UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШИНЫ В ОСАДЕ

Во второй половине марта крупнейший город столичной области был потрясен неординарными событиями...

Автор: Надежда Гоцуенко

Во второй половине марта крупнейший город столичной области был потрясен неординарными событиями. Рабочие ведущего предприятия Белой Церкви — ЗАО «СП «Росава», от стабильности которого зависит благополучие 200-тысячного населения, прекратили работу и, чтобы обратить внимание на свои проблемы, применили особо жесткую форму протеста. Несколько сотен протестантов перекрыли автотрассу «Киев — Одесса» и около двух часов блокировали движение. При этом не обошлось без инцидентов. Пострадал один из автобусов: в ответ на намерения водителя прорваться через заслоны один из пикетчиков разбил лобовое стекло. Сотрудники милиции, оперативно среагировав, задержали нарушителя порядка, и, как впоследствии оказалось, на него было заведено уголовное дело. Впрочем, действовали не только силой, но и увещеваниями. Во всяком случае, отчаявшихся людей удалось убедить не перекрывать железнодорожное движение, а вскоре и разблокировать автотрассу.

Протест работников шинного предприятия показал истинное состояние дел на еще недавно благополучном заводе. Некогда рентабельное предприятие в последнее время попало в глубокую долговую яму, задолжав бюджетам всех уровней более миллиона гривен. Сумма долга перед Пенсионным фондом — около 3 млн. грн.

Но самое главное, что вызвало громкий конфликт, — задержка заработной платы. Задолженность по ней к этой весне превысила три месяца, затронула семьи более 6 тыс. шинников. А есть же еще долги за энергоносители, подаваемое тепло. Да и за полученный кредит в сумме 9 млн. грн. надо бы рассчитываться…

Акции протеста отнюдь не закончились перекрытием автотрассы 17 марта. Три дня спустя рабочие снова вышли на митинг. Разговор состоялся с техническим директором ЗАО Виктором Тулуком. В ходе этой уже более спокойной акции сторонам удалось найти точки соприкосновения. Была уточнена программа работы трудового арбитража. Людей несколько успокоило то, что после их резких протестов администрация выплатила всем по 100 грн. на решение самых насущных проблем.

Несмотря на то что завод снова начал работать, акция вызвала живую реакцию в разного рода структурах. Вопрос был рассмотрен на внеочередном заседании горисполкома с участием ряда народных депутатов. Разные структуры, словно отвергая подозрения в бездеятельности, стали проявлять инициативу.

Шинный завод захлестнули проверки. И администрация, еще недавно просившая повнимательнее относиться к проблемам и нуждам предприятия, теперь только что не умоляет хотя бы упорядочить работу разного рода комиссий, поскольку их наплыв приобрел немалые масштабы. В этих условиях разные стороны склонны взваливать вину друг на друга. Например, некоторые отчаявшиеся заводчане обвиняют местные власти в безразличии к нуждам предприятия, а городской голова Геннадий Шулипа во всеуслышание высказал свое возмущение беспринципной позицией председателя заводского профсоюза, который, по его словам, ни разу не обратился в горисполком по поводу невыплаты зарплаты...

По Белой Церкви ходили упорные слухи, что напуганная происшедшим администрация «Росавы» не то предложила, не то намекнула своим работникам на то, что в качестве зарплаты выдадут… автомобильные шины. Мол, продадите их — и деньги будут. Позже предложение модернизировалось в обещание пускать «под зарплату» 25% от реализации изготовленных покрышек. При этом реализацией этой части продукции будут заниматься не рабочие, а коммерческая служба завода.

Внедрить на практике такую передовую схему погашения зарплатных долгов будет непросто. Сырья для изготовления конечной продукции немного, а поставщики не спешат выполнять договора. Единственным надежным резервом остается готовая продукция на складах, которую зарубежный собственник не успел вывезти.

Но завод накопил долги отнюдь не только по зарплате, и, судя по всему, кредиторы после известных событий станут куда активнее выбивать их из предприятия…

Как бы то ни было, но контроль за распределением поступающих средств возлагается на трудовой арбитраж. Как нам сообщили в профсоюзном комитете, договорено, что заработная плата за декабрь должна быть выплачена до 15 апреля, и сразу же начнутся выплаты зарплаты за январь.

Даже невооруженным взглядом видно, что компромисс между администрацией и протестующими зиждется преимущественно на обещаниях. Людей попросту попросили вернуться на свои рабочие места и поработать еще хотя бы месяц в кредит, изготовить продукцию, четверть которой и пойдет им на зарплату. Спасение утопающих, как видим, дело самих утопающих… Но это вовсе не означает, что болезнь, поразившая завод, исчезла. По существу, она только обнаружена, обнародована, не более того.

