UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сначала будет слово. И это слово — повышение платы за…

За 17 лет бездействия в жилищно-коммунальном хозяйстве накопилось слишком много проблем. Чтобы выя...

Автор: Александр Рожен

Поздно вечером во вторник, после презентации бюджета-2009, в конференц-зал Министерства по жилищно-коммунальному хозяйству съезжались члены Стратегического совета. Хоть и ехать-то было всего ничего, однако все прибыли с большим опозданием: в столице Украины масштабно дал о себе знать первый коллапс — транспортный. Высоким чиновникам пришлось подолгу стоять в пробках.

Что «рванет» следующим в предельно запущенном жилищно-коммунальном хозяйстве? С этим вопросом заходили в зал члены совета, которые лучше других понимают, что ожидает город, если зима вдруг покажет свой суровый нрав. Когда депутаты, мэры и министры пытались найти ответ на этот вопрос, в них просыпался Кафка, и от футурологических картин буквально мороз шел по коже.

«Если не дай Бог, — подвел итог разговора один из выступавших, — в городе всего на пять дней отключится электричество, газ или канализация, киевляне узнают, как будет выглядеть город после войны. Чернобыль покажется легким испугом». Кстати, очень вероятно, что все беды в коммунальном хозяйстве могут случиться одновременно! И если жителей Алчевска удалось спасти, то лишь потому, что городок сравнительно небольшой и туда были стянуты силы изо всех регионов страны. Но если что-либо подобное произойдет в столице или, к примеру, в Днепро­петровске, то лучше даже не фантазировать — мало не покажется никому.

Самое драматичное в этой истории то, что в главной смете страны на 2009 год бюджетные ресурсы распределены таким образом, что подобная апокалипсическая картина вполне вероятна не в одном городе Украины. В проекте этого важнейшего документа отрезали неплохой ломоть аграрному сектору. Не знаю, что реально получат от этой щедрости фермеры, но цены на продовольственные товары на мировом рынке выросли настолько, что сельское хозяйство и без этих вливаний могло бы почувствовать себя в этом году весьма пристойно при разумной политике правительства. Не менее щедра была рука дающего, когда отрезали кусок бюджетного пирога шахтерам и международным перевозчикам. Скажем прямо, и это на сегодняшний день не самые бедные отрасли в нашей экономике. При нынешних ценах на уголь и международные перевозки они вполне могли бы себя обеспечить.

Но такова логика слабого правительства — кто сильнее всех на него давит, кто за минувшие годы умудрился сформировать мощное лобби и может собрать достаточное количество людей, способных мощно стучать касками об асфальт или перекрывать дороги, тот заставит уступающих под таким напором чиновников считаться с их интересами в ущерб нуждам коллег, работающих в других отраслях. А кого в этих условиях может мобилизовать ЖКХ, чтобы выполнить стратегический план работы, над которым вот уже полгода трудятся лучшие украинские эксперты-экономисты под руководством министра Алексея Кучеренко?

Передо мной Пакет проектов нормативно-правовых актов по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Он подготовлен для исполнения поручения Кабинета министров Украины (протокол №34 от 09.07.2008 г.) в соответствии с Концепцией усовершенствования системы прогнозных и программных документов по вопросам социально-экономического развития Украины (распоряжение КМУ №504-р от 04.10.2006 г.).

По отзыву экспертов, это действительно профессионально разработанный документ, который позволяет наконец-то сдвинуть с мертвой точки преобразование коммунального хозяйства страны. Осталось всего ничего — выделить необходимые бюджетные средства и в путь. Но то, что выделили в бюджете, несмотря на все обещания и вроде бы понимание критического положения в отрасли, — это сущая мелочь, о которой даже говорить не хочется.

Так что возникает вечный вопрос: что же делать? Поднимать на демонстрации мэров городов или чиновников министерства? Но разве сможет мобилизовать кого-либо министерство и его министр, оставшиеся без средств?.. В таком состоянии они будут интересны разве что тем, кто захочет найти козлов отпущения за неминуемый развал коммунального хозяйства. А катастрофа может постучаться в дверь так неожиданно и грозно, что будет уже не до поиска виновных.

