С вашего балкона виден хотя бы один башенный кран? Практически ни один кировоградец не ответит на этот вопрос утвердительно. А ведь были времена, когда в городе действовали одновременно 150 строительных площадок, на каждой из которых работало по одному-два крана. Работали в три смены, в год сдавали 120 тыс. квадратных метров жилья. Да что там жилье, детсады, школы — сооружали огромные промышленные гиганты, многие из которых сегодня разрушены и разворованы...
И все-таки оптимисты (и прежде всего специалисты) утверждают: Кировоградщина — на пороге очередного строительного подъема, но уже на ином, современном уровне.
Завод есть, а кто будет работать?
Если бы кто-то взялся исследовать причины экономического кризиса 1990-х, в некоторой степени виновными в нем можно было бы назвать... строителей. Понятно, они были всего лишь исполнителями, воплощавшими в жизнь грандиозные замыслы ее величества плановой экономики. Но именно их руками в землю закопаны миллионы тогдашних советских рублей, ведь строили планово, много, однако некачественно и зачастую неэффективно.
Сейчас можно только удивляться, насколько экономически необоснованными были некоторые проекты. Например, гидролизно-дрожжевой завод, если бы его все же достроили, вызвал бы в Кировограде огромные экологические проблемы. Такое производство, очевидно, едва ли нужно было располагать вблизи областного центра. Но завод возвели уже на 80%. Сейчас его остатки зарастают сорняками.
Так же экономически необоснованным было и возведение неподалеку от города дизельного завода. По мнению начальника управления капитального строительства облгосадминистрации Валерия Кошовенко, если бы это крупное предприятие все-таки сдали в эксплуатацию, очень бы остро стояла кадровая проблема: рабочих для него в Кировограде не хватило бы. Неэффективным оказалось и сооружение обувной фабрики. Здание солидное, а отдачи никакой: кировоградская обувь оказалась неконкурентоспособной и не пользовалась спросом на рынке.
Некоторые корпуса работающих сегодня предприятий тоже не было острой потребности возводить: когда приходило время считать каждую копейку, их содержание тяжким бременем ложилось на тогдашние скудные бюджеты. Но ведь министерства деньги выделяли, поэтому строили...
Об одном случае из практики с иронией вспоминает бывший начальник городского управления капитального строительства Леонид Кошевой. К какой-то годовщине нужно было срочно сдать в эксплуатацию котельную городского роддома. Работа затягивалась, и Леониду Григорьевичу уже сообщили: утром тебя ждут в горкоме партии, получишь как минимум выговор. Он созвал срочное совещание, мобилизовали всех, кого только могли. Люди работали целую ночь, к утру котельная была готова. Вместо выговора в горкоме вручили большое красное знамя трудовой славы. Оно до сих пор хранится в кабинете директора совместного украинско-польского предприятия теплоэнергетики «Укрэнергопол» Леонида Кошевого...
Вместе с гигантоманией в строительстве ушли в прошлое и огромные масштабы организации труда строителей. Исчезли громоздкие домостроительные комбинаты, многочисленные тресты и управления. На территории нашей области исключением может служить разве что ОАО «Александриястрой», из бывшего треста превратившееся в самостоятельное предприятие, сохранив и технику, и кадровый потенциал.
По словам Валерия Кошовенко, нынешние строительные организации — это новые, в основном частные предприятия. Они стремятся строить качественно, средства использовать эффективно, между ними существует реальная конкуренция, но есть и реальная опасность: не всегда такие фирмы имеют соответствующую технику и необходимые кадры для выполнения тех задач, которые перед ними ставит, например, выигранный тендер. Их заявленная специализация может не соответствовать высоким квалификационным требованиям.
То, без чего не обойтись
Как бы то ни было, но абсолютное большинство кировоградцев живут в квартирах, построенных еще в советские времена со всякими, большими или меньшими, недоделками. И хотя общественные представления о комфортном жилье постепенно меняются, вряд ли кто-то не согласится, что значительная часть из более чем 22 тыс. очередников, годами ожидающих квартир от Кировоградского горисполкома, радовались бы и такому жилью. В последнее время очередь практически не двигается, и уже стало аксиомой: государство не имеет возможности обеспечить бесплатными квадратными метрами всех, кто в этом нуждается. Выход тоже очевиден — жилищное кредитование.
Кстати, кировоградцы имели шанс если не обогнать киевлян, то по крайней мере стать одними из пионеров этого дела. Еще осенью 1991 года Кировоградский городской совет принял решение о создании на базе управления капитального строительства города предприятия «Добробуд». Еще через два года были внесены изменения в устав государственного коммунального инвестиционного предприятия, позволявшие привлекать средства граждан, организаций, учреждений для строительства жилья в городе. Тогда эта инициатива получила широкую огласку, многие люди понесли свои сбережения в «Добробуд». Но, как утверждает бывший директор предприятия, тот же Леонид Кошевой, в горисполкоме не были готовы к такому повороту событий. Чиновники привыкли, что нуждающиеся в жилье люди идут к ним на поклон. Реакция не заставила себя ждать: ГКИП буквально уничтожили.
