UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ

Совсем недавно принятые местные бюджеты сегодня выглядят несколько иначе. Срочно вносимые корректировки и поправки сделали свое дело, но, похоже, основная работа по перекраиванию тришкина кафтана еще впереди...

Автор: Нина Перстнёва

Совсем недавно принятые местные бюджеты сегодня выглядят несколько иначе. Срочно вносимые корректировки и поправки сделали свое дело, но, похоже, основная работа по перекраиванию тришкина кафтана еще впереди. Хотя местную казну давно так не обзывали.

Как и следовало ожидать, все тяготы, связанные с повышением минимальной зарплаты (до 185 грн. с 1 января и до 237 грн. с 1 июля), легли на местные бюджеты. Аккурат в момент их принятия Минфин разослал городам и весям письма с разъяснениями о том, как следует жить при двух «взаимодополняющих» законах — о бюджете и зарплате. И оставаться при этом законопослушными.

Послание за подписью первого вице-премьер министра Украины Н.Азарова было коротким, но емким. Главный финансист страны растолковывал местным властям, что в их бюджетах предусмотрены средства на повышение с 1 января в среднем на 17,9% должностных окладов работникам бюджетной сферы, согласно принятым ранее постановлениям Кабмина. И что самое интересное, подчеркивалось, что там заложены и средства на доплаты тем, чья зарплата (с учетом всяких надбавок, премий и выплат) не дотягивает до минимальных 185 грн. Напоминалось при этом, что на выполнение 57-й статьи закона об образовании (выплата надбавок за выслугу лет, помощи на оздоровления, вознаграждений за добросовестный труд) средства в бюджете тоже заложены и в полном объеме. В конце письма содержалась просьба учесть все вышесказанное при формировании бюджетов и при необходимости внести изменения в структуру расходов.

Письмо было подписано 10 января 2003 года. Как раз в тот день Одесский облсовет принимал свой бюджет, сверстанный на основе старой минимальной зарплаты. И финуправление рапортовало, что казна области в целом пополнилась на 175 млн. грн. Потом будет подсчитано, что для увеличения минимальной зарплаты с 1 января и с 1 июля области дополнительно необходимо порядка 160 млн.

Спустя неделю свой главный финансовый документ принимала Одесса, понимая уже, что никакого увеличения расходов в действительности не наблюдается. Хотя надежда на то, что правительство найдет дополнительные источники для финансирования новой минимальной зарплаты и выделит недостающие суммы, была и остается. Ведь в законе о минимальной зарплате об этом четко сказано. Губернатор области Сергей Гриневецкий сразу же отправил письмо в Кабмин с просьбой выделить Одесщине на эти цели хотя бы 80 млн. грн.

Конечно, просьбу одесситов (и не только) Киев без внимания не оставил. Через 10 дней, после того как Верховная Рада так и не приняла изменений к закону о госбюджете-03, города и веси вместо денег получили ценные рекомендации. Местным властям советовали сделать следующее. Во-первых, пересмотреть перечень функций органов исполнительной власти и подчиненных им бюджетных учреждений. Во-вторых, сократить численность работников и имеющиеся вакансии. В-третьих, оптимизировать саму сеть бюджетных учреждений, по возможности изменить источники и порядок финансирования тех, кто предоставляет платные услуги.

Как вы сами понимаете, ЦУ такого рода жизненного оптимизма не вселяют. Как сообщили в облфинуправлении, в целом по области не было долгов по зарплате перед бюджетниками ни по итогам прошлого года, ни за первый месяц нынешнего. Более того, с 1 января зарплата начисляется с учетом нового повышенного минимума. Правда, делается это путем сокращения других статей: расходов на ремонт школ, больниц, приобретение оборудования и отдельных программ. В области считают, что внезапное повышение зарплаты без выделения дополнительных ассигнований — практика порочная и приводит к ручному управлению финансами.

Но какова в действительности картина на местах, станет ясно чуть позже. Хотя уже сегодня видно, что проблема гораздо шире и сложнее. Финансисты об этом помалкивают, но, судя по реакции профсоюзов, люди скоро заявят о своих претензиях сами, если, конечно, приемлемое решение не будет найдено в ближайшее время. Проблема эта не новая. И возникает она всякий раз при повышении минимальной зарплаты. В прошлом году, когда ее подняли до 165 грн., в Одессе ее расхлебывали до конца года. И теперь начинается та же история.

Суть проблемы в том, что минимальная зарплата у нас не равна окладу. Отсюда получается смешная уравниловка. К примеру, врач теперь будет получать наравне с санитаркой, библиотекарь и педагог — наравне с уборщицей. Как привести в соответствие с повышенной минимальной зарплатой все остальные должностные оклады? И таким образом избежать несправедливости? По разъяснениям Минфина, в местных бюджетах на эти цели средства предусмотрены. Однако каким должны быть коэффициенты, то есть соотношение в оплате труда работников в зависимости от их категорий, квалификации и должности, ответа на этот вопрос нет.

Впрочем, с минимальной зарплатой в размере 185 грн. и всеми вытекающими отсюда последствиями эдак к концу первого полугодия вопрос, надо полагать, утрясется. А что делать с повышением минималки до 237 грн. с начала второго полугодия, не знает никто. По данным того же Минфина, на протяжении года в целом минимальная зарплата вырастет на 43,6 %. Тогда как номинальный ВВП на 2003 год — только 10,6%. Когда на местах речь заходит об этих цифрах, то реакция примерно такая: кто хватаются за голову руками, кто разводит руки.

Что же касается внебюджетной сферы, то пока что можно сказать одно: увеличение минимальной заработной платы приведет к увеличению зарплатных долгов. Сегодня в целом по области они огромны — свыше 44 млн. грн. Хотя за год и сократились на треть. Самые высокие — в сельском хозяйстве (18 млн.) Это, кстати говоря, при средней зарплате в 140—170 грн. Есть хозяйства, где платят и вовсе 60—70 грн. Но тут, похоже, голову особо не ломают. Зарплату выдают натуроплатой. Но тоже не всегда — запрещается.