UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сдерживание цен на хлеб: прыжки для «Пионерской правды»

Когда-то давным-давно автору этих строк довелось поработать на ниве розничной торговли. На традиц...

Автор: Евгений Шибалов

Когда-то давным-давно, в самом начале своего трудового пути автору этих строк довелось поработать на ниве розничной торговли. На традиционных торгашеских вечерних посиделках на перевернутых ящиках из-под картофеля посреди пустого рынка, похожего на селение после набега Золотой Орды, местный гуру поучал: «Ты пойми, есть три товара, которые люди будут покупать всегда: хлеб, водка и сигареты». При любой власти и по любым ценам, это он подчеркнул особо.

В Донецкой области вновь появился повод вспомнить о власти и ценах — здесь, как и везде, начал дорожать хлеб. Под давлением производителей власти региона согласились на повышение цены в несколько этапов. Один из которых успешно завершен: килограмм пшеничного подорожал на 0,10 грн. и стоит теперь 2,17 грн.

Хлеб выпекают семисотграммовыми буханками, соответственно, отпускная оптовая цена на хлебозаводах уже превысила 1,5 грн. Пока этот продукт через цепочку посредников доходит до конечного потребителя, за счет торговых надбавок цена в отдельных местах достигает почти 2 грн. за буханку.

Кстати, наблюдается интересная схожесть в том, как повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги и растут цены на «товары первой необходимости». В данном случае маневры органов власти с правительством во главе весьма напоминают схему их же действий в прошлом году, когда после возвращения на пост премьер-министра Виктора Януковича по всей стране коммунальное обслуживание подорожало в 2—2,5 раза.

Как и тогда, резкий скачок цен спровоцирован предвыборным сдерживанием. В частности, еще в середине сентября на одном из совещаний первый замминистра топлива и энергетики, экс-губернатор Донетчины Вадим Чупрун настоятельно «просил» бывших подчиненных не обращаться к теме стоимости тепла, водоснабжения и канализации до досрочных парламентских выборов. Производители хлебобулочных изделий признаются, что и к ним поступали подобные «рекомендации» — как в виде формальных актов и замораживания цен, так и неофициальной разъяснительной работы. Тем более что в Донецкой области большинство руководителей более-менее крупных предприятий и коммерческих структур по традиции являются носителями депутатских мандатов разных уровней (как несложно догадаться, представляют они почти исключительно Партию регионов). Так что волю «товарищей по партии» пришлось выполнить.

Замечание не в тему: сложно понять, что имел в виду президент Украины Виктор Ющенко, когда в выступлении перед евродепутатами заявил, что от выборов народу только польза. Но в данном случае оказался прав на сто процентов: предвыборный период — едва ли не единственное время, когда цены удерживаются, а доходы и социальные выплаты целенаправленно повышаются. Только потом за это приходится расплачиваться.

Если продолжать параллели с коммунальными тарифами, и в том, и в другом случае правительство стремится сделать все чужими руками. Монополия на торговлю энергоресурсами, занимающими значительную долю в структуре себестоимости ЖКХ-услуг, находится в руках государства (читай — правительства), но непопулярные решения принимают другие. В первом случае — муниципалитеты, во втором — Николай Азаров, напомним, потребовавший более активного использования областными администрациями права на регулирование торговой надбавки и уровня рентабельности. Такое право региональным администрациям было предоставлено постановлением Кабмина от 25 декабря 1996 года.

Донецкая областная администрация такому поручению как-то не особо обрадовалась. Более того, губернатор области Владимир Логвиненко раскритиковал предложенные первым вице-премьером механизмы регулирования продуктового рынка, в первую очередь – в части регулирования цен на хлебобулочные изделия. «Вмешиваться в ценообразование административными методами ни в коем случае нельзя. Если бы об этом так много не говорили, может, не было бы этих проблем», — заявил руководитель региона.

