UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗРАБОТЧИК РАКЕТ СС ПЕРЕХОДИТ НА... ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ РЕЛЬСЫ

Подразделения всемирно известного «Хартрона», или, как его называют в Харькове, ракетного института, начинают лидировать в выпуске электронной продукции для железной дороги...

Автор: Антонина Мазница

Подразделения всемирно известного «Хартрона», или, как его называют в Харькове, ракетного института, начинают лидировать в выпуске электронной продукции для железной дороги.

А началось все с того, что понадобилось оборудование для восстановления вагонов при капитально-восстановительном ремонте. Срок жизни вагона, который сейчас бегает по рельсам, составляет 28 лет. В Украине, учитывая недостаточное финансирование, решили вагоны капитально восстанавливать, после чего они могут использоваться еще 12—14 лет. Новый вагон стоит порядка 1 млн. 200 тыс. долларов, восстановление же обходится в 200 тысяч. Из вагона, который поступает на капитальное восстановление, выбрасывают всю «начинку». Остается один металлический остов, который, если необходимо, усиливают, что-то подваривают. А потом идет полная комплектация вагона новыми средствами.

Работы по восстановлению ведут несколько заводов Украины, комплектацию электрооборудования обеспечивает НПП «Хартрон-Экспресс». Валентин Макаренко, генеральный директор этого предприятия, рассказывает:

— Мы существуем чуть больше полутора лет, созданы на базе СКБ. Численность небольшая — 85 человек в штате и еще с полсотни, в основном квалифицированных, рабочих привлекаем. Работу ведем от разработки до изготовления и поставки, есть гарантийное обслуживание. Электрооборудование в основном идет на Днепропетровский вагоноремонтный завод. Мы разработали пульт, который обеспечивает полное управление системой энергообеспечения. Сейчас на железной дороге наблюдается тенденция к улучшению сервиса: в вагонах появляются холодильники, СВЧ-печи, здесь ставят что-то типа кабельного телевидения, но на вагоне батарея 110 вольт, а чтобы работал телевизор, надо напряжение 220 вольт. Мы делаем комплект преобразователей для холодильников, микроволновых печей и видеоаппаратуры.

К 6 августа Крюковский вагоностроительный завод должен изготовить первый украинский пассажирский вагон. Он отличается от тех, к которым мы привыкли: здесь будет десять купе и побольше разных «наворотов», что потребует специальной аппаратуры, больше автоматизации и диагностики, контроля на современном уровне. Делаем мы и электрооборудование для первого отечественного плацкартного вагона с системой кондиционирования воздуха. Нашими разработками сегодня заинтересовалась и Россия. Концерн «Росвагонсистем» готов сотрудничать в плане разработки, изготовления пультов; Ижевский машиностроительный завод — наш побратим по бывшим космическим делам — также собирается развернуть серийное производство системы для нового российского вагона.

На счету другого предприятия — НПП «Хартрон-Инкор» — микропроцессорное устройство релейной защиты и автоматики «Диамант» для реализации внешнего электроснабжения депо «Ромодан-тяговая». Среди перспективных разработок — вокзальная информационная система на световых табло для станции Харьков-Пассажирский, система автоматизированного контроля допуска пассажиров к посадочным платформам вокзала.

Проблема контроля уже решена на трех вокзалах Московской дороги. В результате доход железной дороги увеличился вдвое, а затраты на создание системы окупились за четыре месяца. Недавно «Укрзалізниця» приняла решение ввести эту систему на своих дорогах. «Хартрон» прошел местный тендер на Южной железной дороге. Турникетная система для харьковчан не новость, в свое время они поставили 157 комплектов на Тбилисский метрополитен. Этот базовый элемент будет ставиться и на ЮЖД. Суть проста: доступ пассажиров на перроны блокируется турникетами, а в билет вводится штрих-код. Когда пассажир проходит через контрольную систему, информация считывается, вводится в систему. Билеты разные: для разового пользования — мягкий, на месяц — твердый, есть служебный билет с карточкой и кодом.

Предварительная проработка показывает: новшество обойдется примерно в 2 млн. гривен. Вначале реконструкция пройдет на Харькове-Пассажирском, на белгородском и люботинском направлениях. На следующем этапе — вокзалы Кременчуга, Полтавы, Сум. «Хартрону» это даст новый рынок и финансирование, ибо транспорт — это та структура, где сегодня платят деньгами. Для железной дороги «Хартрон» также выгодный партнер — крупная известная фирма, гарантирующая качество, сервисное обслуживание, дальнейшее развитие.

Объемы заказов для железной дороги растут, но основной продукцией для «Хартрона» по-прежнему остается космос. Он, как и ранее, приоритетен в планах предприятия. Основной потребитель — Россия. По мнению специалистов, в космосе выгодны три вещи: связь через космос, хотя последнее время и здесь появляются сомнения — уж очень много сотовых телефонов и телевидения, военный космос, финансируемый из бюджета государства, и фундаментальные научные исследования. Как показывает практика, сегодня «Хартрон» востребован, однако не в полном объеме. Украина не может в полной мере задействовать потенциал предприятия, а Россия во многих программах отдает предпочтение своим институтам.

Как считают специалисты, изменить ситуацию могла бы приватизация, запланированная на этот год. Для «Хартрона» это жизненно важный вопрос. На предприятии хотят, чтобы акции принадлежали организации, заинтересованной в «Хартроне». Вот что говорит президент АО «Хартрон» Яков Айзенберг:

— Пока такие организации есть, правда, мы успели им изрядно надоесть. Судите сами: договариваемся о покупке акций с высшим ракетно-космическим руководством России — вопрос переигрывается, второй раз договариваемся — опять изменения. Сейчас ситуация выглядит так: в Украине появилась идея — продадим все 75 процентов одним пакетом. Но возникает вопрос: а Украине, что вообще ничего не нужно от «Хартрона»? Глупость. У нас единственная мечта: Украина в лице Национального космического агентства получает 25 процентов плюс одну акцию — блокирующий пакет, чтобы нельзя было закрыть «Хартрон». Попытаемся договориться, чтобы все остальное купила Россия. Это стоит несколько миллионов долларов. В России есть три фирмы, на которые мы работаем, пока мы им все-таки нужны. Они втроем должны как-то объединиться и купить наши акции.

Вопрос о приватизации «Хартрона» возникает не впервые. Из года в год решение откладывается или принимается, а затем отменяется. Похоже, что в Украине надеются, что все решится как бы само собой, но такого не бывает. Предприятие, располагающее мощным научным потенциалом, в начале 90-х годов было поставлено на грань выживания. Харьковчанам удалось из сплошной «военки» перейти на выпуск мирной продукции. Сегодня 30 процентов объемов приходится на железную дорогу, еще столько же — на энергетику. Но каким будет следующий рубеж?