UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕНЕССАНС ЗАПОРОЖСКОГО БИЗНЕС-ПЛАНА: ПРИОТКРОЕТСЯ ЛИ ОКНО В ЕВРОПУ?

Трехдневной конференцией «Возможности развития бизнеса в Запорожье» общественности вновь напомнил о себе бизнес-план развития области...

Автор: Владимир Писковый

Трехдневной конференцией «Возможности развития бизнеса в Запорожье» общественности вновь напомнил о себе бизнес-план развития области. Тем самым получила новый виток, казалось бы, уже забытая дискуссия двухгодичной давности...

В начале июня 1993 года журналистам и деловым кругам региона власти представили бизнес-план, в дюжине разделов которого определялась стратегия экономического и социального развития Запорожской области. Это был плод полугодовой работы британской консалтинговой фирмы «Coopers & Lybrand», выполнившей заказ областной госадминистрации. Событие, разумеется, не осталось незамеченным. В официальных оценках его именовали не иначе, как «судьбоносным», открывающим «единственно верный путь постепенного перехода к рыночным отношениям, развития экономики, науки и культуры области, повышения жизненного уровня населения». А вот в кулуарах явно преобладал скептицизм: зарубежным экспертам предоставляется практически неограниченная возможность детального изучения экономического потенциала целого региона, являющегося одним из ведущих в стране, и эту возможность мы совершенно добровольно и щедро финансируем. Ради чего? Да так, в надежде на то, что Запад нам поспособствует опередить его же в экономическом развитии.

Согласно официальным данным прямые затраты на разработку проекта бизнес-плана составили 400 тысяч фунтов стерлингов. Уже эта цифра свидетельствует, что затея не относится к разряду дешевых. Правда, по заверениям инициаторов, эти средства были взяты не из бюджета. Но, естественно, и с неба они тоже не упали. Плательщиками выступили запорожские предприятия. Но они же энтузиазма в воплощении бизнес-плана на практике не проявили. О причинах такого парадокса остается только догадываться.

Возможно, деловых людей не вдохновило содержание стратегических рекомендаций, содержащихся в бизнес-плане. Зарубежные эксперты обратили внимание на хорошую самообеспеченность региона, его мощную индустриальную базу с низкой (по сравнению с мировыми ценами) стоимостью выпускаемой продукции, обусловленной дешевизной трудовых ресурсов. Из этого следовали советы: не только создавать новые предприятия, но и реконструировать старые, увеличивать площади орошаемых земель, активизировать приватизационные процессы, ну и, разумеется, сотрудничать с Западом.

Даже если бы промышленники восприняли все это в качестве откровений, то и тогда бы они не оставили без внимания грубоматериальный интерес, который принято именовать более благозвучным термином «инвестиции». Однако на этот счет бизнес-план никаких гарантий не содержит. Скорее даже наоборот - эксперты открыто признают, что рассчитывать на финансовые вливания следует не в надежде на зарубежные щедроты и симпатии, а полагаясь на желание партнеров получать прибыль от работы в нашей экономике.

Тут уж никуда не деться от определенного недоумения по поводу факта существования в области отнюдь не малочисленных управлений, комитетов и прочих структур, призванных быть сведущими в вопросах финансов, экономики, статистики... Неужто им не под силу вывод о том, что новые предприятия надо строить, а старые - реконструировать? Или, может быть, не хватает компетентности для учета имеющегося в области экономического потенциала? Впрочем, такого рода вопросы скорее из разряда риторических.

Все шло к тому, что бизнес-план останется забытым всерьез и навсегда. Однако в силу неизвестных причин нынешним летом он вновь оказался в поле зрения властных и деловых кругов. Одно из свидетельств того - конференция «Возможности развития бизнеса в Запорожье». На сей раз задачи были определены более локальные - обращено внимание на бизнес-планы 24 предприятий среднего бизнеса, претендующих на западные инвестиции. Как и в прошлый раз, собрание вызвало интерес зарубежных бизнес-кругов - были обсуждения, переговоры, обмен мнениями...

Неизменным оказался и итог: инвестиционных гарантий не последовало. Тем самым еще раз подтверждена неоспоримость тезиса о трудности процесса познания вообще и возможностей отечественной экономики в частности. Ему суждено продолжаться либо неопределенно долго, либо до тех пор, пока у располагающих возможностями не исчерпается лимит радужных надежд.