UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сделка после тендера?

Когда дела наперекосяк, принято разводить руками и сокрушаться: хотели, мол, как лучше, а получилось как всегда...

Автор: Владимир Писковый

Когда дела наперекосяк, принято разводить руками и сокрушаться: хотели, мол, как лучше, а получилось как всегда. Примерно то же сегодня происходит в связи с обилием проблем, вызванных действием Закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». Причем депутатские оценки колеблются от дипломатично-взвешенных, что он-де «далек от совершенства» и «сырой», до безапелляционных.

— Ситуация с тендерными закупками — это беспредел, парализующий выполнение работ на местах, — считает Алексей Бабурин. — Сегодня надо исправлять последствия того необдуманного закона, который мы приняли. Нужно устранить ошибку и убрать монополиста — Европейское консалтинговое агентство. От его деятельности страдают все субъекты хозяйствования, особенно бюджетные организации.

Что ж, адекватная оценка происходящего — уже повод для оптимизма. Остается только удивляться завидному упрямству, с которым парламентарии десять раз подряд наступали на одни и те же грабли, пытаясь усовершенствовать закон. Об этом, в частности, уже шла речь в предыдущей публикации («Тендер: торги здесь неуместны», «ЗН» от 24 марта с.г.).

Наверное, законотворческий процесс был настолько увлекательным, что его участники напрочь забыли о существовании в системе органов местного самоуправления сельских советов. Откуда такое предположение? А вы обратите внимание на статью 12 закона: «Членами тендерного комитета являются представители заказчика в количестве не менее пяти человек». Но где их, спрашивается, взять, если требуемая численность превышает штатное расписание сельского исполкома?

Более того, каждый член тендерного комитета должен иметь соответствующее свидетельство «установленного образца о прохождении учебы или повышении квалификации по вопросам организации и осуществления про­цедур закупок», срок действия которого не превышает двух лет. Стоимость этой процедуры пока составляет порядка 600 грн. Между прочим, сумма не пустяковая для сельского бюджета, отнюдь не купающегося в роскоши. А если учесть, что в соответствии со статьей 28 закона на участие в торгах должно быть подано не менее трех тендерных предложений, вывод напрашивается простой до неприличия: более-менее значимая хозяйственная деятельность (если стоимость работ составляет или превышает 50 тыс. гривен) селянам попросту заказана.

Впрочем, и проведенный тендер далеко не всегда гарантирует решение проблемы. Что, собственно, неудивительно, коль закон предоставляет право обжаловать «решение, действия либо бездеятельность заказчика» не только участнику тендера, но и любому другому лицу — было бы желание.

Как это происходит на практике, запорожцы смогли убедиться не раз. Например, по итогам проведенного в нынешнем году тендера на ремонт и реконструкцию дорог в областном центре победителем признано коммунальное предприятие «ЭЛУАД». Но в связи с жалобой организации «Пром³ньбуд» из Ирпеня результаты торгов были заблокированы. Аналогичная ситуация и с другим тендером, который выиграло КП «Зеленстрой». С той лишь разницей, что претензия поступила от ирпенской «Ассоциации предпринимателей, поставщиков товаров, работ и услуг за средства государственного бюджета», которая вообще не принимала участия в торгах. Примечательная деталь: в ответ на официальный запрос городской голова Ирпеня сообщил, что данная организация горисполкомом не зарегистрирована.

Основную причину создавшегося положения в Ассоциации городов Украины видят в монополизации Тендерной палатой Украины (ТПУ) процесса закупок — от обнародования объявлений до заключения договоров через близкие к ней коммерческие структуры. К тому же, считают в ассоциации, ТПУ фактически управляет деятельностью созданной при Счетной палате Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок, которая обладает неограниченными арбитражными полномочиями.

На первый взгляд, подобные претензии могут показаться беспочвенными. Ведь, согласно закону, ТПУ как общественная организация «не является субъектом властных полномочий и не осуществляет организационно-предписывающих, административно-управленческих функций». Однако тот же закон предоставляет Тендерной палате право на всех этапах осуществления государственных закупок запрашивать и получать у заказчиков, участников и других лиц информацию, документы и материалы относительно деятельности тендерного комитета, осуществленных закупок, состояния выполнения договоров на любой стадии выполнения. Эти сведения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего запроса. А то, что в состав Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок входят по одному представителю от Счетной палаты, Государственной контрольно-ревизионной службы, Госказначейства, Антимонопольного комитета, Минэкономики и три — от ТПУ, весьма красноречиво свидетельствует о весомости полномочий палаты. Как, кстати, и прописанный в законе порядок обжалования процедур закупок, согласно которому копию претензии или искового заявления в обязательном порядке требуется представить ТПУ.

Неудовлетворенность законом первыми публично высказали депутаты Запорожского горсовета. В обращении к Верховной Раде они потребовали приостановить действие отдельных положений его новой редакции, поскольку те парализуют деятельность бюджетных учреждений и организаций, городских коммунальных предприятий.

