Хмельницкие частные перевозчики пикетировали горисполком еще в четверг, 9 июня, — с требованием повысить тарифы на перевозку пассажиров в маршрутках. Эти тарифы, по их словам, сегодня самые низкие в Украине — 70 коп. А, следовательно, убыточные. По мнению водителей, плата за проезд должна составлять 1 грн. 25 коп. Или даже 1,50.
Однако ни о чем конкретном не договорившись с местными властями, маршрутчики сообщили о забастовке в понедельник.
«Картина» была впечатляющей: несколько сотен автомобилей поначалу выстроились на не очень удаленной от центра улице Прибужской, а потом переместились просто под окна мэрии — на Площадь Независимости. Столько автомобилей — правда, такси — здесь было только во время оранжевой революции, 2 декабря, когда революционный люд требовал отставки главы облгосадминистрации В.Коцемира, и таксисты-частники к вечеру сменили уставших митингующих и вместо ораторских выступлений включили клаксоны своих автомобилей. Правда, на депутатов облсовета, заблокированных в здании, это не повлияло: для недоверия областному руководителю тогда не хватило пяти голосов.
Не дала мгновенного результата маршрутчикам и забастовка в понедельник. Хотя требования ее были не политическими, а чисто экономическими. На площадь для разговора вышли и начальник городского управления транспорта и связи Анатолий Билецкий, и заместитель городского головы Вадим Ружицкий, и городской голова Николай Приступа. Уверяли, что вопрос о повышении тарифов, не менявшихся вот уже три года, бесспорно, назрел (за это время в два раза, а то и больше, выросли цены на горючее, запчасти и просто — цены), и руководство города относится к требованиям бастующих с пониманием. Но ведь нужно все посчитать! Для обсуждения проблемы инициативную группу водителей-маршрутчиков пригласили сначала к городскому голове, а через день — на разговор с депутатами.
Обсуждение умиляло. Люди, пришедшие с конкретными финансово-экономическими требованиями, не принесли никаких финансово-экономических расчетов, чтобы свои требования аргументировать. Откуда взялись 1 грн. 25 коп., никто не сумел объяснить. Со стороны горисполкома худо-бедно расчеты были: с учетом рентабельности перевозок в 10%, свидетельствовали они, себестоимость перевозки одного пассажира в маршрутных такси составляет от 83 до 88,1 коп. Следовательно, максимальная стоимость проезда не должна превысить 90 коп. Но перевозчикам больше нравилась сумма в 1 грн. Потому что сдачу давать не нужно?
Окончательное решение было отложено на ближайшую сессию горсовета, запланированную на 5 июля. Конечно, это не понравилось перевозчикам: они убеждены, что уже работают себе в убыток.
На самом же деле никто не может этого ни подтвердить, ни опровергнуть. Разве что примитивная логика подсказывает: никогда еще частные собственники не работали себе в убыток. Но подвести доказательную базу под это предположение непросто. Ведь в хмельницких маршрутных такси не выдают талончики за проезд и берут стоячих пассажиров — а следовательно, оборот денег абсолютно не контролируемый и учету почти не подлежит. Только водитель знает, сколько он приносит домой после трудовой смены, ведь и собственнику он отдает лишь согласованную сумму. Посему фактически частный извоз, несмотря на регистрацию и налогообложение, остается «тенью» хмельницкой экономики. Судя по большому количеству приезжих (базар!) — оч-ч-чень густой тенью.
А вот расчеты хмельницких чиновников помогла сделать более четкими... как раз забастовка. Ведь за 13 июня, пока маршрутки бастовали, предприятие «Хмельницкэлектротранс» — 90 троллейбусов, вышедших на линию — собрали 58 тыс. гривен выручки вместо среднестатистических 26 тыс. Путем несложных арифметических расчетов, поделив разницу на 40 коп. (стоимость троллейбусного проезда в Хмельницком), несложно сделать вывод, что в этот день троллейбусы перевезли по крайне мере 80 тыс. пассажиров маршруток. А понедельник — далеко не самый базарный день в городе.
И все же, учитывая, что вопрос о тарифах уже давно просился в повестку дня городской власти, удивляет приблизительность ее расчетов и попытка положиться в этом на авось. Ведь, готовя тему, она организовывала встречи с городским головой представителей политических партий, общественные слушания о стоимости проезда в общественном транспорте, однако... «сфотографировать» день в маршрутке до сих пор не смогла. Обещает сделать это только сейчас, когда проблема уже породила забастовку...
Сфера частных перевозок — вообще целина для тщательного анализа. Обстановка в ней вполне соответствует хаосу, царящему в отечественной экономике так называемого периода становления рыночных отношений. В городе 460 маршрутных такси. Это автомобили различного качества, вместимости, возраста. Их маршруты часто почти дублируются. Хмельницкий — не Киев: есть маршруты совершенно куцые, но это абсолютно не влияет на стоимость проезда. Пассажиропоток никак не согласуется с вместимостью автомобилей на том или ином маршруте. Из-за этого в час «пик» водители и набивают пассажиров, как селедку в бочку; потому-то и экология в городе никудышняя, несмотря на «стоящие» промышленные предприятия (в течение года автомобили выбрасывают в хмельницкую атмосферу 14 тонн выхлопных газов). Не контролируется комфортабельность машин. У гаишников постоянно есть претензии к их техническому состоянию. Неизбежное сочетание в одном лице водителя и кассира (не кондуктора, ведь билеты не выдают) создает предпосылки для дорожно-транспортных аварий. За пять месяцев с.г. зафиксировано 917(!) нарушений водителями маршруток правил дорожного движения, причем 15 из них управляли машинами в нетрезвом состоянии (!), а 98 не имели лицензий и других разрешений на перевозку пассажиров.
Городская власть, практически согласившись на рост цен за проезд в маршрутках (остается только их определить), обещает, в свою очередь, требовать от маршрутчиков выполнения своих условий: чтобы автомобили были не старше 10 лет, комфортными и т.д. Но какими рычагами она будет влиять на нарушителей этих требований? При нынешнем законодательстве это проблематично.
Конечно, есть и другие, более радикальные пути решения проблемы пассажирских перевозок в городе: закупка местными властями микроавтобусов «Богдан» и использование их на самых популярных маршрутах. Но у города нет на это лишних средств, да никто и не тронет сегодня «священную корову» — рабочие места. Кроме того, на горизонте уже маячат выборы городского головы. Поэтому сегодня чисто экономическая проблема роста тарифов в «маршрутках» неминуемо перерастает в проблему политическую. Цены за проезд повышать придется — это понимают все. И так же отдают себе отчет, что это крайне непопулярное решение.