Известные ученые едины в одном — в ЖКХ сплелись воедино все беды нашего общества и нашей экономики. Нерешенные проблемы отрасли серьезно влияют на все: на инвестиции, на конкурентоспособность страны, на наше здоровье и даже на демографию. Потому что, как утверждает директор Института демографии и социальных исследований, членкор НАНУ Э.Либанова, пока у людей нет квартир, они не будут рожать детей и не смогут нормально работать.

Украинские эксперты отдают себе отчет в том, насколько это социально взрывоопасный вопрос. Так, попытка реформировать жилищно-коммунальное хозяйство у нашего северного соседа и связанное с этим повышение платы за коммунальные услуги — это, пожалуй, единственная тема, которой удалось хоть на время пошатнуть авторитет Путина в России.

Нашим властям только предстоит сказать свое слово в ЖКХ, и слово это тоже будет «повышение». Как на него отреагирует наш терпеливый народ? В Украине впереди выборы, и принимать сейчас социально непопулярные решения не решится ни одна из политических сил.

Тем не менее команда специалистов уверена — в любом случае надо создать платформу, разработать необходимые законы, которые все равно когда-нибудь придется принять. И их нужно подготовить так, чтобы они сразу смогли работать. Времени на эксперименты попросту нет — за 17 лет бездействия в ЖКХ накопилось слишком много проблем.

Чтобы выяснить, какой видят ситуацию в самом министерстве, журналист еженедельника «Зеркало недели» обратился к заместителю министра по ЖКХ, доктору экономических наук Ирине ЗАПАТРИНОЙ. Она принимала непосредственное участие в разработке стратегического плана работ в жилищно-коммунальном хозяйстве.

— Несмотря на внешнюю простоту, — отмечает Ирина Викторов­на, — вопрос этот очень сложный, так как отрасль многокомпонентная. Каждая составляющая в ней — тепло-, газо-, водоснабжение, канализация — живет по своим законам. К примеру, регулирование качества воды сопряжено с экологией, непосредственно связано с продолжительностью жизни и со многими другими показателями.

Сейчас мы завершаем подготовку проектов нормативных актов, в том числе проектов законов, в которых все это должно быть учтено. Наша стратегия состоит в формировании на рынке ЖКХ рыночной модели хозяйствования, преимущества которой должны стать понятными и доступными и тем, кто работает на этом рынке, и тем, кто соприкасается с субъектами рынка, получая жилищно-коммунальные услуги, т.е. фактически всему населению Украины.

Необходимо четко выделить конкурентные и монопольные рынки, каждый из которых живет по своим законам. Потенциально конкурентными являются рынки услуг по обслуживанию жилья, вывозу и переработке мусора, по управлению жильем. Чтобы они избавились от слова «потенциально» и стали действительно конкурентными, необходимо усилить роль Антимонопольного комитета Украины, создать условия для появления на них новых субъектов хозяйствования. А на рынке естественных монополий должен быть создан специальный независимый регулятор — орган, который, устанавливая тарифы на профессиональной основе, будет находить компромисс между потребителем, производителем и государством.

В ЖКХ чудовищно переплелись предрассудки социалистического прошлого и рыночные полумеры. Самое распространенное экономическое заблуждение — население дотируется за счет коммунальных предприятий. При этом как-то забывается, что предприятия получают господдержку, так как за «дешевые» услуги населению все равно кто-то должен заплатить.

Нынешняя политика в ЖКХ характеризуется еще одной крайне опасной тенденцией — сегодня крупные предприятия, чтобы снизить расходы на тепло, ставят автономные источники теплоснабжения. При этом в центральной теплосети — очень дорогой, но выгодной системе, созданной еще в советские времена, — высвобождается тепло. Из-за этой безумной политики из нее уходит богатый потребитель, то есть подрывается вся инженерная система теплоснабжения в городах!

