UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАРИФЫ И НОРМАТИВЫ: БЕГ НАПЕРЕГОНКИ

Хотя о реформах в коммунальной сфере, которые могли бы упорядочить взаимоотношения производителе...

Автор: Елианд Гоцуенко

Хотя о реформах в коммунальной сфере, которые могли бы упорядочить взаимоотношения производителей и потребителей услуг, больше говорится, тем не менее какие-то подвижки (скорее психологические, чем экономические) все-таки просматриваются. Во всяком случае, большинство потребителей меняет свое отношение к платежам, начинает воспринимать коммунальные услуги как товар, за который надо платить. Но камнем преткновения остается разное понимание того, каким образом и за чей счет выводить жилищно-коммунальное хозяйство из глубокого кризиса. Коммунальщики, ссылаясь на убыточность предприятий, хроническую неуплату за услуги, видят выход в повышении тарифов. Потребители противятся механическому повышению, требуя, чтобы стоимость услуг соответствовала их качеству, а средства, поступающие в коммунальные ведомства, не «проедались», а шли на реконструкцию систем, повышение их надежности.

В Кировоградской области, где четыре наиболее крупных города, включая областной центр, обеспечиваются водой, поступающей более чем за сто километров по водоводу Днепр—Кировоград, проблема качества услуг и их стоимости стоит особенно остро. Это в полной мере проявилось в начале лета, когда население в штыки встретило решение горисполкома увеличить плату за водоснабжение и водоотвод почти в два раза. Кировоградцам предложили платить уже не 0,88 грн. за метр кубический, а 1,63.

Две позиции — два подхода

Если в предыдущие годы кризис коммунального хозяйства в Кировограде обострялся в канун зимы, то в нынешнем году он грянул посреди лета. Причем сразу захватил все секторы городского хозяйства. После длительных переговоров, множества просьб и предупреждений забастовали более полугода не получающие зарплаты работники «Горсвета». За ними последовал трудовой коллектив «Кировоградлифта». Объявив недельную забастовку, лифтовики потребовали вернуть долги за предоставленные услуги, которые превысили несколько сот тысяч гривен.

Но острее всего кризис проявился в водоснабжении. Летнее цветение вод днепровских водохранилищ, дополняемое дырявыми трубами местных водоканалов, мягко говоря, не способствует высокому качеству воды, текущей из кранов в Светловодске, Александрии и Знаменке. Специалисты давно бьют тревогу по поводу ее низкого качества, рекомендуя хотя бы заменить сработанные фильтры водовода. Но на это требуется 3,5 млн. грн., которые местные бюджеты выделить не могут. Средств не хватает даже на то, чтобы оплатить ту воду сомнительного качества, которая подается. Сумма долга водовода Днепр—Кировоград (как следствие недополучения средств от местных водоканалов) перед «Кировоградоблэнерго» временами приближается до 10 млн. грн. Выбивая долги, энергетики время от времени обесточивают оборудование, ограничивая подачу воды в города. И предупреждают, что готовы пойти на крайние меры.

Таким образом, жители Кировоградщины имеют дополнительный «стимул» считать проблемы водоснабжения первоочередными. Прежде чем решиться на повышение тарифов, Кировоградский горисполком только в этом году четыре раза выносил острый вопрос на обсуждение. С тем, что проблема неотложная, были согласны все. Но подходы к решению проявились разные.

Сторонники повышения цен на коммунальные услуги полагают, что это единственная возможность удержать городское хозяйство от развала. Их аргументы сводились к тому, что тарифы не менялись с начала 2001 года и в связи с ростом цен на энергоносители уже не покрывают расходов эксплуатационников. По их утверждению, водоканал областного центра ежемесячно терпит 600 тыс. грн. убытков и покрыть их можно только повышением тарифов.

Оппоненты городского головы из числа депутатов горсовета, опираясь на не менее убедительные аргументы, убеждены, что необходимо не механическое повышение тарифов, а реформа коммунального хозяйства. И начинать ее надо с наведения элементарного порядка в коммунальной службе, пресечения злоупотреблений и бесхозяйственности. Если этого не сделать, то дополнительно поступившие средства будут просто «проедены» ведомством и нисколько не повлияют на техническое состояние городских систем.

Давно известно, что водоканалы наших городов до предела изношены и в большей мере способны заливать подвалы и создавать рукотворные ручьи и озера на улицах, чем поставлять воду к кранам потребителей. Но кировоградские коммунальщики в этом плане превзошли, наверное, всех. Больше половины воды теряется в городской системе. Горисполком в середине прошлого года утвердил поистине фантастический размер нормативных потерь, разрешив коммунальщикам терять по дороге к потребителю 42% (!) воды. Но даже в такой норматив коммунальщики не уложились.

Произведенная контрольно-ревизионным управлением проверка выявила целый клубок злоупотреблений, ставящих целью получать из бюджета больше средств, чем положено. На момент проверки потери воды достигли 51,2% от ее общего количества. Таким образом, большая часть воды, которая с такими затратами доставляется из Днепра, теряется в местных сетях. А эти самые потребители должны платить не только за воду, текущую из крана, но и за ту, которая безвозвратно потеряна.

