UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ МЯСО-МОЛОЧНЫХ ЦЕН

Без коровы или хотя бы свиньи галицкий крестьянин не представляет свою жизнь. Не держат живность разве что полные бездельники или вовсе немощные...

Автор: Роман Якель

Без коровы или хотя бы свиньи галицкий крестьянин не представляет свою жизнь. Не держат живность разве что полные бездельники или вовсе немощные. Не беда, что «инвестиция» в свинью окупится так, как заработал Заблоцкий на мыле. Но мясо и сало свое, как говорят в народе, собственного же производства. А это душу все-таки тешит. Еще больше радуется перекупщик. Закупил живую свинью — и имеет столько же навара, сколько заплатил. А он этот хрюкающий товар возит фурами.

Почему скот идет под нож

Когда в середине прошлого года Россия повысила ввозную таможенную пошлину на некоторые виды мясной продукции, украинский мясо-молочный рынок стал перенасыщенным. Сырья появилось под завязку, мясопереработчиков — тоже: даже в небольшой Тернопольской области их насчитывается почти 90. И хотя готовые мясные и молочные изделия к осени прошлого года почти не дорожали, закупочные цены в области снижались дальше некуда. В мае—июне на молоко они упали до 28 копеек за литр, в то же время цена литра упакованного молока оставалась в среднем на уровне 1 грн. 20 коп. Килограмм мяса свинины в живом весе обесценился почти в два раза — с 8—9 до 4,5 грн. Тогда как вареные колбасы, которые потребляет большинство населения, подешевели лишь на 4—5% и ныне стоят 8,80—10 грн. за килограмм.

Выращивать скот для многих сельхозпроизводителей стало невыгодно, это почувствовали даже экономически сильные хозяйства.

Товарищество «Украина» — одно из мощнейших сельхозпредприятий области. Почти две тысячи голов КРС здесь имеют весьма приличный вид — как терриконы шахт. Но держать их означает работать черту на булаву. В прошлом году, рассказал директор товарищества Олег Крыжовачук, рентабельность производства говядины в хозяйстве снизилась на целых 40%. Это тот предел, после которого стартуют прямые убытки.

И сельхозпроизводители начали избавляться от рогатого стада. Этот процесс четко зафиксировал Госкомстат. Если на 1 декабря 2001 года во всех категориях хозяйств Тернопольщины насчитывалось 386,3 тыс. голов КРС, то уже через год эта цифра снизилась до 362,8 тыс. А спад поголовья коров в сельхозпредприятиях всех форм собственности на Тернопольщине стал самым большим по Украине. В течение прошлого года коров здесь уменьшилось на 37%.

Скот, массово идущий под нож, сигнализирует, что стоимость основных продуктов питания не будет стоять на месте... По кому это ударит больнее всего — не секрет. Свыше 80% мяса и молока на Тернополье вырабатывается в индивидуальных хозяйствах, менее одного процента — в фермерских. Остальное мясное и молочное сырье поставляют на переработку реформированные сельхозпредприятия.

Власть снова садится за руль

На такое «позорное» поведение закупочных цен власть не отреагировать просто не смогла. Сперва облгосадминистрация сделала пробный выстрел. Чтобы явно не нарушать закон Украины «О ценах и ценообразовании», предусматривающий введение государственного регулирования лишь в случае чрезмерного роста конечных цен (статья 8), она поручила территориальному отделению Антимонопольного комитета до 1 января 2003 года определить монопольные образования в пределах районов по заготовке, производству и реализации молочных и некоторых мясных изделий. Позиция областной власти казалась по крайней мере беспроигрышной. Поскольку для того, чтобы приструнить монополистов, рычагов более чем достаточно — это и ограничение уровня рентабельности, заготовительных и торговых надбавок...

И стало понятно: пока специалисты-антимонополисты изучат ситуацию и официально определят молочные и мясные монополии, закупочные цены могут трансформироваться просто в символические. А крестьяне, считай, половина населения, окончательно превратят молоко в основной корм для поросят, будут ускоренно избавляться от поголовья коров, свиней и еще больше — проклинать местных чиновников. Поэтому в сентябре прошлого года по распоряжению председателя облгосадминистрации было введено временное регулирование цен на отдельные социально значимые продукты питания.

Цель угадать нетрудно: попытки навести порядок во всех трех звеньях цикла «заготовка — переработка — торговля». Директивный документ ограничивает аппетиты заготовителей молока, а также говядины и свинины для промышленной переработки 15 процентами от стоимости закупленного сырья. Для производства молока, кефира, сметаны, а также колбас вареных (в том числе сосисок и сарделек), кровяных и ливерных тоже установлена планка — 15% рентабельности. Как следует из распоряжения, не должна роскошествовать и торговля этими продуктами. Поэтому «обрезаны» торговые надбавки на молоко, кефир — до 15%, а на сметану — до 10% от цены производителя.