Кроме того, и обеспеченное население отказывается от услуг системы централизованного отопления, переходя на индивидуальное. Это выгоднее. Естественно, работа сети становится менее экономичной, и удельные затраты и дотации государства растут. Теплоснабжающие предприятия начинают работать в половину своей мощности. Это уже заметно в Хмельницком, Кировограде… Система оплаты вынуждает предприятия и людей принимать стратегически неверные решения.

А сколько мы теряем на том, что отапливаем улицу через стены домов. Потери растут и из-за отсутствия регуляторов тепла и теплопунктов, которые в зависимости от погоды регулировали бы подачу тепла. Насосы стоят старые, так что потери просто колоссальные…

Экономия энергии в стране — задача номер один. Прежде всего нужно сделать то, что уже сделала вся Европа после нефтяного кризиса 70-х годов, — поставить современные окна, двери, регуляторы на батареи, чтобы не терять понапрасну тепло. Таким образом можно сэкономить до 50% тепла. Таким путем пошли в Болгарии, Чехии, Польше.

В стране сейчас все больше денег тратится на переоборудование котлов. Это хорошо, но мы начали не с того конца — не подумали, что когда после этого утеплим дома, котельные будут загружены только на 30%. Кстати, эту ошибку уже сделали чехи. После этого им пришлось уговаривать соседей в Зеленой Гуре (Польша) купить лишнее тепло. Неужели мы не можем учиться на чужих ошибках?

Мы изначально пошли не тем путем, введя систему льгот для достижения сиюминутных политических целей. И до сих пор продолжаем принимать неправильные технические решения, создавать неэффективную инфраструктуру. Продолжать идти по этому пути — катастрофа!

Предприятия платят за воду во много раз больше, чем индивидуальный потребитель. Поэтому они находят выход в том, что бурят скважины и отказываются от услуг водоканала. Это опасно по многим соображениям. Во-первых, у нас в стране запасов чистой воды в подземных линзах очень мало. А в некоторых регионах предприятия уже всю воду из скважин используют для промышленных нужд. В то же время населению приходится пить не слишком чистую воду из поверхностных источников.

Ко всему, якобы очищенная вода из поверхностных источников подается по трубопроводам, в которых полно грибков и инфекции. Кого мы обманываем? У нас во многих районах, в том числе и в Крыму, 4,5 млн. человек пьют воду по временным разрешениям. Налагаемые штрафы способны разорить нарушителей. Но они их, естественно, не платят. Замкнутый круг!

Нужно запретить предприятиям бурить артезианские скважины для технических нужд — иначе будущие поколения оставим без чистой воды. Предприятия должны использовать только поверхностную воду. Для этого нужно многое изменить в законодательстве. Пример не грех взять с россиян, рассматривающих качество воды как возможность увеличить продолжительность жизни своих граждан, для чего они предлагают ввести два стандарта по воде.

Сейчас водой из одного крана мы моемся, чистим зубы, моем полы, машины, поливаем улицы. Но техническая вода не должна быть такого же качества, как и питьевая. Из-за этого в Киеве расходуется в сутки на человека 350 литров воды, а человек должен выпивать в сутки всего три литра, но чистой воды! Как утверждает директор Института коллоидной химии и химии воды им. А.Думанс­кого НАНУ, академик Владислав Гончарук, наши ученые знают, как решить эту проблему. Но решение нельзя откладывать в долгий ящик: в жилых домах, детских садиках, школах необходимо как можно быстрее установить оборудование по эффективной очистке воды.

Непродуманная ценовая политика повсеместно приводит к образованию черных дыр в бюджете и к гибели целых отраслей промышленности. К примеру, из-за продажи по низким ценам газа, добытого на территории Украины, прекратилась его разведка и уже снижается добыча. Цена газа и для потребителя, и для промышленности должна быть реальной! И это было бы серьезной поддержкой нашей экономики. К тому же за счет политики энергосбережения как минимум на 30% можно было бы сократить потребление газа.