Его «похоронили» так быстро еще и потому, что, как констатирует юрист Анатолий Гуменной, представлявший в многочисленных судах интересы подрядчиков, в надлежащем порядке не оформлялись правоучредительные документы. Но при наличии доброй воли горисполкома эту проблему можно было бы легко решить. Вместо этого предприятие «реорганизовали», что означало его фактическое уничтожение. Отгородились тогдашние городские власти от его долгов и обязательств, фактически дискредитировав идею кредитования собственного жилья. Неудивительно, что после такого фиаско ее в Кировограде было трудно развивать.
Но, видимо, значительно большим препятствием было то, что до недавних пор на рынке вторичного жилья в областном центре цены были очень низкими. Сейчас в это сложно поверить, но еще год-два назад трехкомнатную квартиру среднего качества можно было купить за 5—6 тыс. долл. Сегодня же цены возросли в пять раз, что придает весомый импульс развитию жилищного строительства.
Собственно говоря, оно продолжалось и в прошлые годы, другое дело, какими темпами. Например, нынешнее частное предприятие «Житлобуд», успевшее еще до экономического обвала приобрести приличную материальную базу, постоянно искало и находило возможность ее задействовать — под жилищные программы Минобороны, правоохранителей или других ведомств. Сегодня оно имеет шанс значительно расширить свои строительные площадки: Кировоградский областной филиал Укрсоцбанка, ставший партнером «Житлобуда», разработал целую серию программ кредитования жилищного строительства — и многоквартирных домов, и коттеджей. Кстати, на днях новоселы смогут оценить результат их сотрудничества, получив ключи от квартир в двух домах по улице Пионерской.
— Больше всего мешают строительству периодически повторяющиеся ценовые скачки, — говорит директор «Житлобуду» Виктор Шмидт. — Это приводит к снижению объемов, а следовательно, предприятие оставляют специалисты, которых потом практически невозможно вернуть и довольно непросто подготовить новых.
Колоссальный толчок развитию жилищного строительства, по мнению руководителя, могло бы дать снижение процентной ставки кредитования. Он считает, что банки, закладывая в сумму кредита рентабельность будущего жилья, уже получают выгоду, так что уменьшать процентные ставки их должна заставить сама жизнь.
Впрочем, хотя уровень процентных ставок жилищного кредитования на Кировоградщине довольно высок — 16—18%, эта форма финансирования получает все большее распространение. Управление капитального строительства облгосадминистрации тоже прибегло к ней, начав реконструкцию под квартиры одного из общежитий технического университета. Кредиты выдал местный филиал банка ТАС. За полгода, убежден начальник управления Валерий Кошовенко, 32 семьи получат отличные, по-современному оборудованные квартиры.
Нас ожидает строительный бум?
И это только начало. Виктор Шмидт констатирует, что многие предприниматели из столицы активно интересуются кировоградскими незавершенными объектами (кстати, не помешало бы иметь какие-то регламентирующие документы, что позволило бы четче и прозрачнее определять их дальнейшую судьбу), условиями получения земельных участков, особенностями проектирования. Уже сегодня в областном центре заметен приход инвесторов: возведение супермаркетов «АТБ», «Велика кишеня», автосалонов оживляет строительную отрасль.
Чтобы поддержать эту тенденцию, новые городские власти должны решить проблему земельных участков. Дело в том, что прежнее руководство города раздавало их налево и направо, превратив в своеобразное платежное средство за содействие, услуги, поддержку, не говоря уж о родственных или дружеских отношениях. Нынешний городской совет создал временную депутатскую комиссию, которая будет проверять законность выделения земельных участков и эффективность их использования. От того, насколько быстро и качественно сработает эта комиссия, в некоторой степени зависит и будущее строителей города.
Хочется верить, что у новых властей дойдут руки и до генерального плана застройки города, который разрабатывался в середине 1990-х и значительно устарел. В области, например, на основе детальных программ по обеспечению потребностей в строительстве жилья, социальных объектов, дорог, в газификации, подготовленных каждым районом, составляют областную программу строительства. Она должна четко показать, какую долю расходов может и должно взять на себя государство, а под какую необходимо искать инвестора.
Но готова ли сегодня Кировоградщина, кадрово и технологически, к будущему строительному буму? Известный в области строитель, некоторое время возглавлявший управление капитального строительства горисполкома, а нынче — директор дочернего предприятия «Найк плюс» (оно возводит супермаркеты «АТБ») Владимир Неструев с грустью констатирует, что средний возраст и рабочих, и инженерно-технических работников в строительной отрасли края намного превышает 40 лет. Очень сложно найти квалифицированных экскаваторщиков, бульдозеристов, не говоря уж о крановщиках. И все же учебная база, которой располагает Кировоградщина (а это и один из лучших в Украине строительный техникум, и профессионально-технические училища, которые когда-то готовили рабочих-строителей), при определенном внимании к ней со стороны государства, при разработке специальных программ позволяет надеяться на лучше.
С оптимизмом смотрит в будущее строительной отрасли и Виктор Шмидт. Он считает, что Украина — современное государство в сфере строительства. Осваивать же все новые и новые мировые технологии нам поможет только экономическая стабильность. Так что нужно строить. А значит, и богатеть...