Если вы хотите, чтобы Бог рассмеялся, расскажите ему о своих планах.
Вуди Аллен
Тучи сгустились еще летом. А с середины ноября затяжные холодные ливни президентских «зауважень» обрушились на Днепропетровщину. Гнев гаранта вызвала, помимо всего прочего, бездеятельность его представителей на местах касательно поддержки малого и среднего бизнеса, коим занимаются, по данным областной ГНА, 63,5 тыс. юридических и 118 тыс. физических лиц. Оргвыводы последовали незамедлительно.
— …Главы райгосадминистраций, мэры городов и другие ответственные чиновники не занимаются малым бизнесом, — негодует начальник управления по вопросам предпринимательства и регуляторной политики облгосадминистрации Олег Кужман. — Ценовая политика, тарифы, вопросы землепользования и другие отданы на откуп СЭС, пожарным и другим ведомствам. Они, не боюсь этого утверждать, творят произвол. А первые лица городов и районов до сих пор не знают стоимости отвода земли или услуг пожарных инспекторов…
Далее Олег Николаевич теоретически обосновал коррупцию невиданных масштабов под прикрытием различных внебюджетных ведомственных фондов «на развитие» и прочих подобных основаниях. Любой чиновник, обладающий правом «одобрямса», урывает свою долю, делая из мухи недоделки — упущения слона грубейшего нарушения различных норм и правил. По мнению г-на Кужмана, малым бизнесом в мэрии областного центра никто не занимается, но «…все курируют». Впрочем, этим грешат повсеместно, за исключением разве что Кривого Рога, где все «разрешительные» ведомства собраны буквально под одну крышу.
Насчет опеки малого бизнеса «всеми и вся» Олег Николаевич прав. Более того, Днепропетровская облгосадминистрация разработала собственное ноу-хау пока только для сельскохозяйственных районов области в виде некоего плана, который доведут каждому председателю райадминистрации. Отныне не менее 20 процентов валового объема производства каждого сельского района призваны давать субъекты малого бизнеса. Иначе главам администраций несдобровать. А по большому счету, предприниматели Днепропетровщины с нового года будут трудиться в соответствии с областной программой развития малого и среднего бизнеса. Сей документ, содержание которого прячется пока за грифом «для служебного пользования», представляет собой многолетний план, куда «забьют» права и обязанности бизнес-структур вкупе с чиновничьими полномочиями.
Трудно судить о документе заочно, но с юридической точки зрения аналогичная по смыслу программа развития рынков области, принятая в прошлом году, практически мало что дает. По крайней мере, постулаты Днепропетровской городской программы, существующей как бы самостоятельно, никак не отразились на суммах, взимаемых за выдачу разрешений на торговлю. Наоборот, они расширили и углубили декрет Кабмина «О местных налогах и сборах». С 1 января вступает в силу решение горсовета от 6 ноября 2002 года «О сборе за выдачу разрешения на размещение объекта торговли», предусматривающее выдачу четырех разных «бумаг». Обозначенные декретом только две — «на одноразовую торговлю» (один необлагаемый минимум) и для «субъектов, постоянно осуществляющих торговлю в специально отведенных для этого местах» (20 минимумов) местные законодатели дополнили «объектами мелкооптовой торговли» и «летними площадками». Владельцы мелкооптовых киосков и палаток, расположенные в людных, называемых «красной линией», местах города, за разрешение торговать выложат ежеквартально 340 гривен (20 минимумов). Правда, от подобного оброка освобождены, кроме работающих на едином налоге, столовые учебных заведений и киоски «Днепрогорэлектротранса», торгующие, помимо прочего, проездными билетами. Хозяин же «летней площадки» будет платить те же 340 гривен, но ежемесячно. Между тем, владельцы «стационарных объектов торговли» за подобное разрешение такие же деньги платят один раз в год.
Но это еще не все. В Положении о порядке получения разрешения, напоминающем по сути процедуру выдачи водительских прав, записано: «…Все документы заявителя оформляются в отдельное дело и хранятся три года». Тут же: «…в случае утери разрешения его дубликат не выдается, новое разрешение можно получить после подачи всех необходимых документов и уплаты сбора». Иными словами, архив «до лампочки».
В глубоком нокауте ныне пребывают практически все плательщики единого налога и обладатели торговых патентов областного центра. Еще бы — решениями четвертой сессии горсовета от 6 ноября изменены ставки, разумеется, в сторону значительного увеличения. Если раньше единый налог для субъектов розничной и оптовой торговли колебался в пределах 110—165 гривен, в зависимости от места расположения «точки», то с 1 января нынешнего года хозяева, скажем, ларька-палатки на проспекте Карла Маркса или заштатной Моторной ежемесячно будут платить одинаково — 200 гривен с носа. Согласитесь, прибыль в центре и на окраине — «две большие разницы».
