелищем. Но вначале о том, как все начиналось. Было это в страстную пятницу, 25 апреля, аккурат перед девятидневными выходными. То есть акция была четко продумана и организована по всем законам рейдерского жанра.

Сперва — митинг против действующего руководства порта. Потом — судебные исполнители с решением Ворошиловского суда г. Донецка о восстановлении в должности прежнего руководителя и попытка вместе с В.Васильевым пройти в кабинет начальника порта для оглашения вердикта. Затем — оконно-дверной натиск с выбиванием стекол и проникновение в здание. А следом — просьба освободить кабинеты.

Пока в здании главного управления порта находился бывший начальник со своей охраной, действующий начальник со своей командой переместился в здание управления второго грузового района. Откуда и осуществлялось руководство предприятием. Часть сотрудников из-за неразберихи в админздании и присутствия на этажах посторонних лиц перестали там появляться.

В.Васильев тем временем издал два приказа: один — об отмене реструктуризации первого грузового района порта, о котором речь пойдет ниже, второй — о смене руководства ВОХРа, что привело к крупной потасовке. По данным пресс-службы порта, в здании ВОХРа был учинен погром и жестоко избиты охранники. Их в тяжелом состоянии доставили в больницу.

В ответ Юрий Крук предпринял ряд мер, попытавшись выдворить непрошеных гостей из админздания порта. Была организована дополнительная госохрана режимной территории, проведен митинг в поддержку действующего руководства, участие в котором приняли работники соседних портов, принято обращение коллектива порта к президенту страны и руководителям силовых ведомств с требованием навести порядок на предприятии. И предъявлен иск к Васильеву.

В результате Ворошиловский суд г. Донецка 30 апреля запретил чинить препятствия начальнику порта Ю.Круку в исполнении возложенных на него обязанностей. 2 мая представители государственной исполнительной службы Южненского городского управления юстиции попытались вручить В.Васильеву вердикт суда. Однако в здание их не пустили. Постояв под закрытой дверью, они развернулись и ушли.

После Ю.Крук назовет исполнительную службу главным злом. По его словам, судебные исполнители выступили пособниками в рейдерском захвате порта, и это — опасный прецедент. Милиция готова была освободить здание в течение пяти минут, но кто-то должен был дать команду. Однако судебные исполнители не удосужились привлечь к исполнению решения суда силы МВД, чтобы освободить здание от неизвестных лиц во главе с Васильевым.

Тогда же события в порту Крук назвал проверкой на прочность всей государственной вертикали власти, которая в тот момент, за исключением министра Винского, никак не реагировала на происходящее. Но вскоре станет ясно: власть проверку выдержала.

Освобождали здание ночью. Как видно из видеозаписи, его брали штурмом, с применением тяжелой техники. Операция длилась несколько часов и напоминала боевые действия. В ответ с крыши летели бутылки с зажигательной смесью, слышались взрывы, пылал огонь. Дабы не доводить дело до кровопролития, после переговоров с прибывшим к зданию Васильевым его охрана, экипированная щитами, касками и дубинками, сдалась.

Около трех часов ночи захватчики погрузились в автобус и в сопровождении бойцов «Беркута» беспрепятственно убрались восвояси. В это же время неизвестные лица на легковых машинах удирали по полям и даже, говорят, застряв на железнодорожных путях, бросили автомобиль.

На следующий день, когда в управлении порта была организована пресс-конференция, при входе в здание вместо окон журналисты увидели проломы в стенах, их наглухо зашивали металлическими листами. И еще актовый зал, где ночевали захватчики: на полу — матрасы, подушки, пустые бутылки и шелуха от семечек.

Можно по-разному оценивать происходящее, но увиденное оставляет ощущение настоящего беспредела, который возможен при отсутствии в стране элементарного порядка. Но вот что удивительно: по данным областного управления внутренних дел, в порту Южном при исполнении решений суда никаких нарушений правопорядка допущено не было. Так что если кто-то захочет повторить захват, правоохранительные органы, надо полагать, и на этот раз мешать не станут. Если, конечно, снова не вмешается премьер-министр.

