Наша газета уже обращала внимание общественности на скандал вокруг Николаевского морского порта — на то, как чиновники Министерства транспорта в канун парламентских выборов затеяли кадровые перестановки. Более семи месяцев назад опытный портовик Валерий Хабаров приказом тогдашнего министра транспорта Валерия Пустовойтенко был смещен с должности. Вместо него назначили Владимира Емельянова, который возглавлял областную организацию НДП и по совместительству состоял финансовым директором партии. Такое решение министерства в Николаеве было встречено в штыки. С ним не согласились депутаты горсовета предыдущего созыва, в котором Валерий Хабаров возглавлял бюджетную комиссию. А в марте жители микрорайона, примыкающего к морскому порту, избрали смещенного начальника порта депутатом горсовета нового созыва.
Незаконность министерского приказа об увольнении не раз подтверждалась судебными решениями. Однако чиновники стояли на своем. Нынче ситуация изменилась. Приказом министра транспорта Украины Георгия Кирпы Валерий Хабаров восстановлен в должности начальника Николаевского морского порта. Министр освободил от занимаемой должности Владимира Емельянова, досрочно расторг с ним контракт. И корреспондент «ЗН» смог на сей раз встретиться с В.Хабаровым в его служебном кабинете.
— Валерий Оскарович, судебные инстанции не раз признавали приказ о вашем увольнении незаконным и принимали решения о восстановлении в должности. Но увы, на рабочее место вас ни разу так и не допустили. На сей раз все по-другому?
— Печерский районный суд города Киева своим решением от 10 июня с. г. в очередной раз признал незаконность моего увольнения. Министр Георгий Кирпа 13 июня издал приказ о моем восстановлении в должности и проконтролировал его исполнение. С первого же дня я смог выполнять свои обязанности в полном объеме.
Свое возвращение в должность я расцениваю как торжество закона и справедливости. На моем примере видно, что поддержка трудового коллектива и общественности — не пустой звук. Когда в стране во главе ведомств встают профессионалы, справедливости добиться можно. В этом я убедился, пройдя через необъективные обвинения, суды, унизительные проверки, клевету недоброжелателей и карьеристов. Особенно приятно, что коллектив, в котором я проработал 34 года, где вырос, все это время поддерживал меня. Я благодарен многим людям, в том числе из правоохранительных органов, которые, несмотря на давление, давали в центр объективную информацию о том, что происходило в морпорту при мне и после меня.
— В каком состоянии вы застали предприятие?
— Приведу только один пример. За пять месяцев с начала года только отчисления налога на прибыль снизились на 6 млн. 350 тыс. грн. в сравнении с аналогичным периодом минувшего года. Эти немалые деньги не поступили в казну государства.
В нашем портовом деле особенно важна оперативность в решении текущих вопросов. Пришедшие же на капитанский мостик руководители проявляли вполне объяснимую нерешительность. На заключение элементарного договора с клиентами вместо нескольких дней уходило месяц-полтора. Порой чтобы решить тот или иной оперативный вопрос, «специалисты» звонили в Киев и просили консультаций. А между тем грузы уходили в другие порты. Ну а если не уходили, то случалось еще худшее. Скажем, организаторы переработки грузов умудрились допустить смешение экспортного чугуна с фосфоритами, чем нанесли ущерб клиенту (чугун после этого к переплавке уже не годился). В результате порту предъявлены претензии на 500 тыс. долл.
Без изучения и проработки вопросов пришедшая к руководству команда занялась переориентацией деятельности предприятия. Через морской порт пошел транзитный (из России) уголь, его переработано около 100 тыс. тонн. Но поскольку наши мощности не приспособлены для такого специфического груза, производить эти работы было крайне невыгодно. Более того, переработка угля в неспециализированном порту экологически небезопасна. Предприятие не имело и не имеет разрешения на его переработку. Теперь на наших специалистов свалились дополнительные заботы. Во-первых, предстоит уплатить экологические штрафы за переработку угля в неприспособленном порту, во-вторых, чтобы не подвести грузовладельцев, надо договориться со специализированными портами и передать им заказы. Ну, и главное, предстоит вернуть почти полностью потерянные грузопотоки по переработке металлолома, привлечь тоже потерянный белорусский транзит.
На последнем стоит остановиться особо. Наша команда очень много работала, чтобы привлечь к сотрудничеству ПО «Беларуськалий». Вырисовывалась четкая перспектива ежегодного пропуска через порт более миллиона тонн хлористого калия. Для решения этой задачи были проведены соответствующие подготовительные работы, модернизация оборудования. Но кадровые перестановки не могли не сказаться и на этом проекте. Заказчики (и не только из Белоруссии) внимательно следят за ситуацией на предприятиях, с которыми работают, и строят свои планы в прямой зависимости от профессионализма партнеров, их надежности.
— Как бы вы прокомментировали то, что во время вашего отсутствия морпорт лишился двух судов? Они были лишними?
— Безо всяких на то оснований у нашего порта забрали два судна — «Порт Николаев» и «Святой Николай». И они отнюдь не были лишними. Последний, кстати сказать, только что отремонтирован за счет средств порта. Это обошлось не в один десяток тысяч долларов. Насколько мне известно, в феврале 2002 года Министерство транспорта предложило Николаевскому, Одесскому, Ильичевскому портам передать в собственность создаваемому объединению «Украинский коммерческий флот» семь грузовых судов. Все порты, кроме нашего, возглавляемого в то время г-ном Емельяновым, не согласились с таким произволом, отстояли свое право на собственность. А «Порт Николаев» и «Святой Николай» были выведены из государственной собственности и переданы новосозданной коммерческой компании.
В настоящее время эти суда оформлены на либерийскую судоходную компанию и находятся в оффшорной зоне, оба украинских экипажа уволены и вынуждены заключать контракты с иностранными судовладельцами. Вследствие такой манипуляции, которая, вне всякого сомнения, будет иметь последствия, балансовая стоимость нашего предприятия снизилась более чем на 24 млн. грн.
— Вы, можно сказать, в прямом смысле, попали с корабля на бал. Время вашего восстановления в должности почти совпало с юбилеем предприятия — Николаевскому морскому порту исполнилось 140 лет...
— Праздник, вне всякого сомнения, состоится. Правда, не по такому расточительному сценарию, который был подготовлен прежней командой. Необдуманные траты просто поражают. В ознаменование юбилея предполагалось потратить 3,5 млн. грн.
Мы же постараемся соблюсти давние морские традиции. А это значит, что будет награждение тех, кто своим трудом создает материальные ценности. Все рабочие, а также пенсионеры, о которых на нашем предприятии никогда не забывают, получат денежные премии, ценные подарки. А город порадуем праздником на главной его улице.