UA / RU
Поддержать ZN.ua

Совместное неприятие на мусорной почве

Лицам с определенным уровнем интеллекта свойственна привычка создавать проблемы. Это нередко еди...

Автор: Владимир Писковый

Лицам с определенным уровнем интеллекта свойственна привычка создавать проблемы. Это нередко единственное, что у них получается безукоризненно, не считая завидной способности обременять окружающих лишними затруднениями. Причем до такой степени, что виновником неурядиц может оказаться кто угодно, только не субъект инициативы. Согласитесь, это уже своего рода мастерство, секретам которого стоит уделить внимание.

Начало, как водится, было оптимистичным и многообещающим. В 2006 году местное общество с ограниченной ответственностью «Ольф», занятое в сфере АПК, победило в проведенном Запорожским горисполкомом тендере на право разработки полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), или, проще говоря, — городских свалок. Директор ООО Сергей Ольшанский тогда заявил, что уже к концу года на одной из них, расположенной в правобережной части города, в районе Никопольского поворота, будет установлена первая линия мусоропереработки, мощность которой позволит ежедневно утилизировать до 200 тонн твердых отходов.

Реализация подобной задачи — дело не из дешевых. Поэтому «Ольф» наладил сотрудничество с немецкой компанией Remondis, специализирующейся на данном виде работ. Городские власти отнеслись к инициативе вполне благосклонно, судя по неоднократным визитам чиновников во Франкфурт. Вот только заявленный на 2006 год пуск производства не состоялся.

Лишь в начале июля прошлого года во Франкфурте прошли очередные переговоры с участием городского головы Евгения Карташова, в ходе которых обсуждались условия договора о создании совместного предприятия. Тогда стороны якобы окончательно определились, какое именно производство Remondis построит в Запорожье. Вроде бы сошлись на том, что в августе запустят первую мусоросортировочную линию, а со временем — мусороперерабатывающий завод.

Если учесть, что, по утверждению С.Ольшанского, подписание трехстороннего договора (Remondis, «Ольф» и городское коммунальное предприятие «Коммунсантрансэкология») должно было состояться в середине августа, оперативность взаимодействия казалась просто восхитительной. К тому же украинская сторона не без гордости поведала о том, что в ходе переговоров иностранную долю в СП удалось скостить с 63 до 51%. И что вдвойне приятно, оптимизма у немцев от этого не поубавилось. По их словам, Запорожье — пока единственный город в Украине, с которым они хотят сотрудничать на долгосрочной основе. Кто же знал, что попытка украинско-немецкого партнерства на мусорной почве имеет шансы оказаться последней, так и не став первой.

Проблема утилизации отходов для региона, где только по официальным данным насчитывается порядка 50 свалок, занимающих свыше тысячи гектаров и преимущественно не отвечающих даже украинским нормам экобезопасности, чрезвычайно злободневная. Тем более что количество стихийных свалок на порядок выше. И в областном центре — тоже. С каждым месяцем бытовые отходы занимают все больше городской территории, хотя еще в 2005 году власти объявили о начале работы экологической милиции. Между прочим, получившей право не только составлять протоколы, но и даже ограничивать или временно останавливать деятельность предприятий и учреждений. Но почему-то эта традиция не прижилась. Новоявленные стражи экологии как были тише воды, ниже травы, так и остаются. А нерадивым физическим и юридическим лицам по-прежнему присуща манера мусорить где попало вместо того, чтобы свозить хлам на два узаконенных полигона ТБО.

Впрочем, два полигона — это по состоянию на позапрошлый год. Тогда, помимо заложенной в 1951 году свалки у поселка Леваневского в левобережной части города, действовал еще открытый намного позже полигон на правом берегу. Тот самый, что в районе Никопольского поворота, где фирма «Ольф» намеревалась наладить мусоропереработку. Срок его эксплуатации, по утверждению местных властей, заканчивался именно в 2006 году.

Тут, конечно же, напрашивается закономерный вопрос: «С какой это стати надо было ждать жареного петуха?» Однако в горисполкоме заверяют, что решением проблемы начали заниматься с 2004 года. Как сообщил в одном из интервью начальник городского управления экологии Игорь Бройде: «Мы рассмотрели вариант расширения полигона на Никопольском повороте. Планируется, что новая очередь займет около 10 га. Все проблемные темы с представителями Запорожского района решены, достигнуто устное соглашение на отвод земли под третью очередь свалки. Учитывая уровень, на котором были достигнуты устные договоренности, вряд ли они будут изменены».

