UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сладкая «пилюля»

Взлет цен на основные продукты питания — тема болезненная. Мало кому пришлась по вкусу сладкая «пилюля» подорожавшего сахара...

Автор: Надежда Гоцуенко

Взлет цен на основные продукты питания — тема болезненная. Мало кому пришлась по вкусу сладкая «пилюля» подорожавшего сахара. Согласно официальным данным Государственной инспекции по контролю за ценами в Киевской области, цена на сахар-песок на продовольственных рынках Киевщины на начало октября составила 6,20 грн. за килограмм (против 3,84 на этот же период 2008 года), а в торговых сетях — 6,10 грн. (против 3,92 грн.). Ну а неофициально каждый из нас имеет возможность лично увидеть ценники на сахар, достигающие и 7 грн. за килограмм. Вопрос — доколе будет дорожать сахар? — особенно актуален сейчас, когда сошлись воедино окончание сбора урожая сахарной свеклы, ее переработка и сложности во взаимоотношениях с торговлей.

Свекловоды «ужимаются»

Киевщина — конечно, не «сахарный Донбасс», каковым по праву считается Виннитчина. Тем не менее и в нашем регионе традиционно выращивали и перерабатывали сахарную свеклу. В нынешнем году ее средняя урожайность в области превышает 320 центнеров с гектара, что является неплохим результатом. Однако в целом ситуация с сахарной свеклой на Киевщине непростая. Достаточно сказать, что в этом году в сельхозпредприятиях области ею было засеяно лишь 23,4 тыс. гектаров (для сравнения: еще два года назад, в 2007-м, площади под сахарной свеклой в области составляли 54 тыс. га). То есть за пару сезонов посевы, словно шагреневая кожа, уменьшились более чем вдвое.

Наиболее щедро уродила свекла в Рокитнянском районе Киевской области — свыше 350 центнеров с гектара; неплохие урожаи в Володарском, Мироновском, Обуховском районах. Если к ним добавить Сквирский и Белоцерковский — вот, пожалуй, и вся зона свеклосеяния на Киевщине.

Сократится ли она в будущем году? Вроде бы не должна. По прогнозам, площади под засев сахарной свеклы все же останутся на уровне нынешних показателей. Хотя тревожные сигналы есть, ведь большинство сельхозпредприятий не торопятся с подготовкой площадей для будущего урожая. Пока что вспахано меньше половины из отведенных гектаров.

Расчеты свекловодов просты: на один гектар посевов сахарной свеклы приходится около 10 тыс. грн. затрат, а в некоторых сельхозпредприятиях — и больше. По мнению производителей, такая «убыточная» арифметика постепенно, но неотвратимо превращает отрасль в неперспективную.

Понятное дело, что свекловоды остро нуждаются в оборотных средствах для организации комплекса полевых работ. И поскольку своих средств не хватает, теоретически могли бы взять в банках кредиты, часть процентной ставки за пользование которыми погасится из госбюджета. Но на практике отнюдь не каждое хозяйство соответствует жестким критериям льготного кредитования. Стоит ли удивляться тому, что менее сильные сельхозпредприятия значительно уменьшили площади под выращивание сахарной свеклы, а то и вовсе отказались от нее?

Да и условия взаиморасчетов с основными партнерами-переработчиками отнюдь не являются мягкими. В период экономического спада основной формой расчетов в цепочке «производитель — переработчик» стала так называемая давальческая, при которой хозяйство должно заплатить за переработку своей свеклы частью урожая. Схема расчетов, прямо скажем, мало цивилизованная, недаром в последние годы обсуждается вопрос о переходе к денежной форме закупок. Увы, в реальности местные предприятия не имеют для этого достаточных средств. Долгое время партнеры рассчитывались по схеме 65:35 (когда сельхозпредприятие должно было отдать переработчикам 35% выращенного). Но известны примеры, когда аппетиты последних доходили до 40, 45 и даже 50%, что, конечно, чересчур накладно для сельхозпроизводителей.

Переработчики подсчитывают убытки

Производство украинского сахара уменьшается постоянно. Если 12 лет назад было получено 5,6 млн. тонн, то в 2008 году — 1,6 млн. тонн сладкого продукта. По самым оптимистическим прогнозам, в нынешнем году его максимальное производство не превысит 1,2—1,3 млн. тонн. Поскольку производство сахара за более чем десятилетие уменьшилось более чем втрое и демонстрирует тенденцию к дальнейшему снижению, то, не исключено, что может возникнуть его дефицит в пределах 0,6 млн. тонн. Для этого есть реальные основания.

Перерабатывать сахарную свеклу на сахар становится все более невыгодным делом. Из 194 сахарозаводов во времена СССР в позапрошлом году в стране функционировало 110, в прошлом — лишь 70 (да и то добрая дюжина из них остановилась прямо в разгар сезона переработки по причине отсутствия сырья). И причина не только в устаревшем оборудовании, хотя тему технического перевооружения отрасли никто с повестки дня не снимал. Мощностей то достаточно — свеклы не хватает.

В Киевской области ситуация с наличием, а самое главное — с функционированием сахарозаводов идентична общеукраинской. В этом году продемонстрировали свою готовность к сезону сахаропереработки семь сахарозаводов из пятнадцати. Есть такие, которые просто поддерживаются в рабочем состоянии, но и в нынешнем сезоне, как, впрочем, и в предыдущих, работать не будут. Некоторые из них требуют серьезной модернизации, но из-за отсутствия финансирования здесь ограничиваются только текущими ремонтами, на других не в полном объеме завезены необходимые материалы для обеспечения производства сахара.