Пострадали и частные предприниматели, к торговле отношения не имеющие. Если раньше единый налог платился дифференцированно, в зависимости от «среды обитания» (района) в городе, то сейчас стрижка денег идет под одну гребенку. Для пущей демократии городские депутаты предложили своим районным коллегам определиться с главными проспектами, улицами и площадями районов (?), для которых определили скидку в 5%. Для «неглавных» —10.
Можно смеяться, но непопулярные решения прикрыты ссылками на Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» и Указ Президента «Об упрощении системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Депутатский корпус свое творчество считает «реализацией государственной политики в сфере развития и поддержки малого предпринимательства». А вот о повышении арендной платы в центральных районах города — ни гу-гу. Хотя еще в июле городской голова Иван Куличенко дал распоряжение управлению коммунальной собственности сделать перерасчет договоров аренды.
Впрочем, заместитель мэра по экономике и финансам Игорь Шевченко причины повышения ставок единого налога в Днепропетровске объясняет по-другому. Оказывается, здесь они были ниже, чем в других городах и весях области. Анализ платежей, по словам Игоря Николаевича, показал, что ставки в полтора раза ниже, чем в Кривом Роге. Но новые размеры все равно меньше (!). В беседе с корреспондентом «ЗН» Игорь Шевченко подчеркнул, что прежний низкий единый налог обусловливался желанием привлечь в частные предприниматели максимум желающих. Теперь, видимо, их хоть отбавляй.
«Это уж вряд ли», как-то сказал народный герой Сухов. Ведь процесс «завязки» с малым бизнесом сродни известному «вход рубль, выход три». Скорее, обладатели торговых патентов ударятся во все тяжкие. До принятия сессией новых ставок торгового патента на осуществление торговой деятельности их размеры колебались, в зависимости от специализации и местоположения, в пределах 120—320 гривен. С нового года — 320 гривен. Исключение сделали для книжных и цветочных пунктов, магазинов фирменной торговли товаропроизводителей области, а также специализированных на продаже продуктов первой необходимости, «секонд-хэндам».
Автор этих строк тоже проанализировал имеющуюся информацию и пришел к выводу, что к некоторым «исключениям» имеют не совсем де-юре, зато де-факто отношение как депутаты, так и должностные лица местной и областной власти. Не все, но многие.
Странно, но в многоголосье хора тех, кто бичует порядки на предпринимательской ниве Днепропетровщины, не слышно налоговиков. Создав специализированную налоговую инспекцию, ГНА уделяет особое внимание четырем сотням главных налогоплательщиков, коими являются промышленные предприятия региона. Именно они дают в сводный бюджет 56% поступлений по Днепропетровску и 30% — по области. Малый бизнес — не более 5%, причем вес единого налога юридических лиц составляет лишь 2% поступлений в сводный бюджет. Однако же, по мнению председателя Государственной налоговой администрации в Днепропетровской области Вадима Буряковского, упрощенную систему налогообложения необходимо сохранить. Дабы малые предприятия выросли и окрепли. И уж потом, с увеличением оборотов, они сами перейдут на общую систему налогообложения.
Несложные расчеты показывают, что на один субъект хозяйствования в области приходится не более семи работников. Свыше 80% субъектов малого бизнеса работают в торговле, общественном питании и сфере услуг, где с уплатой налогов не все гладко. Особенно это касается учета выручки кассовыми аппаратами. Мало того, что в 98 случаях из ста при проверке налоговиками чеки почему-то не выдаются, так еще местные «левши» вполне квалифицированно обнуливают «Самсунги» и прочую фискальную чудо-технику. Это одна из причин снижения суммы налогов юрлицами-субъектами малого бизнеса. Ныне 65% из них платят вдвое меньше, чем три года назад, остальные не платят вообще.
Зато частные предприниматели, по мнению Вадима Всеволодовича, просто молодцы: 86% из них налоги платят своевременно. Если в 1999 году поступления в бюджет от частных предпринимателей составили 24 млн. гривен, то в 2002-м, по предварительным данным, ожидалось уже 72 млн. Что же касается официальных штрафов, то их поступления в сводный бюджет Днепропетровщины занимают менее 0,1%. На «местности» это выглядит так: административно наказывают 2 тыс. директоров и главбухов ежемесячно, а совокупная сумма штрафов составляет 150 тыс. гривен. Без учета средств, добытых косвенными методами.
Еще местная налоговая охотно декларирует снижение ставок подоходного налога, упрощение законодательства по налогообложению доходов физлиц, прибыли предприятий и добавленной стоимости. Еще бы, ведь вопросы решаются в Киеве.