Доходное место

Попытка силой сменить власть в порту завершилась провалом. Однако точку в этом деле, похоже, ставить рано. Кадровая атака отбита, но не урегулированным остался трудовой спор. И судебные разбирательства также не закончены.

Отвечая на вопросы «ЗН», В.Васильев сообщил, что им уже оспорено определение Вороши­ловского райсуда от 30 апреля 2008 года. И добиваться восстановления справедливости он намерен до конца. Бывший начальник порта считает, что его незаконно уволили с предприятия, где он проработал 15 лет. И что нахождение Юрия Крука в должности руководителя может закончиться для порта потерей нескольких причалов, о чем он проинформировал президента страны.

Речь идет о четырех причалах порта, где осуществляется перевалка химических грузов, принадлежащих Одесскому припортовому заводу и другим поставщикам. До 2000 года они принадлежали ОПЗ. А затем были переданы на баланс порта.

— Теперь, на мой взгляд, готовится обратный процесс, — говорит Васильев. — Крук провел реструктуризацию первого грузового района: убрал докеров, управленческое звено, оставил только швартовщиков. ОПЗ с передачей причалов на его баланс станет еще более привлекательным для инвестора. Неслучайно конкурс по продаже припортового был перенесен на 20 мая.

Но для порта потеря четырех причалов — это минус 40% прибыли. Как при этом предприятие сможет развиваться, поддерживать социальную сферу и обеспечивать социальные выплаты? Уже на этот год, судя по документам, которыми я располагаю, руководство порта намерено существенно урезать средства на социальное развитие и по фонду потребления. Все эти вопросы мало волнуют нынешнего руководителя, который пришел в порт с иной целью. Он имеет свой портовый бизнес и является учредителем нескольких компаний. Но почему-то решил поработать на благо государственного предприятия. Вы в это верите? Я — нет. Еще в бытность министра Рудьковского Крук подкатывался к порту, чтобы поучаствовать в создании стивидорной компании на базе двух причалов.

До назначения в Южный Юрий Крук руководил Украинской национальной стивидорной компанией, занимающейся перевалкой грузов в Одесском порту. И являлся коммерческим директором Украинской национальной транспортной компании. Отвечая на вопросы «ЗН», он пояснил, что после неудачной попытки захватить порт рейдеры стараются найти объяснение своим поступкам, сочиняя всевозможные версии, дабы привлечь внимание политиков и искусственно спровоцировать конфликты.

— Никакой реструктуризации, направленной на передачу причалов, нет, — уверяет Крук. — Это — результат наведения порядка в финансовых делах. В ходе инвентаризации договорных отношений порта с грузовладельцами, в том числе с припортовым заводом и другими поставщиками химгрузов, были выявлены нарушения. Порт почему-то бесплатно предоставлял им услуги. За работу на этих причалах он получал только грузовой сбор. Поэтому мы не убрали людей с первого района, а узаконили их работу. Это во-первых.

Во-вторых, целостный имущественный комплекс ОПЗ давно обозначен и оценен. Это — серьезная кропотливая работа не одного месяца. И осуществить накануне проведения конкурса передачу причалов припортовому заводу, а это компетенция правительства, просто нереально. К тому же никаких распоряжений, приказов, поручений по этому поводу нет и быть не может.

По словам Ю.Крука, за рейдерской атакой на порт стоит известная финансово-промышленная группа, которая с помощью решения суда намеревалась заполучить кресло начальника порта и таким образом установить контроль над предприятием. Не получилось. Поэтому люди, которые потратили на данную операцию огромные деньги, так просто не сдадутся. Хотя их логику, честно говоря, сложно понять, считает Крук. На что они рассчитывали и как собирались работать с министерством, никому не понятно.

