Ветроустановки в Крыму уже работают |
Как известно, Крым является одним из самых проблемных регионов Украины с точки зрения снабжения электроэнергией. Только около 8% потребности республики покрывается за счет собственных генерирующих мощностей. Жесткие экологические требования накладывают особый отпечаток на создание собственной генерации, что в свое время явилось одной из причин остановки строительства Крымской АЭС. В связи с этим особое значение приобретает развитие в нашем регионе нетрадиционной энергетики. С этой точки зрения Крым является самым перспективным местом по строительству ветровых электрических станций (ВЭС), чему способствует наличие в причерноморской и приазовской зонах значительного ветрового потенциала. Если же учесть, что общенациональной Комплексной программой строительства ВЭС в Украине предусмотрено, что в перспективе до 20—30% от общего потребления электроэнергии в стране будет покрываться за счет использования ВЭС, то, сопоставив эту цифру с потребностями Крыма, можно прийти к выводу о чрезвычайно важной роли данной программы для развития крымской энергетики.
Упомянутые выше 20—30% дополнительной генерации составляют около 10—15 тыс. мегаватт, часть из которых, будучи построенными в Крыму, могут существенно снизить зависимость региона от поставок электроэнергии с материковой части Украины. Конечно, следует принимать во внимание технологическую особенность ВЭС как генерирующих объектов: коэффициент использования установленной мощности даже самых современных ветроэнергетических установок (ВЭУ) составляет около 35—40%. Однако простой пересчет показывает, что и в этом случае речь идет о реальной дополнительной мощности в экологически чистой энергетике на уровне 4—6 тыс. мегаватт. Эта цифра является весьма внушительной для Крыма, так как она сопоставима с мощностью крупной атомной электростанции.
К развитию ветроэнергетики крымское руководство подходит со всей ответственностью, о чем свидетельствуют ранее принятые постановления Верховной Рады и Совета министров АРК. Об этому я сужу не понаслышке, так как в прошлом созыве крымского парламента возглавлял постоянную комиссию по вопросам промышленности, строительства, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса. Неоднократно вопросы развития ветроэнергетики рассматривались на заседаниях комиссии, давались рекомендации, принимались конкретные меры по улучшению дел. Именно по инициативе нашей комиссии ВР автономии приняла специальное постановление по развитию региональной ветроэнергетики и дала поручение правительству Крыма установить постоянный контроль за исполнением программы строительства ВЭС в нашем регионе. При этом учитывалось, что развитие крымской ветроэнергетики самым тесным образом зависит от выполнения национальной Комплексной программы строительства ВЭС. Эта программа управляется Межведомственным координационным советом, председателем которого является первый вице-премьер Украины О.Дубина, что также свидетельствует о высоком уровне государственного внимания к использованию альтернативных источников энергии.
Вне всякого сомнения, в настоящее время Комплексная программа строительства ВЭС является одним из важнейших государственных инвестиционных проектов. В изготовлении ветроустановок участвуют несколько десятков крупных конверсионных заводов страны во главе с ГП «ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова». Именно внимание к конверсионным предприятиям сыграло в свое время решающую роль в том, что государство оказало и продолжает оказывать поддержку исполнению Комплексной программы. В теперь уже достаточно далеком 1994 году, когда было издано первое постановление Кабинета министров по данному вопросу, в стране уже существовал избыток генерирующих мощностей в тепловой и атомной энергетике. Так что по понятным причинам приоритетом в тот период было не строительство ВЭС, а организация изготовления на отечественных конверсионных заводах современного лицензионного ветроэнергетического оборудования как высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Рассматривая ветроэнергетику как принципиально новую отрасль промышленности, основанную на разумном сочетании интересов машиностроения и энергетики, следует иметь в виду несколько важных обстоятельств.
Первое из них касается роли различных министерств и органов исполнительной власти в управлении отраслью. Конечно, ведущими министерствами в этом деле являются Минпромполитики и Минтопэнерго, однако у них совершенно разные роли в данном проекте. Если Минтопэнерго призвано было сконцентрироваться в основном на вопросах методического руководства строительством ВЭС и стратегии размещения станций в различных регионах страны, то на Минпромполитики возлагалась ответственность как за организацию изготовления современных ветроустановок, так и за организационно-техническое обеспечение управлением Комплексной программой строительства ВЭС. Это обусловлено не только тем, что на изготовление оборудования отводится около 70% финансовых средств Комплексной программы. Весь ход ее исполнения напрямую зависит от сроков и форм подготовки производства современных ВЭУ.
