UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕКЛАМА — ТОТ ЖЕ БАЗАР. А ЗНАЧИТ, ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ ДОХОД

Если брать внешнюю сторону наших городов, то так называемый рынок оставил два сильных и основательных следа в каждом из них...

Автор: Надежда Гоцуенко

Если брать внешнюю сторону наших городов, то так называемый рынок оставил два сильных и основательных следа в каждом из них. Первый — это обилие базаров, когда добрая треть площадей превращается в торжища. Ну а второй след прямо вытекает из первого, ибо — каков рынок, такова и реклама. Все вертикальное —деревья, тумбы, столбы и проч. — превратились в рекламоносители со всевозможной информацией, от сообщений солидных фирм до безграмотных рукотворных записок о купле-продаже и проч.

Показательно, что в большинстве городов, особенно крупных, появилась тенденция загонять уличные торжища в более или менее оформленные рынки с четко очерченными границами. Во всяком случае, в Николаеве за последнее время появилось таких с десяток. Основательно взялись и за рекламу, в том числе и за такую ее составляющую, как наружная. Поступления по этой статье, конечно же, не сравнить с платой за землю, аренду помещений. Но все же при правильной постановке вопроса доходы городской казны могут резко возрасти.

Вездесущие журналисты, мимо внимания которых, например, не прошла, мягко говоря, односторонняя наружная реклама, ратующая в том числе и за табачные изделия, очень заинтересовались вопросом — а что приносит такая «пропаганда» в бюджет города? Ибо если о воспитательном эффекте здесь речь явно не идет, то, может, на этом можно заработать кое-какие деньги? Однако когда у городской власти Николаева наконец-то дошли руки до того, чтобы разобраться с проблемой, то оказалось, что слухи о сверхдоходах от «вредной» рекламы, мягко говоря, преувеличены. Так, в 2000 году, когда разгул стихийной рекламной деятельности достиг апогея, доходы в городскую казну от всей этой вакханалии составили аж…13 тыс. грн.

Впрочем, все это вовсе не означает, что сама по себе наружная реклама — дело неприбыльное. Стоило только Николаевскому горисполкому конкретно заняться вопросом, как доходы от рекламы стали на порядок выше. Так, в минувшем году поступления в бюджет от «наружки» составили уже около 100 тыс. грн., а уже в ближайшем будущем, судя по всему, смогут измеряться не тысячами даже, а миллионами, — уж очень бестолково велось это дело прежде. «В минувшем году мы доказали, что реклама может служить реальным источником пополнения средств бюджета. И у нас хватит админресурса, чтобы обеспечить достойный уровень наглядной агитации в городе. Реклама будет лучше и... чище», — сказал автору этих строк городской голова Николаева Владимир Чайка.

В подтверждение жесткости своих намерений созданные бригады муниципалов очистили от незаконно установленной рекламы, от тетрадных листков, приклеенных на деревьях и палисадниках, и прочих незаконных объявлений все вокруг. В областном центре, в основном на городских остановках, определены щиты для размещения специальных стендов с объявлениями. Ясное дело, что отданные в руки предпринимателей эти специальные места для объявлений станут платными, а уж предприниматели часть своей прибыли будут перечислять в городскую казну. Словом, система работы по превращению наружной рекламы в доходную отрасль вполне просматривается. А столь популярные в среде «диких» рекламодателей столбы городские коммунальные службы грозятся обработать специальной жидкостью, на которую невозможно уже ничего наклеить.

И еще новинка. Пожалуй, впервые в Николаеве городские власти и рекламисты попытались понять друг друга. Первые во всеуслышание заявили, что будут нещадно штрафовать нарушителей. Но если с теми, кто наклеит листочек из тетрадки, все просто, то как быть, например, с предпринимателями, чей бизнес полностью построен на рекламе? Самый популярный пример в этом плане — гастроли какой-нибудь заезжей «звезды», перед приездом которой все «лобные» места заклеены соответствующими афишами. Делается это, как правило, безо всяких разрешений и согласований, а тем более — без платы в городской бюджет. Кого в данном случае наказывать: «звезду», продюсера, рекламное агентство?

Оказывается, если всерьез взяться за дело, то концы найти все-таки можно. Скажем, если отныне без соответствующего разрешения расклеить такие афиши, то ответственность несет указанный в плакате информационный спонсор. Интересно, что наказывать намерены за каждое задокументированное нарушение (то есть, сколько зафиксируют незаконных афиш, столько и нарушений). А штраф за одно, между прочим, составляет 102 грн.

Судя по всему, одними намерениями в этой отрасли власть не ограничится. Ведь за полгода с небольшим (время, когда началось наведение порядка) оштрафованы сотни нарушителей. Впрочем, у тех, кто занимается размещением рекламы, тоже накопилось немало претензий к власти. Скажем, установку рекламных щитов необходимо согласовать ни много ни мало…в 10 инстанциях. Среди них есть прямо-таки непроходимые.

Совершенно ясно, что пик рекламной деятельности придется на начало агитационной кампании. Уже заготовлены тысячи тонн бумаги, значительную часть которой предполагается расклеивать все на тех же многострадальных столбах и деревьях, которые и без того едва выдерживают «информационную» нагрузку. И если местные власти не докажут на деле жесткости своих намерений относительно несанкционированных наклеек, не поставят экономические барьеры на пути их появления, то ветер, как уже случалось не раз, будет и впредь весело гонять обрывки предвыборных плакатов по улицам наших городов. Причем совершенно за бесплатно…

Один местный бизнесмен, не один год занимающийся рекламной деятельностью, сказал автору этих строк:

— Реклама — это тот же базар. И там, и тут — анархия…