UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подорожание хлеба: вызов госрегулированию

Прокатившийся в июне нынешнего года девятый вал подорожания цен на хлеб и хлебобулочные изделия недавно вновь напомнил о себе жителям разных регионов Украины...

Автор: Роман Якель

Прокатившийся в июне нынешнего года девятый вал подорожания цен на хлеб и хлебобулочные изделия недавно вновь напомнил о себе жителям разных регионов Украины. После завершения избирательной кампании очередное похудение кошельков почувствовали потребители Одессы, Винницы, Луганска, Сум: хлеб опять подорожал. 13 октября крупнейший производитель хлеба в Волынской области — ОАО «Хлеб» — повысил оптово-отпускные цены. Популярные виды хлеба — «Подольский», «Столичный», белый первого сорта формовой — подорожали на 10—17 коп. за буханку. А с учетом той значительной доли хлебного рынка региона (более трети), которую занимает это предприятие, его действия ощутят на себе большинство жителей Волыни.

Среди причин подорожания продукта первой необходимости руководители предприятия называют рост заработной платы, а также увеличение стоимости горюче-смазочных материалов и других затрат, связанных с его производством и реализацией. Тем не менее, стоимость муки, которая в себестоимости хлеба занимает почти 40%, задекларирована на прежнем уровне. Удивляться здесь нечему: для выпекания хлеба ее брали из старых запасов.

Но основания для тревоги есть. Поскольку загнан в «подполье» другой резерв подорожания — низкая рентабельность производства популярных видов хлеба. По информации Государственной инспекции по контролю за ценами в Волынской области, именно у ОАО «Хлеб» она выглядит довольно прилично — до 4%. Тогда как у других крупных хлебопекарных предприятий региона, например ООО «Волиньвнешторгхлеб», она не превышает 2%, а в ГП «Луцкий КХП» — вообще отрицательная. Убытки оцениваются в сотни тысяч гривен.

В лица потребителей Волыни неожиданно дохнул холодом дефицит продовольственного зерна. Вот как оценивает ситуацию на рынке хлеба заместитель начальника главного управления агропромышленного развития Волынской облгосадминистрации Сергей Кочкин:

— Все категории хозяйств области в этом году произведут 571 тыс. тонн зерна, что несколько больше, чем в прошлом году. На Волыни сформирован неснижаемый трехмесячный запас зерна для потребностей хлебопекарной отрасли в объеме 19 тыс. тонн, который будет использован в конце маркетингового года. Но погодные условия нынешнего года привели к тому, что в области может возникнуть дефицит продовольственного зерна, отвечающего стандартам хлебопечения. А низкое предложение высококачественной муки способно подтолкнуть рост цен на него. Поэтому мы обратились в Министерство аграрной политики с просьбой выделить для области из Государственного материального резерва 24 тыс. тонн такой муки.

Когда писались эти строки, министерство на сигнал тревоги из региона еще не отреагировало. Местная власть старается своими силами «разрулить» ситуацию на рынке хлеба, тем более что опыт применения рыночных механизмов накоплен немалый.

Свыше двух лет в области действовало свободное ценообразование на хлеб и прочие продукты питания. Региональная власть не применяла никаких видов государственного регулирования, не устанавливала даже предельные торговые надбавки. Кстати, до недавнего времени таким путем шла и Львовская облгосадминистрация. Поддавшись на уговоры со стороны властей, торговые предприятия и предприниматели Волыни наконец вроде бы осознали, что много зарабатывать на хлебе нехорошо. Благодаря меморандумам, джентль­менским соглашениям между облгосадминистрацией, контролирующими органами и бизнесом торговые надбавки на буханку хлеба в области колебались от 3% у юридических до 15% у предпринимателей — физических лиц.

Результат? Даже при свободном ценообразовании стоимость разных видов на Волыни была лишь на 1—14 коп. выше среднеукраинского показателя. В масштабах Украины область и до сих пор славится дешевизной продуктов питания. Например, цены на колбасы вареные по состоянию на 10 октября «держались» ниже на 1 грн. 76 коп. за 1 кг (12%), на молоко — на 24 коп. за литр (2,5%), на сметану — на 70 коп. за 1 кг (7,1%), чем в среднем по Украине.

Однако, внимая обещаниям правительства любой ценой не допустить роста «хлебных» цен в период выборов, региональная власть Волыни все-таки была вынуждена пойти на госрегулирование. 25 сентября с.г. вышло распоряжение главы облгосадминистрации, которым вводился режим декларирования изменения оптово-отпускных цен на муку и изделия из нее, устанавливался предельный уровень торговых надбавок — 6% для всех субъектов предпринимательства и 8% — для предприятий потребительской кооперации, реализующих хлеб и муку преимущественно на селе. Эффект от «приструнивания» цен получился противоположным. Хлеб, как уже известно, подорожал.

Административное вмешательство в хлебный рынок сыграло злую шутку — как с потребителями, так и с властями. Поскольку половинчатые меры, как показала борьба разных правительств за «усмирение» цен на хлеб и хлебобулочные изделия, начиная с лета 2003 года, проблему отнюдь не решили. Они только показали, насколько долго можно от нее убегать. Лишь недавно в Кабмине заговорили о необходимости активных товарных интервенций на рынке муки. А Закон «О государственной поддержке сельского хозяйства», вступивший в силу с 1 января 2005 года, обязывает соответствующие органы делать это постоянно, чтобы минимизировать скачки цен на хлеб и прочие продовольственные товары.

— Для сдерживания роста цен на хлеб в рыночных условиях нужны комплексные механизмы, — считает начальник Государственной инспекции по контролю за ценами в Волынской области Тарас Куйбида. — Товарные интервенции зерна и муки — это первая мера. Дальше нужно выполнять Закон «О ценах и ценообразовании», который предусматривает осуществление компенсационных выплат социально незащищенным слоям населения, а также повышение зарплаты низкооплачиваемым гражданам в случае роста цен и тарифов. Наконец, как вынужденный шаг следует временно, до шести месяцев, вводить госрегулирование цен на хлеб и хлебобулочные изделия.

Ликвидация последствий подорожания продуктов первой необходимости с привлечением следователей Генеральной прокуратуры, к которой прибегло правительство, — это, как писал Леонид Глебов, удар не по коням, а по оглоблям. Тем не менее, такой удар повторяется с завидной периодичностью — почти каждые полгода. И серьезных выводов — кот наплакал. Сложно придумать лучший способ дискредитации работы органов власти в глазах населения. А какой ее уровень допускает промахи — центральный или региональный, это для кошелька рядового украинца не принципиально.