Не менее важная роль отводится также и другим органам государственного управления, представители которых являются членами Межведомственного координационного совета. Сюда следует отнести НКРЭ, контролирующую формирование тарифов для ВЭС, Минэкономики, которое отслеживает экономическую политику при строительстве этих станций, Минобороны и Госводхоз, как заказчиков соответствующих станций. Роль Госкомэнергосбережения понятна по определению.
Важная функция принадлежит регионам, в том числе нашему, на территории которого расположены большинство украинских ВЭС. Понимая это, еще в 2000 году руководство Минтопэнерго Украины приняло разумное решение передать управление всеми крымскими ВЭС в ведение Совета министров Автономной Республики Крым, поскольку такое управление более рационально осуществлять, находясь в непосредственной близости от энергетических объектов. Межведомственный координационный совет эту инициативу поддержал и принял соответствующее решение. В настоящее время рассматривается вопрос о создании специальной рабочей группы из представителей Минтопэнерго Украины и Минтопэнерго Крыма, которая должна найти наиболее рациональную форму распределения обязанностей и ответственности за управление крымской ветроэнергетикой.
Говоря о необходимости ускорить выполнение Комплексной программы, следует особенно подчеркнуть важность сохранения роли и функций Межведомственного координационного совета, что за минувшие годы позволило достичь существенных результатов. Ведь сделано в отечественной ветроэнергетике немало. Уже функционируют шесть промышленных ВЭС (Донузлавская, Новоазовская, Тарханкутская, Сакская и др.), построенные на основе лицензионных ВЭУ USW56-100, которые серийно изготовляются на украинских заводах. Всего таких ветроустановок выпущено свыше 450 штук, 100% узлов для них производят украинские заводы. Можно с полной уверенностью сказать, что с точки зрения изготовления лицензионной ветроэнергетической техники ничего подобного в странах СНГ нет, наша страна является признанным лидером. Как следствие, сейчас Украина занимает довольно почетное 13-е место в Европе по мощности своих ВЭС, в сумме достигших более 40 МВт, в том числе крымских — более 30 МВт.
Однако, заглядывая в будущее, следует признать: сделанного явно недостаточно, необходимы большие усилия по увеличению генерации на ветростанциях. Как следует из Комплексной программы строительства ВЭС, суммарная мощность украинских ВЭС должна быть доведена в 2010 году до 1800 МВт, что представляется маловероятным, если не увеличить нынешние темпы строительства таких станций. Добиться же существенного роста строительства можно только наладив на украинских заводах изготовление новых, более перспективных ВЭУ. Здесь мы вынуждены коснуться важного вопроса, которому в последнее время уделялось большое внимание в прессе. Речь идет о совершенно необоснованном противопоставлении лицензионных ВЭУ машинам отечественной конструкции. Такое противопоставление делается вроде бы из благих побуждений, то есть в целях поддержки отечественного производителя.
В действительности отечественными производителями лицензионных ВЭУ USW56-100 являются ПО «Южмаш» и другие заводы, являющиеся его субподрядчиками. Это они, изготавливая 100% узлов лицензионных ВЭУ, обеспечили создание в Украине ветроэнергетики, как новой отрасли промышленности. И именно они должны получить наибольшую поддержку со стороны государства.
При этом не так важно, по каким чертежам данные заводы изготавливают соответствующие установки — украинских конструкторских организаций или же по лицензионной конструкторской документации, полученной от зарубежных фирм. Многие страны мира достигли существенных результатов в развитии своей промышленности, науки и техники, используя именно лицензионные разработки. Главным в этом деле является другое — эффективна ли та или иная техника. Опыт изготовления на украинских заводах лицензионных ВЭУ USW56-100 и строительства на их основе ВЭС, в том числе и в Крыму, подтвердил правильность ориентации на изготовление лицензионной техники.
