UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тернопольщина успевает. В последний вагон инвестиционного поезда

На втором Международном инвестиционном форуме, состоявшемся в конце сентября в Тернополе, бизнесмены и дипломаты из 15 стран имели возможность убедиться: область хочет во что бы то ни стало стать зажиточной...

Автор: Роман Якель

На втором Международном инвестиционном форуме, состоявшемся в конце сентября в Тернополе, бизнесмены и дипломаты из 15 стран имели возможность убедиться: область хочет во что бы то ни стало стать зажиточной. Руководство областной и районных госадминистраций широко рекламировало преимущества территорий. Бодрые слова о «выгодном геополитическом расположении», «богатстве природных и минеральных ресурсов» венчали цифры: «В области работают 138 предприятий с иностранным капиталом, в которые инвестировано свыше 45 млн. долл.» А чтобы стимулировать инвестиционную активность и, в конце концов, улучшить жизнь жителей края, был предложен ряд проектов — от внедрения высоких технологий до реконструкции площадей Тернополя.

Приезжие участники солидного мероприятия хотели услышать, какие из обнародованных в прошлые годы проектов реализуются уже теперь. Областные власти отрапортовали: из десятка проектов в сфере туризма и оздоровления, представленных на форуме в прошлом году, два все же нашли инвесторов. Две киевские фирмы при поддержке банка «Крещатик» возьмутся за строительство в курортном поселке Гусятин санатория на 1700 мест. А известная на Тернопольщине фирма «Ровекс» приступает к сооружению крупного туристско-развлекательного комплекса «Довбушева гора» в Збараже.

Чтобы лавры успешного старта инвестиционного сотрудничества не достались только чиновникам, председатель облгосадминистрации Иван Стойко вспомнил областной фонд поддержки предпринимательства, который по заказу райгосадминистрации разработал новые туристические проекты — с объемами инвестиций от 770 тыс. до 2,2 млн. долл. В селе Завалов Подгаецкого района предложено построить туристический комплекс с санной трассой. Живописные пейзажи села Кокошинцы Гусятинского района украсил бы летний развлекательный комплекс. А вблизи самой протяженной в мире гипсовой пещеры «Оптимистическая», что в селе Королевка Борщовского района, можно было бы создать центр спелеотуризма.

Местные участники собрания иронизировали, вспоминая существующую инфраструктуру: конечно, именно то, что нужно для развития туризма! Дороги, водопроводы — это боль и позор для области. Современные очистительные сооружения есть не более чем в десятке городов и поселков области, причем только в отдельных микрорайонах. Какой инвестор, приехав в область, захочет подхватить инфекционную болезнь?

Некоторый ответ скептикам чиновники дали. Управление промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации представило проект развития Тернопольского аэропорта, который после неудачной продажи остался в областной коммунальной собственности. Заявка серьезная: предусмотрено расширение взлетной полосы, строительство нового аэровокзала, создание современных терминалов по обработке грузов и т. п. Выполнение программы развития на ближайшие два года требует не таких уж и больших денег — немногим более 2 млн. грн., из них 1,3 млн. грн. — средства инвестора. Однако принцип совместного финансирования сразу отбросили: руководство областного совета уже заявило, что в этом году средства на развитие аэропорта из областного бюджета выделять не будут. Поскольку их просто не хватает.

В сфере промышленности области приоритет также предоставлен «усилению инновационной направленности». Звучит в духе времени. Подкрепляется этот ориентир рядом инициатив снизу. Некоторые проекты авторы перенесли с прошлогоднего форума. Причины разные. Но если, например, у инициатора производства катализаторов — коллективного предприятия «Альфа-Газпромкомплект» из Тернополя — собственные средства есть и оно хочет только найти партнера для совместной сертификации и продвижения продукта на западные рынки, то с реализацией высокотехнологичных проектов намного сложнее.