Маленькие хитрости и большие потери

С недавних пор то, что делалось и делается на местном водоканале, уже не является секретом. В органы власти и СМИ поступили сообщения, в том числе и письменные, с конкретными подписями. Они раскрывают хитроумные схемы выкачивания средств как из бюджета, так и с потребителей. Скажем, некоторые предприятия, работая на полную мощность, тем не менее, если брать официальные отчеты, потребляют воду в гораздо меньшем количестве, чем им требуется. И дело здесь не в каком-то особом внимании к проблеме ресурсосбережения. Все гораздо проще. Вода, вслед за другими материальными ценностями, становится «теневым» товаром и поставляется, так сказать, нелегально. А повышение тарифов (для промышленных предприятий они с недавних пор увеличены еще в большей мере, чем для населения) только подстегнуло эти процессы.

Как оказалось, такая «химия» стала возможной потому, что в компьютерную систему коммунальщики вносят далеко не все данные. Инвентаризация, по утверждению специалистов, охватывает всего 30—35% потребителей, взаимоотношения с другими в течение многих лет остаются непрозрачными.

Длительное время руководство горводоканала практиковало маленькие хитрости. Скажем, были случаи, когда при продаже квартир долги за коммунальные платежи фиксировались за прежними хозяевами. И даже когда те расплачивались, якобы существующая недоимка переносилась на новых жильцов. Еще один, не менее хитроумный прием. Немало жилья в связи с развитием малого бизнеса переводится из жилого фонда в нежилой. При этом за счет разницы тарифов на водоснабжение разных секторов получался соответствующий «навар». И те, кто оппонирует горисполкому, повысившему тарифы, имеют все основания утверждать, что только четкая, хорошо контролируемая инвентаризация позволит определить истинное финансовое состояние горводоканала.

Установка счетчиков как момент истины

Проблема неплатежей — это не только и не столько «вредность» потребителей, привыкших к коммунальной «шаре», но и вина коммунальщиков, стремящихся свалить все издержки запущенной отрасли на горожан. На ранней стадии перетягивания каната казалось, что строгий учет путем установки счетчиков станет тем моментом истины, который разрешит все споры. Увы, эти надежды, во всяком случае в Кировограде, не оправдались. Повезло только первой немногочисленной волне потребителей, решившихся пойти на дополнительные расходы ради того, чтобы платить за реальные услуги, а не за одни намерения их предоставить.

Установка приборов учета потребляемой воды в общеобразовательных школах № 16, 18, 35 привела к тому, что здесь стали платить за услуги в семь-десять раз меньше, чем раньше. Примерно в таких же масштабах получилась экономия и у ряда других потребителей, которые обзавелись счетчиками. Но когда установка приборов учета стала превращаться в массовое явление, коммунальщики стали первыми, кто нажал на тормоза.

С подозрительной регулярностью стали выходить из строя измерители воды, установленные жильцами в ряде домов. Раньше, реагируя на обращения граждан, коммунальщики ремонтировали их. Но с течением времени такое сотрудничество постепенно сходит на нет. Оказалось, что для отладки приборов учета в местном водоканале нет ни специалистов, ни копеечных запчастей. Местные СМИ переполнены жалобами жильцов на коммунальщиков, которые под разными предлогами отказываются ремонтировать и осуществлять техническое обслуживание приборов.

Стоит напомнить, что два года назад горисполком, исходя из лучших побуждений, принял решение, обязывающее коммунальщиков принять на баланс счетчики воды, обеспечивать их исправную работу. Увы, решение это осталось на бумаге, а время от времени возникающие конфликты вокруг приборов учета заканчиваются, как правило, в пользу производителей. Только особо настойчивым потребителям удается защитить право на оплату реальных услуг, определяемых с помощью счетчиков. Остальным приходится возвращаться к старым порядкам и нормативам. А это означает, что каждый жилец, вне зависимости от того, видел ли он живую воду или нет, обязан ежемесячно оплачивать расходы за ее подачу в количестве 9 метров кубических.

Как «выплыл» такой фантастический норматив в городе, где ежесуточно случается от 50 до 60 порывов водосети, целые микрорайоны неделями не получают влагу, а множество многоэтажек «посажены» на голодный паек графика, согласно которому вода подается два-три часа в сутки? А очень просто. Объем поставляемой с далекого Днепра воды делится на количество потребителей. И дело с концом. Они платят за все, в том числе и за воду, сутками вытекающую из порывов. По существу, местные предприятия и население посажены на своеобразный водный «налог». Для обеих категорий потребителей это непомерное бремя. Первым он не дает развиваться, а другим — жить.

P.S. После того как против повышения тарифов выступило депутатское большинство горсовета, а ряд членов исполкома заявили о выходе из его состава, непопулярное решение было отменено. Кировоградцы продолжают платить за некачественные, а то и не предоставленные услуги, но хотя бы не в двойном размере…