Только разумные тарифы дадут толчок к развитию инфраструктуры. В нынешней ситуации, решая одну проблему, попутно создаем десять. Систему платежей нужно сделать честной и прозрачной, тарифы должны отвечать себестоимости без того, чтобы один платил за другого. Это дает неправильные стимулы для развития.

Попутно возникает много других проблем, анализ которых показывает — реформирование должны быть комплексным. Сейчас тарифы на услуги ЖКХ устанавливают местные органы власти. Естественно, они хотят быть избранными еще раз и стараются выглядеть перед избирателями как можно лучше. С другой стороны, эти же местные органы владеют коммунальными предприятиями. Это позволяет им включать в тариф дополнительные затраты и получать дивиденды. То есть когда все водоканалы и теплокоммун­энерго находятся в коммунальной собственности, нельзя добиться логики в поведении власти на местном уровне. Нужно забрать у местных органов право определять тарифы на жилищно-коммунальные тарифы.

Мы изложили концепцию, и на ее основании пытаемся разработать дорожную карту, чтобы определить алгоритм действий. Но для контроля необходим независимый государственный регулятор, как это существует во всем мире. Особенно для крупных компаний на монопольных рынках. Там, где работает конкуренция, потребители сами в состоянии принять решение — какая компания будет вывозить мусор, какая сантехнику отремонтирует или какую консьержку нанять...

А когда существует монополия, как в случае с поставками тепла, газа, воды, нужен регулятор. Важнейшая проблема — члены такой регулирующей комиссии должны быть независимыми. Право отстранить их от должности должна иметь только Верховная Рада, руководствуясь четкими прозрачными мотивами. На переходной период нужно, чтобы политические органы сняли с себя ответственность, а признанные профессионалы — взяли ее на себя за то, что нельзя снижать расценки, потому что через два года рухнет система.

Нужно учесть и то, что люди не должны платить более 20% своего дохода за коммунальные услуги, если, конечно, они у себя дома не поставили лесопилку или маленькую плавильную печь. Льготы даются только на какой-то необходимый объем потребления. Их предоставление нужно обеспечить по нормальной процедуре, чтобы люди не унижались, выпрашивая их. Расчеты показывают — если все организовать разумно, то государство будет тратить на ЖКХ гораздо меньше денег, чем сейчас.

Работа членам регулирующей комиссии, конечно же, предстоит нелегкая, ведь регулирование цен — дело неблагодарное. Но должны же найтись в нашей стране ответственные люди, которые решатся пожертвовать политической карьерой, чтобы двинулись с мертвой точки важнейшие реформы. Система сейчас явно идет вразнос и рано или поздно может «взорваться». Случится это может и в водном хозяйстве, и в теплосетях, и в доставке газа. При этом наша экономика на единицу ВВП потребляет в три-четыре раза больше энергии, чем другие страны. Это объективная оценка нашей конкурентоспособности и характеризует перспективы страны на мировом рынке.

Аналогичные процессы происходили во всех странах в переходный период. К примеру, в Болгарии уже перешли на европейские цены на газ. Европейский банк помог выплатить проценты по кредитам и провести разъяснительную работу. Получилась колоссальная экономия тепла, электричества, газа. Но страна смогла избежать падения в бездну, на краю которой сейчас оказались мы.

«Идея должна обалдевать массами», — любил повторять мудрый Вини Пух. Судя по всему, именно до такого состояния доведут широкие народные массы наши власти, еще раз «сэкономив» на реформах в жилищно-коммунальном хозяйстве в пользу других отраслей. Поднять цены на коммунальные услуги физически не получится — терпение народа может иссякнуть. А если не удастся поднять цены, то… надорвется коммунальное хозяйство: из кранов будет течь ржавая вода с бактериями, теплой воды просто не будет, а канализация остановится. Тогда народ и спросит, вспомнив мудрого Шекс­пира, у властей имущих: это быт или не быт?..