Эффект временного регулирования цен заместитель начальника управления экономики облгосадминистрации Василий Гоц объясняет просто:

— Хотя в области среди заготовителей мясного и молочного сырья преобладают физические лица, на которых невозможно распространить ценовое распоряжение, ограничение стоимости заготовки стало сдерживающим фактором для юридических лиц — молокоперерабатывающих заводов и мясокомбинатов. Уже в сентябре закупочные цены на молоко возросли до 50—55 коп. за литр. А все мероприятия в комплексе остановили подорожание готовых молочных изделий и стабилизировали цены на вареные колбасы...

Однако полудобровольное сдерживание оказалось бы не совсем полноценным без сдерживания принудительного. Пряник дополнили кнутом. Областная государственная инспекция по контролю над ценами проверила свыше 200 субъектов хозяйствования, производящих и реализовывающих основные продукты питания. Большинство проверок, по прежней привычке, пришлось на торговлю продовольственными товарами. Тем не менее нарушение все-таки было обнаружено и у производителей, где формируется основная цена товара. Например, установлено, что ЗАО «Молоко» (Кременецкий молокозавод) превысило 15-процентный уровень рентабельности на производство сметаны. Незаконно полученной выручки... 161 гривня. На предприятие и его должностных лиц наложены штрафы. На время подготовки статьи остальные проверки еще не были завершены...

И монополистов не обнаружено

А теперь вопрос: сколько же «проклятых» монополистов вывело на чистую воду Тернопольское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины? Вынужден разочаровать читателя. Монопольных образований пока не обнаружено ни в сфере заготовки, ни в сфере переработки и реализации молочных и мясных изделий на конкретных товарных рынках в области. Большинство заготовителей — это мелкие предприниматели и физические лица, к которым, с одной стороны, трудно применить положение антимонопольного законодательства, а с другой — на обследованных работниками территориального отделения АКУ товарных рынках имеется молочная и мясная продукция различных производителей, и доля каждого из них не позволяет признать его занимающим доминирующее (монопольное) положение. Как выяснилось, борцам с монополизмом неизвестны и факты антиконкурентных согласованных действий между заготовителями-заводами. Не отслежено в этой сфере ни единого ценового заговора! Логике зампреда Тернопольского территориального отделения АКУ Ивана Кузика можно лишь позавидовать: «Невозможно доказать наличие устных договоренностей между заготовителями, если нет письменных соглашений».

В то же время важную причину заметного снижения закупочных цен на молоко летом и еще большего обвала закупочных цен на говядину и свинину во второй половине 2002-го местные специалисты Антимонопольного комитета небезосновательно усматривают в неразвитости рынков заготовки. Если бы, по мнению господина Кузика, к сельхозпредприятиям и индивидуальным производителям мяса и молока часто приезжали заготовители из дальних краев и даже из-за границы, то это подтолкнуло бы конкуренцию и, как следствие, закупочные цены возросли б. Деталь более чем выразительная: предприниматели из соседних областей — Волынской и Ивано-Франковской — уже в октябре закупали в некоторых районах Тернопольщины молоко по 60—70 коп. за литр. И им было выгодно это делать.

А пока что производство мясо-молочного сырья не стимулирует даже установленный государством механизм дотаций. На сегодня дотации за сданное молоко непосредственно связаны с закупочными ценами. А если снижаются последние — то и дотация становится смехотворно маленькой. Когда, например, закупочная цена молока устанавливается на уровне 50 коп. за литр, то государство доплачивает производителю 10—11 коп. А падает закупочная цена до 30 коп. — дотация едва достигает 5—6 коп.

С надбавками за выращенный и сданный на мясоперерабатывающий комбинат высоковесовой скот не менее интересный казус. Когда еще в 2001 году государство стимулировало продажу коров или бычков упитанностью свыше 375 килограммов, то в прошлом году отсчет дотаций уже начинался от 400 килограммов. Уменьшился и размер дотаций. 2001 год — за комбинированный мясо-молочный скот дотация 77 коп. за килограмм живого веса, год 2002-й — уже 45 коп... Минфин старался сэкономить, где только можно. Например, в прошлом году для выплаты надбавок за высоковесовой скот производители в области должны были получить 2,2 млн. гривен, но на начало декабря поступило лишь 1,2 млн. Последствия такой поддержки животноводства гармонично вписываются в логику Остапа Бендера: «Финансовая яма очень глубока. В нее можно падать всю жизнь»...

В управлении сельского хозяйства облгосадминистрации видят выход в установлении размера бюджетных дотаций, обеспечивающих по крайней мере минимальную рентабельность в различные периоды года. Ведь именно производство молока и мяса спасает от голодного существования подавляющее большинство крестьян-единоличников и приносит живую копейку многим сельхозпредприятиям области.

Крестьяне все еще надеются, что животноводство станет выгодным делом. А свинская конституция закупочных цен, рассчитанная, по выражению Ивана Франко, на свиней, а не на людей, — явление временное...