Конечно, сейчас ВЭУ USW56-100 мощностью 110 кВт уже морально устарели, однако следует напомнить, что в 1993-м, когда в Украине начиналось их изготовление, самыми распространенными машинами в мире были ВЭУ мощностью 100—250 кВт, поэтому тогда производство в нашей стране этого типа установок было логичным в качестве первого шага в создании украинской ветроэнергетики. Для справки, и сейчас еще в Калифорнии (США) используются около 4000 ВЭУ USW56-100 на ВЭС Алтамонт, что свидетельствует об эффективности и надежности этих машин. Несмотря на то, что рядом с ними устанавливаются принципиально новые ВЭУ мощностью 600 киловатт и выше, никто не собирается демонтировать USW56-100, так как эти машины вырабатывают электроэнергию, продаваемую в энергорынок, и каждая из них приносит до 15 тыс. долл. дохода в год.
Так же нужно действовать и в украинских условиях. То есть нужно обеспечить эффективное использование ВЭС, уже построенных на основе ВЭУ USW56-100, и одновременно активно начинать изготовление машин нового поколения — ВЭУ Т600-48 по лицензии бельгийской фирмы «Турбовиндс». Принятое по данному вопросу в конце июня с.г. решение Межведомственного координационного совета должно способствовать эффективному выполнению Комплексной программы строительства ВЭС по развитию ветроэнергетики Украины. Нужно учитывать, что при освоении производства ВЭУ Т600-48 на украинских заводах у этих предприятий появляется возможность получить доступ к самой современной мировой технологии в области металлургии, химии, электроники, механической обработки металлов и т.п. В то же время строительство ветростанций на основе новой техники, в свою очередь, принесет громадную пользу украинской энергетике.
В заключение следует упомянуть о еще одном важном аспекте — инвестиционном. Понятно, что одних только финансовых средств Комплексной программы явно недостаточно для осуществления интенсивного строительства ВЭС в Украине. Нужны инвесторы как внутренние, так и внешние. А для них очень важен уровень тарифа, который утверждается НКРЭ для соответствующих станций. Пока тариф, определенный для украинских ВЭС, не очень отличается от того, что устанавливается для тепловых станций, то есть на уровне 15—18 коп. за один киловатт-час. Если такая тенденция сохранится, вряд ли найдутся желающие инвестировать средства в украинскую ветроэнергетику.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что тарифы на экологически чистую электроэнергию ВЭС устанавливаются намного выше, чем для тепловой энергетики. Тем самым правительства стимулируют развитие не только собственной машиностроительной промышленности, но и бестопливной генерации, во многих странах получившей особый приоритет, учитывая конечную исчерпаемость органического и ядерного топлива. Этот опыт нужно внимательно проанализировать и использовать в Украине.
И еще несколько слов о мифе — якобы существующем зарубежном инвесторе, который ждет не дождется, как бы скорее прийти в Украину и вложить свои деньги в строительство ветроэлектростанций, используя для этого изготовленные за рубежом установки. Этот миф активно используется противниками изготовления лицензионных ВЭУ на украинских заводах. На самом же деле сторонники этой идеи просто «проталкивают» свои проекты, в основе которых лежит желание получить зарубежные кредиты для покупки импортных машин. Под такие проекты, естественно, запрашиваются гарантии украинского правительства и при этом предлагается, чтобы НКРЭ устанавливало тарифы для таких ВЭС на уровне 7—8 центов за кВт-час. При таком подходе электроэнергия ВЭС, строящихся на импортируемых в Украину установках, оказалась бы практически в два-три раза дороже той, что производится на лицензионных ВЭУ, изготавливаемых на украинских заводах. Это ведь очевидно, поскольку украинские ВЭУ существенно дешевле зарубежных машин.
Изложенные выше соображения, конечно, не охватывают всего спектра проблем, однако они могут в некоторой степени объяснить причины острой борьбы, которая в последнее время развернулась вокруг Комплексной программы строительства ВЭС. Эта борьба естественна, в ее основе лежат интересы конкретных организаций и лиц. Людям свойственно отстаивать свои интересы, однако для того и существуют органы исполнительной власти, чтобы в принимаемых решениях были учтены прежде всего интересы самого государства. А они заключаются в том, что в одинаковой мере получила поддержку каждая из основных отраслей промышленности, работающих на ветроэнергетику, то есть и машиностроение, и электроэнергетика. Достичь этого можно лишь в том случае, если будут сохранены и упрочены уже имеющиеся структуры межотраслевой координации и кооперации, прежде всего сам Межведомственный координационный совет по вопросам ветроэнергетики.