UA / RU
Поддержать ZN.ua

Размах с расчетом. Предвыборным

Состоявшийся в начале сентября международный инвестиционный форум Киевской области «Интеграция и партнерство» отличался размахом и масштабностью...

Авторы: Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко

Состоявшийся в начале сентября международный инвестиционный форум Киевской области «Интеграция и партнерство» отличался размахом и масштабностью. В нем приняли участие представители полутора десятка стран, нескольких сотен компаний и фирм. Выставка инвестиционных проектов городов и районов столичной области, разработок и образцов техники и оборудования зарубежных и отечественных производителей заняла два этажа Украинского дома и площадку перед зданием.

В преддверии и в ходе работы форума руководство столичной области подписало соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах с представителями Мазовецкого воеводства (Республика Польша), Московской области (Российская Федерация), Парижского округа (Франция).

Просматривалась и еще одна особенность: собрание инвесторов совпало во времени с рядом важных мероприятий общеукраинского значения. Президент В.Янукович и губернатор области А.Присяжнюк проехали по новому 140-метровому мостовому переходу через реку Ирпень, побывали на торжествах по поводу открытия памятника Т.Шевченко в Буче. Под началом президента состоялось заседание Совета регионов. Среди таких событий инвестиционный форум вполне мог затеряться. Но не затерялся. Он как нельзя лучше вписался в пропагандистскую концепцию «строительства новой страны», взятую на вооружение властью накануне старта кампании по выборам в местные советы.

Экономика на службе у политики

Если верить на слово организаторам инвестфорума, их предшественники в области только то и делали, что портили инвестиционный климат. И, следовательно, ничего толкового достичь не могли. Дабы убедить общественность в том, что работу по привлечению инвестиций новая областная власть начинает почти с нуля, будущий инвестиционный форум, подготовка к которому велась долго и тщательно, называли «Первый…» Впрочем, потом все же обошлись без номеров. Но утверждений о провальной инвестиционной политике предшественников и после этого не стало меньше.

Сомнения в справедливости этих слов пришли во время осмотра экспозиции выставок. На глаза то и дело попадались стенды иностранных компаний и фирм, которые работают в городах и районах Киевщины уже не первый год. Беспристрастная статистика уточнила: наибольшие поступления инвестиций в область начались с 2006 года. В последующие несколько лет по общему объему привлеченных инвестиций Киевщина заняла лидирующие позиции в стране.

Облсовет с подачи облгосадминистрации в 2006 году разработал и принял «Программу привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата в Киевской области на 2007—2009 годы». Она предусматривала привлечение прямых иностранных инвестиций на сумму 1,5 млрд. долл. И программа была выполнена. Не в последнюю очередь этому способствовал инвестиционный форум Киевской области в мае 2007 года. Он тоже выдался довольно представительным, участие в нем приняли около полусотни иностранных и полторы сотни отечественных компаний.

Кстати, выделенные тогда на его проведение два дня оказались не лишними. Если бы организаторы нынешнего форума последовали этому примеру, то могли бы избежать ненужной спешки, что не могло не сказаться на результатах.

Спору нет, в предкризисные годы, когда, по выражению одного чиновника, «инвесторы бродили по инстанциям стаями», привлекать средства в экономику было легче, чем сегодня. И об упущенных тогда возможностях следует пожалеть. Но нельзя игнорировать очевидное. К тому же инвесторам не нравится, когда, приходя к власти, каждая новая команда начинает деятельность с того, что игнорирует наработки предшественников, на свой лад трактует законы.

Вполне понятно, что у участников форума во время встреч и обсуждений возникли вопросы, которые на областном уровне не решаются. Почему не решается проблема НДС? Когда закончится практика вымывания оборотных средств? Прекратится ли давление на средний и малый бизнес?

По логике вещей, ответы на них должны были дать высокие гости. Но премьер-министр Н.Азаров был предельно краток и подчеркнуто деловит. Он сообщил, что «имел возможность ознакомиться с представленными инвестиционными проектами», что высоко оценивает инициативу Киевской ОГА, отметил, что она идет в русле задач, которые успешно решаются. Первый этап работы правительства по выполнению задач, поставленных президентом, констатировал оратор, завершился: восстановлена стабильность, наступило время реализации долгосрочных проектов. А посему «надлежит строить планы не на год, а на годы». Реализацию этих планов премьер связывает с принятием Налогового кодекса.

Вице-премьер С.Тигипко основную часть выступления посвятил защите и пропаганде несуразного, вдребезги раскритикованного Налогового кодекса, заверяя, что внесение в проект нескольких сотен поправок делают законопроект проходным. Министр топлива и энергетики, а по совместительству — руководитель Киевской областной организации Партии регионов, Ю.Бойко заверил инвесторов, что как по министерской, так и по партийной линии будет поддерживать бизнесменов, вкладывающих средства в экономику Киевщины.