Звучит довольно убедительно, хотя и противоречит сделанному спустя пять месяцев заявлению председателя Запорожского райсовета Ивана Гоменюка: «Вопрос о выделении земли под полигон решился не сразу. Если бы мы изначально договаривались об этом с городом, то никаких претензий к городу не было бы. Мы бы отдали землю». Знай об этом главный городской эколог, он наверняка не торопился бы с обещаниями: «Думаю, в 2007 году мы решим уже все вопросы официально и где-то с апреля-мая начнем строительство». Уж ему-то по долгу службы положено быть в курсе, что подобные вопросы в авральном темпе не решаются. Ведь обзавестись согласием местных властей на отвод земли — это даже не полдела. Нужен еще проект, который должен получить согласования и экспертные заключения, включая вердикт Минэкологии. Сколько для этого потребуется времени? Специалисты утверждают, что при благоприятном стечении обстоятельств — не менее полугода. Следовательно, ни о каком строительстве «с апреля-мая» не могло быть и речи. Если только городские власти не намеревались выйти за рамки правового поля. Чисто теоретически подобное можно предположить, хотя опыт «Ольфа» наглядно свидетельствует: ничего хорошего это не сулит.

Как только фирму определили победителем тендера на право разработки городских полигонов ТБО, Антимонопольный комитет выписал ей штраф за несоблюдение закона. Нарушение заключалось в том, что целостный имущественный комплекс был приобретен без санкции АМК.

Комментируя это решение, С.Ольшанский заявил, что оно «вызывает только улыбку», поскольку в очередной раз свидетельствует о несовершенстве законов. Ну, смех смехом, а пять тысяч заплатить пришлось. По словам директора, исключительно ради того, чтобы не терять времени, поскольку работа уже началась.

Да только вскоре и вовсе грустно стало.

В конце марта прошлого года очередная сессия горсовета отклонила предложение о передаче в аренду фирме «Ольф» 5 га под строительство мусороперерабатывающей линии. Более того, первоначальные планы городских властей подверглись существенной корректировке. По крайней мере, в отношении ООО. Долгосрочные договора аренды на два мусорных полигона фирма-то заключила и, по словам директора, менее чем за год вложила в дело 3 млн. грн. Однако КП «Коммунсантрансэкология» вовсе не торопилось с предоставлением земельного участка и выдачей разрешения на установку мусоросортировочного комплекса. Хотя имелась и необходимая техническая документация, и само оборудование. Но речь уже шла о его размещении не на втором полигоне, а на первом.

В отношении же правобережной свалки городские власти выступили с новой инициативой. Идею расширить полигон на Никопольском повороте предали забвению без объяснения причин. Вместо этого в начале прошлого года было заявлено, что под полигон для левобережной части города определена новая площадка. Там же планируется и строительство мусоросортировочной линии. Но об участии в проекте фирмы «Ольф» уже не упоминалось. Подрядчика решили определить на конкурсной основе. Неизменным осталось лишь желание ввести свалку в эксплуатацию в рекордно короткие сроки: к концу 2007-го, в крайнем случае — к началу нынешнего года.

И все бы ничего, да только денег-то нет. А взять их, кроме как у зарубежного инвестора, больше не у кого. Поэтому в середине июля прошлого года Е.Карташов проводит воспитательную работу с представителями Remondis. Дескать, meine liebchen Herren, городские власти свои обязательства выполнили — с земельным участком определились, так что и вы с выделением средств не мешкайте. Но ведь иностранцы по части бизнеса тоже, как говорится, не первый год замужем. Поэтому принципы партнерства, когда семь пятниц на неделе и как минимум пять тузов в колоде, не считая спрятанных в рукаве, их, мягко говоря, не вдохновляют. Что поделаешь, не дано им понять особую прелесть созидания, когда сначала строят, потом проект заказывают и лишь после этого, может быть, согласовательной тягомотиной занимаются до тех пор, пока сооружение не завалится, так и не дождавшись капитального ремонта. Одно слово — ретрограды. Гарантии юридической чистоты проекта им, видишь ли, подавай. А где их взять, если с землеотводом участка под новую свалку такая каша заварилась…

Нет, сначала все шло, в принципе, гладко. Санврачи, архитекторы, стражи памятников, блюстители экологии, наряду с другими представителями не менее уважаемых органов поставили свои автографы под актом от 21 февраля 2007 года. Согласно этому документу, 19,5 га у окраины областного центра на территории соседнего Запорожского района признаны вполне подходящими под свалку. Месяца через полтора с этим согласился председатель райгосадминистрации, издавший соответствующее распоряжение. Правда, говорят, не обошлось без серьезного внушения со стороны вышестоящего начальства, но это так — детали. Еще через пару месяцев дал добро Солнечный сельсовет, на чьей территории предполагалось разместить полигон ТБО. Наконец, 13 июля сессия Запорожского райсовета решила «согласовать запорожскому коммунальному предприятию «Коммунсантрансэкология» место расположения земельного участка площадью 19,5 гектара (пастбища), в том числе 18 гектаров — под строительство и функционирование полигона твердых бытовых отходов №3».

Что из этого вышло, селяне смогли убедиться очень скоро. Стоило лишь появиться информации о месте размещения полигона, посетовала председатель Солнечного сельсовета Лидия Лазукова, как туда сразу же стали везти мусор машинами — не только частными, но и специализированными. Образовалась очередная стихийная свалка.

Однако возмущение жителей близлежащих домов областного центра вызвало даже не это. Их протест, заявленный на митингах, сводится к тому, что городской свалке не место в балке Партизанской, которая десять лет назад определена областным советом природным заказником.