В ответ руководство Тендерной палаты после трехнедельной паузы разразилось гневной пресс-конференцией на тему «Мэр Запорожья Евгений Карташов «крышует» хищение государственных средств?» Основываясь на результатах исследований, инициаторы мероприятия утверждают, что Запорожье захлестнули тотальная коррупция и взяточничество: «власть предержащие фактически «терроризируют» субъектов рынка (государственные учреждения, предприятия, организации и т.д.) с целью получения своей «доли». В карманах чиновников оседает около четверти бюджета города Запорожье, поведал пресс-секретарь палаты Андрей Васейко, что составляет около 100 млн. грн.

Ссылаясь на неназванные достоверные источники, в ТПУ считают, что сумма «откатов» чиновникам составляет 15—20% от суммы закупок, а иногда достигает и 30%. Как заявил председатель правления ТПУ Владимир Лаба, только по результатам исследования 10 процедур торгов ожидаемой стоимостью 6,9 млн. грн. запорожским исполкомом, подчиненными ему предприятиями, учреждениями и организациями 93% от этой суммы использовано с грубыми нарушениями законодательства (https://www.tpu.net.ua/news/1151/).

Эти упреки в Запорожье, разумеется, не оставили без внимания. На внеочередной сессии депутаты сочли их голословными. Еще более резким был комментарий городского головы Евгения Карташова.

— Мы прекрасно понимаем, что тендерная братия защищает свои доходы и будет воевать с каждым, кто помешает ей зарабатывать миллиарды. Надеюсь, компетентные органы разберутся с этой блестящей коррупционной схемой.

Вывод запорожских властей о том, что выдвинутые ТПУ претензии фактически бездоказательны, вряд ли можно считать объективным. В отчетных же материалах, которые Тендерная палата направила депутатам ВР, доказательств предостаточно. И это дает основания их авторам не без гордости заметить: «Тендерная палата (а это, между прочим, не государственная, а общественная организация) выявила нарушений на 2,5 млрд. грн., что в несколько раз больше, чем КРУ и Счетная палата Украины вместе взятые!» (https://www.tpu.net.ua/news/1150/).

Впечатляет, не правда ли? Хотя методология, принятая на вооружение проверяющими, подчас выглядит, по меньшей мере, странно.

Обратимся, например, к выводу Тендерной палаты Украины от 23.01.07 г. относительно проведения исполкомом Запорожского горсовета процедуры закупки двух двухкомнатных квартир, выполненной в конце 2005 года. Констатирующая часть документа гласит: «Расчетная общая сумма излишне использованных государственных средств составляет 95,11 тыс. грн., что фактически является убытком, нанесенным государству». Из чего следует: «Действия тендерного комитета исполнительного комитета Запорожского городского совета могут содержать признаки общественно-опасных деяний, определенных ст. 364 Уголовного кодекса Украины» (https://www.tpu.net.ua/mats/1156/).

Речь идет об обеспечении жильем пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Причем, специализированный характер закупки был обусловлен необходимостью приобретения квартир именно в Запорожье, а не в каком-либо другом городе. Однако, анализируя стоимость покупки, специалисты ТПУ сопоставляют ее с опосредованной ценой квадратного метра жилья на территории области, которая, вполне естественно, ниже, чем в областном центре, почти на 800 грн. И на этом основании делается вывод об умышленной растрате 95 тыс. бюджетных гривен!

А ведь «растрата» могла быть еще большей, если в качестве базиса для оценки взять стоимость жилья, допустим, в поселке Степногорск (он тоже находится в Запорожской области). В конце 2005-го двух- и даже трехкомнатные квартиры там продавали менее чем за 5 тыс. грн. Такая вот статистика получается.

Между тем, по данным заместителя городского головы Натальи Новак, в прошлом году распорядители средств городского бюджета провели 913 закупок товаров, работ и услуг, треть из которых — открытые торги. Но желающих принять в них участие оказалось значительно меньше, чем в 2005-м (в среднем 2,16 претендента против 3,23 — на один объявленный тендер). Основная причина, по мнению специалистов, объясняется сложностью процедуры. Проще говоря, поставщики товаров и услуг не хотят участвовать в тендерах из-за требований Тендерной палаты размещать предложения на сайте Европейского консалтингового агентства, платить за участие в торгах, не имея гарантии, что честно выигранные торги оспорит несуществующая фирма-«подснежник».

И еще один примечательный факт. На организацию и оформление документов для проведения тендеров в прошлом году городская казна израсходовала около 4 млн. грн. Этой суммы достаточно для постройки девятиэтажного дома на три подъезда.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, на сайте Запорожского горисполкома появилась информация о состоявшейся встрече городского головы Евгения Карташова с председателем правления ТПУ Владимиром Лабой. Стороны обсудили спорные вопросы организации госзакупок за бюджетные деньги и по итогам переговоров сняли взаимные претензии. На какой почве найден компромисс, увы, не сообщается…