При такой ситуации еще действующим переработчикам свеклы трудно планировать прибыль — тут хотя бы сработать с нулевой рентабельностью. А ведь еще нужны средства для закупки сладких корнеплодов. Вот и подставляют они своим поставщикам «плечо». Нередки примеры, когда заводчане берут в аренду земли, чтобы своими силами выращивать сахарную свеклу. Одновременно и деньги экономят, и сырьем себя обеспечивают. Но если подходить к делу со всей ответственностью, приобретая семена для посадки будущего урожая свеклы только у авторитетных фирм с мировыми именами, то и цены, соответственно, будут не бросовыми. По самым скромным подсчетам, на 100 гектаров посевов свеклы придется выложить миллион гривен.

Но даже столь радикальная мера не решает всех проблем свеклосахарной отрасли. Переработчики жалуются на высокие цены практически на все необходимые для успешной работы составляющие. Особенно, по их мнению, подорожал газ, цена которого за тысячу кубометров поднялась с 1,6 тыс. грн. до 2,7 тыс. Дорого обходятся горюче-смазочные материалы, запасные части и расходные составляющие для техники, средства защиты растений, минеральные удобрения.

Даже, казалось бы, такой далеко не первостепенный вопрос, как производство элементарной мешкотары, и тот подставил «подножку» сахаропроизводителям: мешки для сахара тоже подорожали. Вроде бы мелочь. Но если для упаковки 10 тыс. тонн сахара требуется 200 тыс. мешков, то приходится выкладывать дополнительно 400 тыс. грн.

А ведь предприятию нужно еще выплачивать зарплату своим работникам… Вот заводы и не торопятся заключать договоры на поставку сырья с сельхозпроизводителями, надеются обойтись своими силами. Но, увы, не может (да и не должен) местный перерабатывающий завод взять в обработку все земли своей сырьевой зоны.

Ценовой беспредел до «табуретовки» доведет

С приходом лета сахар дорожает с завидным постоянством. Людям объясняют: мол, это связано с периодом консервирования. И те верят. Терпеливо ждут, когда торговля «выбросит» на прилавки желанный сладкий продукт хотя бы чуть-чуть дешевле. За дешевым, расфасованным в кулечки сахаром выстраиваются очереди, но недорогой сахар достается далеко не всем.

В нынешних реалиях установить, кто именно, где, когда и насколько «накрутил» цену на сахар, не всегда по силам даже специалистам. К тому же нужны определенные знания. Не все, например, в курсе, что в соответствии с пунктом

2 постановления Кабмина от 17.04.2008 г. №373 «Об утверждении Порядка формирования цен на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование» Минэкономики обнародовало приказ от 13.08.2008 г. №341 «Об утверждении формы декларации об оптовой цене на продовольственные товары…». Декларацию обязаны заполнять сначала производитель, а затем — каждый из тех посредников, которые причастны к реализации товара. Без такого документа товар, по идее, не может быть принят к реализации.

Ага, как говорится, разбежались. С большой долей вероятности можно утверждать, что оформленной по всем правилам информации о производителях в подавляющем большинстве торговых точек нет. Да и имеющаяся на упаковке надпись тоже еще ни о чем не говорит. Например, сотрудникам Госинспекции приходилось видеть на пакетах с сахаром название одного производителя, на мешках — другого, а сахар был вообще от третьего…

Подобная ситуация — и с сопроводительными бирками для розничной торговли, на которых должны значиться необходимые данные о производителе и о товаре. Потребители их тоже не видят, поэтому и приобретают, сами того не подозревая, «сладкие пилюли» с «накрутками».

Госинспекторов «кормят» отговорками. Так гораздо безопаснее, ведь по имеющимся документам специалисты могут проследить необоснованные надбавки, за которые расплачиваемся мы, покупатели. А при нынешнем положении дел максимум, чем могут «расплатиться» за необоснованные «накрутки» нарушители торговли, — это несущественное административное наказание.

Есть еще одно обстоятельство в «сахарном» вопросе, о котором предпочитают не вспоминать. В поисках дополнительных средств для пополнения бюджета власти столь обеспокоились алкогольными акцизами, что цены на спиртное серьезно возросли. В декабре минувшего года Верховная Рада приняла закон, поднимающий акциз до 23 грн. за литр 100-процентного спирта, а начиная со второго полугодия нынешнего — до 34 грн. В результате с 1 июля акциз на ликероводочные изделия повышен на 58%. Напрашивается вывод, что ажиотаж на рынке сахара — это реакция не только на подорожание продукта на мировых рынках, но и на действия властей по части акцизов. Ведь ни для кого не секрет, что сахар в кустарных условиях очень просто превращается в самогон.

Впрочем, тут вырисовывается еще одна проблема. Из подорожавшего сахара, цены на который уже зашкаливают, а в будущем могут зашкалить еще больше, дешевого спиртного не нагонишь. Но наши люди, привыкшие к трудностям, ищут и находят выход из положения. Смекалистые селяне уже не только снимают ржавчину с застоявшихся без дела самогонных аппаратов, но и переоборудуют их на такие, которые могли бы производить самогонку непосредственно из выращенного сырья, в том числе из сахарной свеклы. Ну как тут не вспомнить Остапа Бендера с его «табуретовкой»?

Уже имеется информация о том, что некоторые фермеры, ранее засевавшие свои участки лишь такими выгодными культурами, как кукуруза, рапс, с недавних пор оставляют местечко и для сахарной свеклы тоже, хитровато поясняя, что это — «на всякий случай», для домашнего употребления…

Государственные стратеги просчитались. Пытаясь получить прибыль от повышения цен на спиртное, они отбросили сельское население в эпоху примитивного самогоноварения. Когда, обходясь без дорогого сахара, народ гнал градусы из свекловичной стружки.