Тем, кто наблюдает за феноменом «донецких» из-за пределов Донецкой области, такое демонстративное несогласие донецкого губернатора с «донецким» же правительством может показаться странным. Но такова уж местная традиция: региональные власти лоббируют интересы региональных производителей перед официальным Киевом, кто бы там, в столице, ни руководил в любой конкретный промежуток времени. Более того, с правительством Януковича работать еще сложнее, потому что принцип «бей своих, чтобы чужие боялись» соблюдается довольно строго.

Чтобы совсем уж не обижать Николая Яновича, региональные власти предприняли ряд мер, которые футбольные комментаторы, характеризуя игру вратарей, обзывают «прыжком для «Пионерской правды». То есть делается ровно столько, чтобы не было формального повода упрекнуть областную администрацию в бездействии, но с гарантированной неэффективностью в относительно долгосрочной перспективе.

Помимо уже упомянутой этапности повышения цен, при посредничестве Донецкой облгосадминистрации прошли переговоры о закупке 5 тыс. тонн муки по 1400 грн. за тонну (после этого сырье пришлось покупать в среднем по 1800 грн.). Была предпринята попытка продовольственной интервенции – массового выброса на рынок больших партий товара по демпинговым ценам. Хотя еще высказывая подобное намерение, Логвиненко признавал: «Мы не располагаем таким количеством товара, чтобы хотя бы на неделю исключить интерес к более дорогим товарам этой группы в розничных сетях».

После того как в Киев ушли отчеты «для галочки», процесс подорожания хлеба пошел своим чередом. С той разницей, что глава области еще раз посетовал на политиков, которые своими необдуманными публичными заявлениями во время избирательной кампании «расшатали» ситуацию на продовольственном рынке.

Производители, в свою очередь, приводят те же аргументы, что и любые другие производители в аналогичной ситуации: повышение цен обусловлено удорожанием составляющих себестоимости. По сравнению с прошлым годом, когда последний раз пересматривалась цена на хлеб, газ для печей на хлебокомбинатах вырос в цене с 757 грн. до 996 грн. за тысячу кубометров. Электроэнергия подорожала на 19,3%, мука — на 20,1, минимальная заработная плата увеличилась на 12%. Возможность сдерживания цен за счет поставок Госрезерва исчерпана. В качестве одной из основных причин называют летнюю засуху – по предварительным данным, урожайность зерновых культур в Донецкой области составила почти вдвое меньше обычных 2,5 млн. тонн.

Донбасские пекари упрекают правительство в том, что, требуя сдержать цены, Кабмин одновременно нещадно «доит» предприятия отрасли. Прежде всего налогами — фискальное ведомство очень тщательно следит, чтобы все платежи производились строго в срок. Повышения минимальной заработной платы без увеличения цены на продукцию приводят к нарушению всей структуры себестоимости и также создают дыру в бюджетах предприятий. И от этого никуда не деться: за невыплату причитающихся денег своим работникам руководитель, по новому Уголовному кодексу, рискует завершить свою карьеру в местах не столь отдаленных.

Наконец, энергетические компании не гнушаются шантажировать «рубильником», выбивая плату за газ и электроэнергию. В итоге предприятия отрасли вынуждены накапливать долги и выпрашивать отсрочки у коммерческих поставщиков муки — с ними можно договориться.

Последние проверки государственной инспекции по ценообразованию свидетельствуют, что большинство предприятий этой отрасли (в Донецкой области их 46 плюс две сотни мини-пекарен) убыточны либо работают с нулевой рентабельностью. Ассоциация «Донбассхлеб», куда входят 19 из этих 46 хлебокомбинатов, недавно опубликовала данные о своих убытках за август-сентябрь 2007 года – 4,5 млн. грн.

Кстати, среди руководителей предприятий «административное регулирование имени Азарова» также не находит поддержки и понимания. «У нас от самых ворот идет неправильный поворот. Должны действовать законы стоимости, а не «базарные» законы и не те законы, в которых мы сейчас работаем. Не «дядя» должен регулировать – сказал то, сказал это. «Дядя» здесь как раз не должен вмешиваться. От того мы плохо и живем, что у нас сдерживают цены», — отметил руководитель Донецкого хлебозавода № 14 Евгений Беличенко. Он убежден, что потребители от повышения цен особо не пострадают: судя по структуре спроса, жители шахтерской столицы стали жить лучше и веселее – в частности, стали есть меньше обычного хлеба, отдавая предпочтение хлебобулочным изделиям с разными изысками.