— Любые ссылки на то, что это природно-заповедный фонд, не соответствуют действительности, — утверждает заместитель начальника городского управления экологии Нина Приходько, цитируя вывод главного управления охраны окружающей природной среды в Запорожской области: «К землям природного заповедного фонда этот земельный участок не относится».

Вот и попробуй разберись, на чьей стороне истина, если первый заместитель городского головы Владимир Грищенко утверждает, что «район балки Партизанской был наиболее удачным из 10 рассмотренных вариантов», а директор «Коммунсантрансэкологии» Андрей Козак не менее убежденно доказывает, что «место, отведенное под полигон, и балка Партизанская — это две разные территории».

И все же отдельные несовпадения в оценках нисколько не препятствуют единодушию мнения на региональном уровне.

— Фракция БЮТ Запорожского городского совета полностью поддержала решение сессии об отводе этого земельного участка под полигон, — заявил нынешний нардеп Валерий Крайний.

— Это место оказалось единственно возможным с точки зрения безопасности как для людей, так и для окружающей среды. Мы поддерживаем город в идее создания современного европейского полигона, — утверждал тогда еще просто заместитель, а сейчас — временно исполняющий обязанности председателя облгосадминистрации Валерий Черкаска.

— Нужно пройти по каждому из дворов, где жители недовольны решением власти, и постараться объяснить людям, что строительство полигона не представляет никакой опасности для их здоровья, — советовал председатель облсовета Александр Нефёдов.

Ну да, ну да… Это же так замечательно, когда в 500 метрах от вашего дома находится свалка. Глянешь в окно, а там — мусоровозы везут всякий хлам на мусоросортировочную линию. Говорят, по европейской технологии она до 60% утиля способна для повторного использования определить. А что непригодным окажется, так его рядышком разместят. Чудная картина, не правда ли? Но если кто неспособен проникнуться этой идиллией, у первого заместителя городского головы есть аргумент повесомей: «Если полигон будет здесь, тарифы не увеличатся, а если дальше — горожанам придется платить больше». Что ж, по крайней мере, откровенно…

Как знать, может, власти бы и не придали большого значения протестам экологически озабоченной общественности, не случись непредвиденная заминка. Вот уже полгода областной совет упорно игнорирует обращение горсовета о согласовании места выбора земельного участка под полигон ТБО. Даже на рассмотрение сессий не выносит.

Видя такой поворот событий, сначала Запорожская райгосадминистрация, а затем и Солнечный сельсовет приостановили свои решения о выделении земли под свалку. Оно и понятно — кому же охота быть в скандале крайним. За исключением разве что городских властей. Им-то деваться некуда. Поэтому городскому голове и трудно сдержать эмоции в оценках обстоятельств конфликта: «А причина в том, что отдельные народные избранники решают свои бизнес-интересы».

По большому счету, он, конечно, прав. Но все же о бизнес-интересах не мешало бы поконкретнее. Без туманных намеков, порождающих вполне естественное любопытство. Какие такие «народные избранники»? Неужели это камешки в огород депутата городского совета, более известного как владелец торговой марки «Хортиця»? Ведь Никопольский поворот примечателен не только свалкой, но и разместившимся поблизости ликероводочным заводом. И то, что такое соседство творцов «найкращої в Україні», мягко говоря, не радует, полагаю, объяснять не стоит. Достаточно того, что отдельные недоброжелатели придумали для «абсолютної якості» обидное прозвище «мусорная водка». Наверное, поэтому первоначальные идеи расширения территории второго полигона и строительства там мусороперерабатывающего завода оказались по определению неприемлемыми. Кстати, что там говорил в связи с этим председатель Запорожского райсовета?

— Если бы мы изначально договаривались об этом с городом, то никаких претензий к городу не было бы. Мы бы отдали землю. Но договор-то был с «Хортицей». Они пообещали перечислить 1 млн. грн. Деньги на социальное развитие получены и землю выделили.

Вот-вот, и председатель Солнечного сельсовета в мае прошлого года поведала одной из местных газет о том же: «Около трех месяцев назад ко мне обратились представители «Хортицы» — директор по административным вопросам ООО «Торговый дом «Мегаполис» и его заместитель. Сказали, что от имени города, насчет выделения земельного участка под полигон. Они выступили гарантами от городской власти в вопросе перечисления согласованной суммы на социальное развитие».

Непонятно только, с какой стати в Запорожском горисполкоме теперь утверждают о том, что «город перечислил 500 тысяч гривен Солнечному сельскому совету и 500 тысяч гривен на социальное развитие Запорожскому районному совету»? Да еще и попрекают сельсовет тем, что он, дескать, приостановил действие своего решения о выделении земли под полигон, но ни словом не обмолвился о том, чтобы вернуть полмиллиона гривен.

Впрочем, может, они таким образом пытаются получить хотя бы моральную сатисфакцию за то, что уже в течение года мусор приходится возить за десятки километров через весь город на единственный действующий полигон, ресурс которого исчерпается года через три. Да только кто же им, умным, виноват…