UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРЕБУЮТСЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Бегущая строка со словами «требуются квалифицированные специалисты» сегодня почти не сходит с харьковских телеэкранов...

Автор: Антонина Мазница

Бегущая строка со словами «требуются квалифицированные специалисты» сегодня почти не сходит с харьковских телеэкранов. И если недавно говорили о потребности в юристах, экономистах, менеджерах, то сегодня Харьков, например, ищет специалистов для промышленности. В дефиците — токари, фрезеровщики, слесари, электрики, технологи, инженеры.

Длительное время харьковская индустрия находилась в глубочайшем упадке. Сначала «потрясло» военно-промышленный комплекс, который в первые годы независимости Украины фактически остался без российских заказов, затем один за другим стало «лихорадить» машиностроительные предприятия. Спад производства можно назвать беспрецедентным: если говорить о сегодняшних объемах производства, то они составят только 60% продукции, произведенной в 1990 году. Специалисты подсчитали: чтобы наверстать упущенное, харьковским предприятиям надо не менее трех-четырех лет наращивать объемы производства по 12—14%.

За минувшие годы харьковчане, по сути, утратили интерес к промышленным предприятиям. Остановки заводов, задержки с выплатой зарплаты привели к оттоку кадров. Многие вчерашние ученые, конструкторы, технологи, рабочие ушли на рынки.

В прошлом году объемы промышленного производства в области выросли на 16,7%. По результатам четырех месяцев 2002-го этот показатель в два раза выше, чем в целом по Украине. Увеличились объемы и... потребовались кадры. Леонид Рубаненко, председатель Харьковской областной организации работодателей, отмечает:

— Десять лет этим вопросом не занимались, так как не было особой потребности. Первоначально нехватка кадров компенсировалась путем переманивания специалистов с одного предприятия на другое. Допустим, хуже работал завод тракторных двигателей или не работал «Серп и молот» — кадры шли на завод им.Малышева. Но сейчас с этих заводов оттока рабочих нет.

Первым с нехваткой кадров столкнулся в свое время, получив пакистанский контракт, завод имени Малышева. Попытка вернуть своих специалистов с рынка окончилась ничем — люди не пошли даже на хорошо оплачиваемую работу. Стало ясно — тот, кто хоть какой-то промежуток времени поработал «на вольнице», на завод, где жесткий режим и дисциплина, уже не вернется.

Не стану акцентировать внимание на том, что рынки так и не заработали цивилизованно. Суть в другом: на предприятия не возвратятся не только ушедшие специалисты, но и их дети. Задача сегодня — не дать молодым дойти до базара. В Харькове около 30 вузов, но востребованы ли их выпускники, знают ли они, какой процент работает по специальности? Пока между учебными заведениями и предприятиями стоят базары.

Харькову нужны не просто специалисты, а специалисты высокого класса, к примеру, если это слесарь-ремонтник или инструментальщик, то пятого или шестого разряда. Если технолог и инженер, то хорошо подготовленный, владеющий не только теорией, но и умеющий применять свои знания на практике, разбирающийся в хитросплетениях нынешней экономики. А таких специалистов за год–полтора подготовить невозможно.

Генеральный директор АО «Турбоатом» Анатолий Бугаец доволен: заводу в какой-то степени удалось сохранить основной костяк инженеров, конструкторов, технологов, экономистов, а самое главное — рабочих, хотя их численность и уменьшилась по сравнению с былыми временами. Но...

— К сожалению, идет процесс старения. Во всех СМИ даем объявления, что требуются специалисты с выплатой приличной зарплаты, хорошими условиями работы. Проблема кадров на турбинном заводе стояла во все времена. В турбостроении кадры — это особая статья: чтобы обучить квалифицированного рабочего, надо минимум пять-семь лет. Дает сбой система подготовки кадров — бывшие профтехучилища не готовят их, поэтому приходится полагаться на собственные силы (на заводе есть специальный отдел подготовки кадров, программы обучения). Чтобы удержать квалифицированных инженеров, работаем с рядом вузов: политехническим, инженерно-экономическим, авиационным.

