UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАСТИ ПО БАЗАРУ

Отрасль экономики, состоящая из гипертрофированно разросшихся вещевых рынков, давшая в тяжелые в...

Автор: Елианд Гоцуенко

Отрасль экономики, состоящая из гипертрофированно разросшихся вещевых рынков, давшая в тяжелые времена рабочие места для наиболее активной части населения, очень чутко реагирует на рыночную погоду, степень экономической свободы в стране. После некоторого затишья конец минувшего и начало нынешнего года ознаменовались острой вспышкой нестабильности. Особо резонансные массовые акции протеста в это время состоялись в Харькове. В «столицах» вещевой торговли — Хмельницком и Черновцах — не утихает противостояние между предпринимателями вещевых рынков и местной властью, задумавшей грандиозную перестройку в интересах крупного бизнеса. Неспокойно в этом чувствительном к переменам секторе экономики и во многих других городах. В конфликтах, приобретающих массовый характер, отражаются местные особенности. Но просматривается и общая причина того, почему мелкие торговцы-предприниматели почувствовали себя в ими же созданной сфере настолько неуютно, что решились на акции протеста.

Рынок рынку рознь

Полтава хотя и не относится к городам, где вещевые рынки являются чуть ли не единственными наполнителями местных бюджетов (есть и такие), но с весны прошлого года, все лето и осень здесь пылали нешуточные страсти. С митингами и пикетами возле мэрии и облгосадминистрации, с массовыми шествиями по городу и перекрытием проезжей части улиц. Показательно, что острое недовольство торговцев вызвало не какое-то отдельное обстоятельство, а целый букет причин. Скажем, в ходе последних акций протеста среди основных требований неизменно фигурирует пункт «ликвидировать стихийный рынок, не допустить постоянного возобновления его работы».

Дело в том, что в Полтаве, впрочем, как и в других городах, рядом с узаконенным рынком ЗАО «СП Полимекс», где торговцы платят положенные налоги и сборы, действует и стихийное торжище, на котором процветает теневая торговля. Казалось бы, уж в этом-то вопросе интересы законопослушных предпринимателей и представителей власти, призванных блюсти интересы местного бюджета, сходятся и побуждают действовать сообща. Но… Наводить порядок городские власти не спешили. После каждой акции протеста стихийные рынки, окружающие «Полимекс» и форменным образом разоряющие его торговцев, на какое-то время редели, но вскоре как ни в чем не бывало оживлялись.

Причины этой необыкновенной живучести давно не являются секретом. Прошедшие все этапы базарных преобразований предприниматели прекрасно знают: ссылки на то, что реализаторы «левых» товаров не наносят большого вреда, а бороться с нелегалами трудно, надуманны. Подсчитано, что теневая торговля вокруг законно действующего вещевого рынка составляет треть его оборота, а это ни много ни мало 200 тыс. грн. в день. За последние годы вследствие такой «конкуренции» более сотни предпринимателей, чтящих закон, обанкротились.

В сохранении полукриминальных базаров заинтересованы многие. Одни — чтоб хотя бы в сокращенном формате сохранить практику привычных взяток и подношений, другие — пытаясь получить дополнительные рычаги воздействия на представителей наиболее массового отряда малого бизнеса — торговцев. Вовсе не случайно противостояние между легальными и нелегальными продавцами обостряется по мере того, как предприниматели «Полимекса» стали объединять усилия, создавать и развивать собственную администрацию, показав тем самым, что отказываются от всяческих «крыш». Созданная за счет скромных членских взносов управленческая структура, в состав которой вошел и опытный юрист, вскоре продемонстрировала умение защищать подопечных как от недобросовестной конкуренции, так и от произвола налоговиков, милиции, хозяев рынка, стремящихся поднимать, часто необоснованно, плату за услуги. Авторитет объединения предприятий малого бизнеса в связи с этим возрос, в него начали вступать не только торговцы вещевого рынка, но и мелкие предприниматели, занятые в бытовом обслуживании и других сферах.

С набирающей силы структурой долгое время не хотела иметь дело лишь городская власть. При горисполкоме давно действует координационный совет по предпринимательству. Но самое крупное объединение малого бизнеса долгое время в нем не было представлено. Стоит ли удивляться, что общение между мэрией и предпринимателями происходило на городских площадях? В ходе одной из акций протеста корреспонденту «ЗН» удалось побеседовать с первым заместителем полтавского мэра Михаилом Юхименко. На вопрос: почему законные требования предпринимателей игнорируются, он среди прочих не очень убедительных аргументов привел и прояснявший тогдашнюю позицию мэрии. Мол, сегодня под стенами мэрии стоят, требуя своего, представители «Полимекса», а завтра могут прийти — приходят — их оппоненты со стихийных рынков, и тоже с требованиями. Все хотят торговать, кормить детей. Получается, чиновник не видел особого отличия между законопослушными предпринимателями, которые платят налоги и сборы, и их конкурентами, подпитывающими теневую экономику, не внося в бюджет ни копейки.

Оппоненты становятся союзниками?

В прошлом году в местной газете появилось объявление о конкурсе на право строительства и обустройства торгово-общественного комплекса площадью 76 тыс. кв. метров. На продажу выставлялся участок земли, где находились рабочие места более тысячи мелких торговцев. А поскольку срок аренды земли, где располагался «Полимекс», заканчивался, угроза обрела реальные черты. Предприниматели, с которыми не посоветовались при объявлении конкурса, потребовали от руководителей города своего участия в предстоящем переустройстве рынка, его модернизации. При этом напомнили, что более тысячи работающих имеют на правах частной собственности торговые палатки и металлические павильоны, всего на сумму более 2 млн. грн., и решать вопросы без их участия по меньшей мере некорректно.