Народный депутат В.Каськив, возглавивший рабочую группу по национальным проектам в Комитете экономических реформ при президенте Украины, рассказал о первых наработках. Название проектов «Новая энергия», «Энергия природы», «Доступное жилье», «Чистый город», «Качественная вода» говорят скорее о направлениях работы, чем о конкретных, осмысленных разработках. Это не помешало Каськиву квалифицировать работу возглавляемых им специалистов как ноу-хау в государственном управлении.

Генеральный директор «Нибулона» А.Вадатурский, принявший активное участие в работе инвестфорума, своему новаторскому и эффективному проекту по превращению Днепра в транспортную артерию не дает громких названий. Хотя задуманное и уже наполовину сделанное того заслуживает. В ходе реализации проекта на берегах Днепра по всей Украине построено 12 элеваторов, спущено на воду 24 речных суда и три буксира. Проект предполагает инвестиции на сумму около 500 млн. долл. в создание речного флота и портовой инфраструктуры, элеваторов общей емкостью одновременного хранения 2,5—2,7 млн. тонн зерна. Реализация проекта оживила работу судостроительного завода, металлургов; экономия средств за счет улучшения логистики и использования речного флота вместо автотранспорта составит несколько миллиардов гривен.

И пока рабочая группа Каськива формулирует идеи, директор «Нибулона» в ходе реализации проекта, существенно влияющего на развитие народного хозяйства страны, наталкивается на трудности. Стучится во все двери, но не может добиться понимания властью важности проекта, придания ему статуса национального...

Когда в товарищах согласья нет

За круглым столом, который вел аграрный вице-премьер В.Слаута, обсуждалось состояние животноводства, особенно молочного направления. Тенденция угрожающая. По расчетам специалистов, на перерабатывающие предприятия в нынешнем году должно было поступить на 600 тыс. тонн молока меньше, чем необходимо. Но аномальная погода внесла коррективы не в лучшую сторону. Недобор молока за нынешний год достигнет критической цифры в миллион тонн.

И вклад Киевщины, которая в последние годы демонстрирует падение поголовья коров, в такой антирекорд значительный. Хотя в действие один за другим вводятся современные комплексы, тенденция обмеления молочного потока сохраняется. В личных крестьянских хозяйствах снижение поголовья скота происходит настолько быстро, что темпы строительства и ввода крупных предприятий не в состоянии перекрыть недобор сырья.

Выход из тупика эксперты видят в том, чтобы одновременно со строительством крупных предприятий развивались условия для модернизации мелких хозяйств, создания хорошо оснащенных мини-ферм. Но, судя по всему, такое выравнивание условий ведения крупного и мелкого бизнеса наступит нескоро. Крупному бизнесу представляются преференции, кредиты, господдержка, а средние сельхозпредприятия и мелкие хозяйства поставлены в условия самовыживания.

Знакомство с экспозицией инвестфорума свидетельствует, что проектов с участием крупных компаний представлено немало, а что касается основных производителей — средних сельхозпредприятий, фермерских и крестьянских хозяйств, то интереса к развитию их инфраструктуры что-то не видно.

Участников инвестфорума, особенно иностранцев, удивило, что два прочно связанных экономическими узами, зависящих один от другого региона — Киев и столичная область — настолько разобщены, что даже общий инвестиционный форум провести не удосужатся. Хотя формула «два в одном» была бы очень к месту.

Странная складывается ситуация — вице-премьеры и министры строят вместе с руководителями Киевщины планы развития экономики области, дискутируют о том, что необходимо сделать для увеличения производства продуктов питания. А руководители Киева, несмотря на то, что мэрия и Украинский дом расположены на одной улице, даже не были замечены среди присутствующих.

Хотя необходимость была. Скажем, на одном из круглых столов озвучивались данные о том, что сельхозпредприятия столичной области произведут в нынешнем году немногим более 360 тыс. тонн овощей. Сущий мизер для области, где расположен трехмиллионный мегаполис, что находит сегодня свое отражение во взлетевших ценах на киевских рынках.

Ясное дело, в производстве овощей и фруктов, а также в обустройстве предприятий для хранения продукции и для оптовой торговли необходимы крупные вложения. И заботу об этом должны проявлять не только областные власти, но и КГГА. Издержки подобной несогласованности действий слишком велики, чтобы их не замечать. Киев и столичная область не удосужились построить современный оптовый рынок сельхозпродуктов, хотя разговоры о его необходимости давно ведутся.

Видимо, имеем дело снова-таки с политической, а не с экономической составляющей. На Киевщине после назначения нового губернатора, «переформатирования» областного совета таким образом, что скромная фракция вместе с союзниками и перебежчиками получила большинство, регионалы почувствовали себя своими. В Киеве, несмотря на успехи на законодательном и кадровом поприще, ситуация не столь однозначна. А новая власть весьма последовательна в том, чтобы создавать преференции своим, а чужим или не «совсем своим» — проблемы.