Что касается Васильева, то, по словам Крука, его использовали как орудие для захвата предприятия. На должность начальника порта он был назначен концерном «Укрморпорт», который постановлением правительства в конце прошлого года упразднен. Однако определенные силы в стране стремятся реанимировать данную структуру, находящуюся сейчас в стадии ликвидации. Реанимировать с помощью начальников портов, которых они назначали в прошлом году, считает Крук.

До назначения на должность начальника порта Владимир Васильев был заместителем начальника по социальному развитию. А начинал работать в порту начальником ВОХР, затем — отвечал за безопасность предприятия. Он из военных, дослужился в погранвойсках до подполковника. Начальником порта в сентябре 2007 года его назначил государственный концерн «Укрморпорт» по согласованию с тогдашним вице-премьером А.Клюевым.

Эта структура, в которую входили все порты страны, напрямую, минуя Минтранс, замыкалась на Кабмин и получила право назначать начальников портов. Поэтому нынешние события в порту — это как раз плоды прошлогоднего двоевластия. И, похоже, морской отрасли придется эти «сочные» плоды пожинать еще долго.

Надо сказать, что и в прошлом году обеспечивать Васильеву проход в кабинет начальника тоже пришлось силой. Но только в сопровождении не судебных исполнителей, а руководства «Укрморпорта». Тогда его остросюжетное представление коллективу министр транспорта Н.Рудьковский назвал рейдерским захватом предприятия. И лично прибыл в Южный, чтобы отстоять своего назначенца. В то время портом руководил Александр Гонза. Но победа осталась за Васильевым, которого поддержал коллектив, уставший от правления «варягов».

После возвращения в правительство Ю.Тимошенко бразды правления вновь вернулись к Минтрансу, но уже во главе с И.Винским, который 29 декабря, к удивлению многих, подписывает приказ о назначении исполняющим обязанности начальника порта Южного Юрия Юрьевича Крука, 29-летнего сына народного депутата от фракции БЮТ Юрия Борисовича Крука.

Это нашумевшее назначение, которое, как писали СМИ, стало результатом политического торга, сегодня вновь ввергло Южный в ситуацию кадровой нестабильности. Назначение произошло при действующем начальнике, которого на тот момент никто не увольнял. Узнав о новом назначении, Васильев ушел на больничный. Затем его перевели на должность зама по социальным вопросам, потом, после сокращения должности, уволили.

Легитимность же назначения Ю.Крука была подтверждена результатами конкурса на замещение должности начальника порта Южного, который, как и положено, был вскоре проведен. В конкурсе приняли участие еще три претендента. К слову, двое из них — работники «Укрморпорта».

Оказывается, до сегодняшнего времени не ликвидирован и первый «Укрморпорт», созданный еще министром Г.Кирпой. Де-факто оба объединения портов упразднены, но де-юре, на бумаге, продолжают жить. Идея то исчезает, то вновь возрождается. Так что не будет новостью, если через некоторое время «Укрморпорт» снова заявит о себе во весь голос.

Подытоживая, можно отметить, что «новая» кадровая политики, выразившаяся в назначении Ю.Крука, дала толчок к новым судебным искам — о восстановлении в должности уволенных и о признании недействительными результатов конкурса на замещение должности начальника порта Южного. При таком раскладе попытка силой сместить Ю.Крука с поста руководителя может повториться. Если, конечно, поручение Юлии Владимировны не будет беспрекословно взято «под козырек». Но на сей счет имеются определенные сомнения, учитывая содержание циркуляра и наличие в стране двух центров власти.

В документе, подписанном Ю.Тимошенко 6 мая, министру юстиции Н.Онищуку велено «обеспечить выполнение органами государственной исполнительной службы решений соответствующих судов о восстановлении в должности руководителей государственных предприятий исключительно через органы исполнительной власти, к полномочиям которых относится назначение на должность и увольнение с должности таких руководителей».

Содержание правительственного поручения дает немалый простор для полета мысли как юристов, так и политиков. И появление на этой неделе информации о готовящейся рейдерской атаке на Ильичевский порт можно считать реакцией на поручение и ответом премьер-министру...