Но, несмотря на письма и заявления, направленные в соответствующее подразделение горисполкома, на попытки делегированных представителей объединения предпринимателей донести их мнение до чиновников, их голос так и не был услышан. Тогда-то и начались горячие денечки. Предприниматели «Полимекса» требовали отменить конкурс, который мог лишить их рабочих мест и в дальнейшем — права принимать участие в решении вопросов. Но горисполком упорствовал. Дело часто доходило до стихийного протеста, когда собравшиеся, возмущенные гробовым молчанием чиновников мэрии, перекрывали проезжую часть улиц. Акции протеста проводились с завидной периодичностью и со временем не ослабевали, а, наоборот, набирали силу, становясь проблемой уже не только Полтавы, но и всей области.

Областные власти, не в пример городским, с большей терпимостью и пониманием отнеслись к протестующим. Во всяком случае, после санкционированного митинга возле облгосадминистрации их представителей пригласили на сессию облсовета, дали возможность изложить свою точку зрения.

Тогда-то и оказалось, что у протестующих есть и понимание проблемы, и дельные предложения, как ее решать. Полтавские предприниматели таки добились своего: власти их услышали и пошли на диалог. В горисполкоме была создана рабочая группа по изучению предложений с участием представителей малого бизнеса, а вскоре вышло распоряжение первого заместителя городского головы Михаила Юхименко и был подписан протокол, предусматривающий выделение земли для вещевого рынка и передачи его в коммунальную собственность. А что касается ранее объявленного конкурса, который вызвал бурю эмоций, то было принято решение о том, что в нем никто не победил.

Новый шаг к объединению

Понимая, что остановить наступление на их права могут лишь организованность и сплоченность, предприниматели недавно сделали еще один шаг к объединению усилий. Состоялся учредительный съезд, на котором представители организаций малого бизнеса Полтавы, Черкасс, Запорожья, Чернигова создали координационный совет и профсоюзную организацию.

— Сектор экономики в виде вещевых рынков, куда в свое время пришли лишившиеся работы инженеры, учителя и представители других профессий, действительно стоит на перепутье, — говорит глава объединения предпринимателей малого бизнеса Полтавы Игорь Балицкий. — Несомненно, при любом раскладе сил здесь грядут коренные изменения. Вопрос в том, как они должны осуществляться? Работающие на рынках хотят, чтобы все реорганизации проводились открыто, с учетом их мнения и интересов. Этого, собственно, мы и добивались. И, кажется, кое-чего достигли.

— Мелких предпринимателей вещевых рынков, особенно тех, кто протестует в связи с решением властей привлечь крупные инвестиции, изображают ретроградами, жаждущими «заморозить» рынки в нынешнем, прямо скажем, невзрачном состоянии. Этот образ соответствует действительности?

— Не так давно мы провели среди мелких предпринимателей Полтавы анкетирование и опрос, которые, на мой взгляд, проливают свет на эти вопросы. Так вот, оказалось, что среди торговцев более 80 процентов людей с высшим образованием. Только каждый двадцатый из опрошенных не хочет изменений, т.е. готов и дальше работать на вещевом рынке в его нынешнем виде, все другие, а их преобладающее большинство, стремятся организовать собственный бизнес на современной основе. И разве эти люди не заслужили того, чтобы им дать такую возможность?

Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство. Вещевые рынки, что бы ни говорили, модернизируются. Их вид существенно меняется. И хотя большинство из них принадлежит частным владельцам, все это делается за счет работающих на них скромных торговцев. При этом частные хозяева рынков зачастую ставят мелких предпринимателей в такие условия, что те вынуждены платить за услуги втридорога. Скажем, за один металлический павильон из тех, которые устанавливали на «Полимексе» в, так сказать, добровольно-принудительном порядке, с торговцев требовали 2400 грн. А когда они, организовавшись в объединение, обратились к независимым оценщикам, оказалось, что стоимость такого изделия почти на 1000 грн. ниже.

Аппетиты новых хозяев-инвесторов, которые, судя по всему, вознамерились прибрать к рукам все вещевые рынки страны, вне всякого сомнения, будут гораздо большими. В этом можно убедиться на примере Черновцов и Хмельницкого, где для торговцев вещевых рынков готовят новые рабочие места, платить за которые придется в несколько раз дороже. Представители малого бизнеса в такой ситуации просто не смогут расплатиться с новыми хозяевами и со временем превратятся в наемных работников или же пополнят ряды безработных.

— Каков же выход? Как развиваться вещевым рынкам, чтобы не подкосить людей, фактически их создавших?

— Выход мы видим в том, чтобы вещевые рынки передавать не в распоряжение крупного бизнеса, как в основном сейчас и происходит, а в коммунальную собственность, городским общинам. Пусть ими распоряжаются местные органы самоуправления, а получаемые доходы пополняют местные бюджеты. Это не надуманные прожекты. По этому пути пошли в Запорожье. Этот опыт мы изучили и добиваемся внедрения его в Полтаве...

— В свете услышанного возникает вопрос: а не думало ли само предпринимательское объединение о том, чтобы стать собственником будущего вещевого рынка?

— Думало. Однако значительных сумм для модернизации вещевого рынка у торговцев нет. А крупные кредиты таким организациям давать пока не принято. Но если объединить усилия с органами местного самоуправления, такие вопросы окажутся решаемыми. При этом выигрыш обоюдный. Местная община получит возможность контроля и получения дохода от рынка, а предпринимателям будут гарантированы рабочие места с умеренной арендной платой. Демократические основы управления, которые так важны среди мелких собственников, при этом сохраняются.

По крайней мере, полтавские предприниматели надеются, что местные власти из оппонентов мелкого бизнеса превратятся в союзников.