К слову, корреспонденту «ЗН» довелось неоднократно бывать на крупных предприятиях, в том числе и военно-режимного характера. Но столь жестких порядков и закрытости встречать не доводилось. Свободного доступа нет ни к администрации предприятия, ни к профсоюзному комитету. Они надежно спрятаны за высоким забором. Ну а на территорию самого завода попасть было очень даже непросто, даже с редакционным удостоверением. В ходе бесед о причинах конфликта люди четко разделились на две категории. Рабочие с готовностью рассказывали о бедах предприятия, о том, что предложение выплаты зарплаты автопокрышками — не досужий вымысел, а вариант, зревший у собственников, и не прошел он только потому, что встретил отпор. Говорили и о других проблемах, характерных для людей, месяцами не получающих зарплату. При этом просили не называть их имена. Что, в общем-то, симптоматично. Ну а те, чьи имена и должности были написаны на дверях, предпочитали уходить от вопросов, ссылаясь на то, что предприятие, дескать, с частным капиталом и говорить о его делах вправе лишь немногие лица…

Тем не менее ситуация на предприятии никакой тайной не является. О ней знают все, и уже давно. Нелады на «Росаве» как народная молва, так и вполне компетентные заводские специалисты связывают с 1999 годом, когда вполне стабильное предприятие, приносящее доход и способствующее благополучию его работников, превратилось в совместное предприятие. И можно только удивляться тому, что контролирующие органы, кому надлежало стоять на страже государственных интересов, только сейчас, после протестной акции обратили взор к «Росаве». Когда предприятие ежемесячно стало получать убытки в размере 3 млн. грн. вымывание оборотных средств приобрело беспрецедентные масштабы. Дело в том, что новый зарубежный инвестор и собственник, находящийся за пределами Украины, получив в свое распоряжение 51% акций, повел новую, наверное, выгодную ему промышленную политику. Суть ее заводские аналитики видят в том, что поставляемое сырье покупалось по дорогой цене, а готовую продукцию отправляли за рубеж задешево. Так что в протестной акции отчаявшихся работников «Росавы» не было ничего неожиданного — предприятие «планомерно» шло к такому финалу. А разного рода контролирующие структуры, такие активные сейчас, на протяжении всего периода дестабилизации соблюдали принцип невмешательства.

Приватизация «Росавы» предусматривала, что владелец-инвестор, согласно договору, внесет столь необходимые для развития предприятия средства. Как утверждают специалисты, фактический денежный взнос владельца контрольного пакета акций составил сумму, почти в 30 раз меньшую договоренной. Недостающий взнос был «компенсирован» разного рода операциями с акциями одного из украинских предприятий, которые при жесткой позиции работников ФГИ попросту не могли бы состояться. В результате вложения под названием «инвестиции» имели скорее виртуальный, чем реальный характер.

На состояние «Росавы» повлияли и другие факторы. Дают о себе знать особенности предприятия, которому без значительного экспорта продукции не выжить, наличие в его составе большого числа сопутствующих, как правило, убыточных подразделений. Немало средств тратится на содержание социальных объектов, значительная часть которых еще не передана в коммунальную собственность.

Проблемами «Росавы» после протестной акции занимаются не только в Белой Церкви, но и в центральных органах. О заводских бедах шла речь в Верховной Раде, о путях выхода из кризиса говорили и первые лица Кабмина. В ответ на закономерный вопрос — что делать? — выдвинуто предложение разобраться в хитросплетениях приватизации «Росавы», послеприватизационной деятельности владельцев пакетов акций. При этом высказано предложение обратиться в Международный суд при Торговой палате Украины с тем, чтобы привести долю вложений иностранного собственника в уставный фонд предприятия в соответствие с реально внесенными средствами.

Следует заметить, что для работников предприятия не прошло не замеченным сообщение одного из центральных украинских телеканалов о якобы достигнутой договоренности между холдинговой компанией «Амтел» (не является секретом, что ЗАО «СП Росава» ну очень тесно с ней связано и уже не один год, выражаясь рекламно-коммерческим языком, «состоит в составе коллективного стенда ХК «Амтел») и Укрсиббанком о предстоящих инвестициях в белоцерковский завод. Информация эта встречена с надеждой. Что ж, если цель не в снижении накала страстей и уходе от ответственности, то подобную инициативу можно только приветствовать.