Возврат обесцененных вкладов, доставшихся украинскому Сбербанку в наследство от союзного, традиционно считается одним из наиболее действенных способов привлечения симпатий избирателей. В частности, запорожских, являющихся владельцами 2,2 млн. счетов на общую сумму 4,8 млрд. рублей. И эти обещания отнюдь не ограничиваются голыми декларациями, а подчас воплощаются во вполне конкретные финансовые проекты. Например, такие, как компенсация сбережений посредством электронных платежей или векселей, при которой вкладчикам предоставляется возможность безналичного расчета за товары отечественного производства, жилищно-коммунальные, медицинские, образовательные и другие услуги. Таким образом, по мнению авторов проекта, удалось бы и наболевшую социальную проблему решить, и стабильность рынка сохранить, оградив его от чрезмерной массы наличности. Однако оппоненты подобные методы расчета с вкладчиками расценивают не иначе, как финансовый иллюзионизм.
Вероятно, с учетом их мнения под конец 1996 года и был принят Закон «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины», согласно которому вклады украинских граждан в Сбербанке СССР по состоянию на 1 января 1992 года были признаны внутренним долгом государства. После проведенной индексации в соотношении 1,05 грн. за 1 руб. сбережения стали возвращать поэтапно, в мизерных дозах и с оговорками в пределах суммы, предусмотренной ежегодным госбюджетом. Который, как известно, страдает хроническим дефицитом. Вот и получается, что за восемь с половиной лет запорожским вкладчикам удалось получить наличными около 94 млн. грн. Это притом, что остаток на их счетах составляет порядка 5,1 млрд. грн. При таких темпах выплат окончательный расчет с вкладчиками возможен лишь через несколько столетий.
С учетом подобной перспективы 664-е правительственное постановление, предусматривающее проведение в нынешнем году расчетов по погашению обязательств государства по обесценившимся денежным сбережениям граждан в учреждениях Сберегательного банка бывшего СССР путем погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги, представляется явно прогрессивным. А может, даже и простым, как все гениальное. Государство якобы возвращает деньги вкладчикам, и они якобы погашают свои долги перед ЖЭКами. Те, в свою очередь, гасят налоговую задолженность, включая штрафы, а на оставшееся «якобы» — долги за энергоносители. И вроде бы все довольны. Коммунальщики в восторге от появившейся возможности сократить кредиторку. Правительство удовлетворено тем, что нет нужды искать наличные. Да и население, пожалуй, не в обиде. Ведь обесценившиеся вклады — компенсационные, а не депозитные. Стало быть, проценты по ним не начисляются, а в стране — инфляция, и гривня с пятью копейками, в которую по воле государства обернулся бывший советский рубль, с каждым днем тает, будто воск на солнце. Так что хоть и по принуждению, но тратить ее выгоднее как можно быстрее.
Правда, вся эта взаимозачетная схема почему-то слишком уж напоминает детскую игру в магазин. Там тоже и деньги, и товар — условные, а процесс торговли понарошку.
Хотя в отведенный правительством двухнедельный срок на создание постоянно действующих комиссий по организации и проведению расчетов запорожские власти не уложились (приказ о создании областной комиссии был подписан лишь спустя месяц), в деле проведения взаимозачетов регион со старта оказался в числе лидеров. За две декады сентября коммунальщики выдали 39,6 тыс. платежек на сумму 24,4 млн. грн., а учреждения Сбербанка — 14,8 тыс. чеков на 12 млн. грн. Несмотря на то, что, по оценкам и тех, и других, этот процесс весьма трудоемкий и отнюдь не совершенный. Даже если у вкладчика оформлен компенсационный счет, процедура выдачи одного чека занимает около 20 минут. А если сперва необходимо переоформить вклад, то понадобится не менее часа. Причем — в общей очереди, вместе с желающими получить пенсии, социальные выплаты, зарплаты, оплатить комуслуги. Поэтому столпотворения в отделениях Сбербанка неизбежны, от чего, естественно, клиенты и персонал далеко не в восторге.
Впрочем, очереди и нервотрепка — все же явление временное и, по большому счету, не столь уж существенное по сравнению с другими проблемами, которые свойственны взаимозачетному процессу. При всей его, казалось бы, бесспорной привлекательности все же стоит обратить внимание на одну принципиальную особенность. Прибегнув к виртуальным платежам, часть накопленных долгов списать можно. Но ведь потребленные услуги и энергоносители были вполне реальными и, как ни крути, стоят совершенно конкретных и, между прочим, далеко не малых денег. Их-то кто заплатит?
Вопрос, судя по всему, риторический, поскольку в предложенном механизме взаимозачетов социальная составляющая явно превалирует над экономической. Но и эту его особенность вряд ли можно оценить однозначно положительно. Все дело в том, что, по данным властей и коммунальщиков, среди пенсионеров практически нет неплательщиков. Тогда как именно они и составляют основную массу владельцев обесценившихся вкладов. И, к сожалению, именно им уготована участь стать объектом очередного финансового «наказания». С учетом этого вполне объяснимы результаты соцопроса, согласно которым три четверти его участников не удовлетворены предложенным правительством механизмом погашения коммунальных долгов.
Надеяться на то, что взаимозачеты ощутимо улучшат финансовое положение предприятий ЖКХ, тоже нет оснований. Поскольку с их помощью в области можно ликвидировать лишь треть числящихся за населением долгов. Но это в теории. А на практике с 1 сентября прошлого года долги запорожцев по квартирной плате и жилищно-коммунальным услугам выросли с 111,3 до 332,5 млн. грн. И не приходится сомневаться, что в ожидании очередных правительственных инициатив ряды неплательщиков будут пополняться. По крайней мере, руководство «Запорожгаза» уже выступило с заявлением о том, что с приходом осени расчеты за поставленное голубое топливо заметно ухудшились. И это, к сожалению, уже не понарошку, а на самом деле…