Тернопольский государственный технический университет имени И.Пулюя уже второй год подряд выносит на широкое обсуждение проект создания высокоэффективных источников и систем вторичного электропитания. По техническим параметрам (диапазону мощностей, качеству напряжения, коэффициенту полезного действия и т.п.) они превосходят зарубежные аналоги. И потребность в инвестиционных средствах небольшая — 150 тыс. долл. Но ни один инвестор пока не откликнулся на это предложение. Руководитель научно-исследовательской лаборатории университета, кандидат технических наук Владимир Яськив объясняет это «отсутствием в государстве комплексного развития радиоэлектронной отрасли, электросварки, киноаппаратуры, атомной энергетики, требующих упомянутых выше систем».

На Тернопольщине не добывают нефть и газ. Однако неразумно было бы зачислять область в неперспективные. Здесь — настоящий клондайк строительного сырья, почти треть общеукраинских разведанных запасов нерудных полезных ископаемых. Так почему бы не использовать с выгодой для региона богатство местных недр?

Согласно исследованиям Международной финансовой корпорации, этому, как и ранее, мешает нынешняя регуляторная политика. Представитель этой организации Сергей Осаволюк подытожил на форуме: «Реформа системы технического регулирования позволила бы вернуть в частный сектор до 300 млн. грн., которые могли бы обеспечить рост внутренних инвестиций».

В принципе, менеджер проектов МФК в Украине прав. Известной немецкой компании «Кнауф» для прохождения всех процедур и получения лицензии на добычу гипсового камня в Борщовском районе понадобилось более двух лет. Однако это не остановило ее. Недавно компания начала разрабатывать карьер, построила дробильно-сортировочную станцию, склад, участок для загрузки вагонов и отправки их на завод в Киеве. В районе уже созданы 70 рабочих мест со средней зарплатой 3000 грн. в месяц, а отчисления в местный бюджет в нынешнем году достигнут 250—300 тыс. грн., что выглядит довольно прилично. В перспективе вблизи Борщова будет построен завод по производству сухих строительных смесей и гипсокартонных плит, что полностью обеспечит потребности западных областей Украины в этой продукции.

— Приход компании «Кнауф» в область — настоящий инвестиционный прорыв, — при каждом удобном случае подчеркивает глава Тернопольской облгосадминистрации Иван Стойко. — Теперь можно ожидать других масштабных проектов в производстве строительных материалов. Местным жителям уже не придется массово выезжать на заработки за границу, поскольку неплохие деньги можно будет зарабатывать и у себя на родине.

Компания «Сумитомо Электрик Борднетце-Украина» — «дочка» известного концерна «Фолькс­ваген» — специализируется в другой отрасли. В свободных помещениях тернопольского радиозавода «Орион» она наладила производство кабельных систем для автомобилей «Фольксваген» и «Опель». Одновременно этот мощный инвестор начал строить большой завод вблизи Тернополя. Ожидаемый объем инвестиций — 20 млн. евро. Со временем планируется привлечь на производство почти 2000 человек. Но социальный эффект ощущается уже сейчас. Три сотни человек, занятых на производстве, зарабатывают по 1300—1500 грн. в месяц, что значительно больше, чем в среднем по области.

Глава Тернопольской райгосадминистрации Владимир Болещук ошарашил меня информацией: поступления в бюджет села, где инвестор завода создал рабочие места, в этом году возросли втрое...

Советник-посланник посольства Республики Польша в Украине Анна Сковроньска-Лучиньска как будто о Тернопольщине говорила, оценивая инвестиционный климат в Украине в целом: «Бизнес в Украине вести можно. Это поняли даже крупные польские фирмы, пришедшие в вашу страну. Рентабельность многих видов бизнеса в Украине выше, чем в европейских государствах. А фактор дешевой рабочей силы становится не основным. Ее стоимость возрастает. У вас еще ниже производительность труда, но и это не препятствие для инвестирования иностранными компаниями. В Украине нужно принять четкое законодательство, которое гарантировало бы безопасность для бизнеса. Потому что некоторые наши польские фирмы столкнулись с рейдерством... Ваша область успела приобщиться к развитию бизнеса. Но чтобы активизировать его, местная власть должна была бы помочь устранить все инфраструктурные препятствия...»

Сущая правда...