Кроме того, по данным официальной статистики, среднестатистическая донецкая семья в 2006 году 66% семейного бюджета тратила на продукты питания, а в нынешнем траты составляют 61%. Предполагается, что в следующем году доля продуктов в затратах снизится до 57%.

Руководство предприятий — производителей хлеба постоянно подчеркивает, что даже после повышения цены на хлеб в Донецкой области останутся одними из самых низких в Украине. Впрочем, это уже стало традицией: большее, по сравнению с другими регионами, количество потребителей продукции позволяет снижать цену за счет увеличения объемов производства. В настоящее время рынок хлебом даже слегка перенасыщен и наблюдается тенденция к снижению производства. Кроме того, крупным специализированным хлебокомбинатам пришлось слегка потесниться, уступив часть рынка малым предприятиям и крупным операторам розничной торговли, которые оборудуют свои сетевые продуктовые супермаркеты собственными пекарнями.

Неоднократно изложенная версия о подорожании хлеба в регионе в результате сговора монополистов пока однозначного подтверждения не находит. Несмотря на популярность такого объяснения: как мы помним, сговором монополистов в Украине объясняли много кризисов, включая топливный 2005 года.

По данным донецкого отделения Антимонопольного комитета, монополистов на рынке хлеба и розничной торговли нет, поэтому не приходится говорить о злоупотреблении монопольным положением. Признаков монопольного сговора участников рынка также не установлено.

В то же время в начале текущего года в регионе произошло определенное перераспределение активов на рынке хлебобулочных изделий. После того как SCM Рината Ахметова в рамках построения вертикально интегрированной структуры «сбросила» свои пакеты акций хлебокомбинатов (в компании пояснили, что в их структуру интересы в этой сфере не вписались, приоритет был отдан индустриальным и постиндустриальным направлениям), почти все эти пакеты были «подобраны» компаниями, принадлежащими или приближенными к народному депутату от Партии регионов Александру Лещинскому. Нардеп Лещинский уже владеет многими активами в пищевой индустрии Донецкой области, является владельцем (или совладельцем) предприятий, производящих маргарин, майонез, мясные изделия и пр.

Примечательно, что многие из этих изменений в составе акционеров или учредителей произошли на предприятиях, входящих в вышеупомянутую ассоциацию «Донбассхлеб». Несмотря на то, что в ассоциацию входят всего 19 хлебозаводов, по объемам производства (700 тонн в сутки) она занимает, по разным оценкам, от 60 до 80%.

В связи с этим высказывалось много предположений, в том числе и сдобренных политикой. Некоторые видели в подорожании хлеба экономическую проекцию внутреннего противостояния в Партии регионов, когда в отместку за убыточный предвыборный мораторий этот процесс форсируется после выборов 30 сентября. Менее вероятна (хотя и не исключена) версия об обычной несогласованности в действиях групп внутри «донецкой» коман­ды, отвечающих за различные вопросы.

С другой стороны, с учетом характера взаимоотношений политико-экономической элиты, более вероятным представляется заранее согласованное разыгрывание для наивных граждан классической схемы «доброго и злого полицейского». Тем более что, возвращаясь к приведенным аналогиям, роли были отрепетированы еще в прошлом году, во время кампании по повышению коммунальных тарифов. Кабмин Януковича отводит себе роль «доброго полицейского» и грозит карами «олигархам и спекулянтам» (в прошлый раз – нерадивым муниципальным властям), спекулянты, в свою очередь, огрызаются по шпаргалке и повышают цены.

А следующее повышение будет уже очень скоро. Запустив пробный шар, производители хлебобулочных изделий во второй раз подойдут к делу серьезно. Хлеб подорожает сразу на 0,40 грн. за килограмм, то есть с учетом затрат на доставку и посреднических надбавок, еще на «полтинник» для конечного потребителя – маленького украинца, живущего в Донецкой области.