Генеральный директор ХТЗ Петр Тодоров убежден: государственная система профтехобразования должна прежде всего готовить специалистов для госпредприятий, а потом уже для коммерческих структур:

— Акцент нужно сделать на большую связь с заводами. Предприятие должно четко заказывать специалистов. Чтобы как-то привязать людей, подготовку надо вести на его базе. На ХТЗ есть своя специфика. В отличие от многих предприятий нам нужны специалисты в литейные цеха, а это вообще вопрос вопросов. Заканчивая ГПТУ, ребята уходят в армию. И даже если предприятие затрачивает какие-то средства, поддерживая эту подготовку, оно ничего не получает — после службы парней уже не найдешь. Раньше рабочие шли в литейный цех, ибо знали, что их зарплата на 20—25% выше, чем в механических, что на пять-десять лет раньше уйдут на пенсию. Прежде эта пенсия давала возможность жить, теперь она никого не прельщает. Преимущества, которые были в литейных цехах, сегодня потеряны. А без них привлечь человека на работу туда очень сложно.

На «ФЭДе», как и на турбинном, есть свой центр подготовки кадров, заводчане тесно сотрудничают с высшими учебными заведениями, техникумами и училищами. Непосредственно на предприятии создано три кафедры вузов — ХПИ, авиационного и инженерно-экономического институтов. Валерий Фадеев, главный инженер этого предприятия, рассказывает:

— На заводе есть возможность вести студента с первого курса до выпуска, а значит, и получить нужных специалистов. У нас комплект кадров, нехватки нет, хотя тоже есть проблемы подготовки токарей, фрезеровщиков, слесарей. Мы готовим специалистов на будущее, хотим расширять производственные мощности. Уровень подготовки высокий.

Недавно наше предприятие и политехнический университет, с целью передачи опыта подготовки кадров, посетили американцы. Ознакомившись с нашими программами, они были удивлены — по сути они совпали с американскими. У нас разработана система подготовки кадров, каждый инженер при условии выполнения поставленных перед ним задач знает свой темп профессионального роста, какую ступеньку служебной лестницы займет через год, пять, десять лет. Возможности для роста есть. К примеру, прошлогодний выпускник ХПИ, проработав год инженером, стал заместителем начальника цеха. Средний возраст специалистов-руководителей, начальников цехов — 35 лет. На заводе хорошая социальная защита молодых кадров. Мы выделяем бесплатные путевки, используем разовые доплаты за жилье (если это иногородний), за проезд, питание, играем за счет предприятия свадьбы — в этом году их было уже две. Эти социальные программы привлекают молодежь. Средняя зарплата на предприятии около 500 гривен, однако некоторые инженеры и рабочие получают и по 900, и по 1000.

Миф о том, что на харьковских заводах не платят, понемногу уходит в прошлое. Если взять среднюю зарплату ряда предприятий на начало этого года, то в эквиваленте полной занятости она выглядит так: «Свет шахтера» — около 700 грн., ХГПИ, «Потенциал» — свыше 500 грн., к уровню 500 грн. приближаются и «Южкабель», «Автрамат», «Метизный завод», «Змеевметаллосервис», автогенный завод, ОАО «Конектор» и другие. Средняя зарплата, конечно, не отражает реальных зарплат; специалисты получают вдвое, а порой и второе больше, а вот как быть с начинающими? Вот мнение по этому поводу Леонида Рубаненко:

— Зарплата у начинающего специалиста 300—400 грн. Конечно, это маловато, но если провести параллель с прошлым — это сопоставимо с концом восьмидесятых. Тогда выпускники вузов, придя на предприятие, тоже искали приработок, становясь порой за свободный станок. Примеры харьковских заводов показывают: у молодых специалистов есть перспектива карьерного роста, а значит, и материального — мастер, инженер, начальник цеха или отдела — сегодняшняя ситуация на рынке труда такова, что вчерашний выпускник вуза может пройти лесенку очень быстро и, скажем, в 27 лет стать главным инженером стабильно работающего предприятия. Частное предприятие в материальном плане может порой предложить больше, но карьерный рост там проблематичнее. А в целом, учитывая рост конкуренции, если купить палатку, взять у родителей стартовый капитал и начинать предпринимательскую деятельность или же прийти на завод, то зарплата почти на одном уровне.

Сегодня опыт стабильно работающих предприятий, таких, как «Турбоатом», ГП ХМЗ, «ФЭД» и ряда других, показывает: проблема нехватки кадров упирается даже не в зарплату, а в физическое отсутствие специалистов вообще. За последнее время потеряны школы подготовки кадров как на предприятиях, так и в профучилищах. Утрачена связь с производством и у многих технических вузов.

По мере экономического роста дефицит кадров будет обостряться, и не только на машиностроительных предприятиях. Уже сегодня можно услышать нарекания на нехватку квалифицированных технологов в перерабатывающей промышленности и полиграфии, инженеров и мастеров в строительных компаниях. В объявлениях рядом со словами «требуются специалисты» все чаще появляется строка — «в связи с расширением производства».