UA / RU
Поддержать ZN.ua

По ступенькам бюджета: чем ниже, тем страшнее

Коллектив Белоцерковского муздрамтеатра имени Саксаганского, находящийся в муниципальной собст...

Автор: Надежда Гоцуенко

Коллектив Белоцерковского муздрамтеатра имени Саксаганского, находящийся в муниципальной собственности, обратился к главе Киевской облгосадминистрации Евгению Жовтяку с просьбой перевести учреждение из городского подчинения в областное. Неизвестно, какой будет реакция городских властей, теряющих престижное и единственное в своем роде учреждение, впрочем, как и областных, у которых появляется возможность заполучить в свое распоряжение театр вместе с массой связанных с ним проблем. Но возникает естественный вопрос — с чего бы это? Отчего люди взволновались до такой степени, что потребовали кардинальных изменений?

Оказалось, что решению предшествовало бурное, более чем двухчасовое профсоюзное собрание работников театра. Артисты и обслуживающий персонал выразили острое недовольство своим нынешним положением. Дело в том, что финансирование театра осуществляется из городского бюджета. А там в нынешнем году не хватило средств даже на весьма скромные нужды учреждения культуры. Речь даже не об отсутствии денег на создание новых спектаклей, выполнение традиционной для театра культурной программы в селах области — дело дошло до задержек и невыплат зарплат.

Только в мае работникам театра была выплачена зарплата за март, да и то не полностью, а лишь 70%. Ну а перспективы получения заработанного за апрель оказались еще хуже. Людей «порадовали» сообщением, что в следующем месяце следует ожидать и того меньшую долю заработанного — 50%. В сложившейся ситуации работники культуры вместо традиционных выездов в села вынуждены досрочно настраиваться на отпуска. Представители горисполкома объяснили ситуацию временными сложностями с наполнением городской казны, «успокоив» артистов тем, что с такой же проблемой столкнулись не только они, но и ряд работников городских служб...

Как оказалось, ситуация в Белой Церкви, где бюджетные проблемы уже в первом полугодии достигли такого уровня, что дело дошло до неполной выплаты зарплат, вовсе не исключительна. Вместе с председателем Дмитровского сельсовета Киево-Святошинского района Тарасом Дидычем автор этих строк принялась раскладывать по полочкам цифры бюджета-05 и дополнения к нему. Так вот, по словам моего собеседника, бюджет, доведенный из района, составляет 527 тыс. грн. А на возросшую зарплату работников, которая должна поступать из бюджета сельского совета, требуется 700 тыс. На благоустройство трех сел надо бы выкроить хоть 40 тыс. грн. Еще 22 тыс. грн. нужно будет заплатить энергетикам за освещение. То есть, если учитывать самое необходимое и закрыть глаза на то, что в селах есть немало многоэтажек, для ухода за которыми тоже необходимы дополнительные средства, то выходит, что денег потребуется примерно в два раза больше, чем выделено.

О находящемся на содержании сельсовета детском садике — разговор особый. На него выделено 154 тыс. грн., а по самым скромным расчетам, потребуется 390 тыс. грн. «Как поступить в таком конкретном случае? — вопрошал Тарас Дидыч на сессии райсовета, когда принимались дополнения к местным бюджетам. — Закрывать детский сад? Но кто осмелится на такой шаг, если в селах сельсовета за последний год появилось более четырех десятков новорожденных?»

Ответа на этот вопрос он не получил. Районное руководство обещает дополнительные средства, но когда они поступят и поступят ли вообще — неизвестно. А содержать садик и другие социальные учреждения, как и готовиться к зиме надо сейчас.

Если сельский голова из Киево-Святошинского района пока что риторически ставит вопрос о закрытии детсада, то в Вышгородском районе такая перспектива, грозящая уменьшением и так изрядно поредевшей за последние годы сети дошкольных учреждений, становится реальностью. В Вышгороде разразился скандал. Родители малолетних детей возмущены тем, что городские власти вознамерились закрыть один из немногих детсадов города. Лишенный еще прошлой властью обширных земельных площадей, а также ряда бюджетообразующих предприятий, «мятежный» Вышгород оказался не в состоянии удерживать на скудном бюджете все детские сады. Секретарь горсовета Ольга Шут объяснила, что на этот непопулярный шаг городские власти вынуждены были пойти из-за нехватки средств в городской казне. По словам моей собеседницы, на предстоящей сессии горсовета будут рассмотрены острые вопросы финансирования и формирования бюджета.

Случилось то, о чем не раз предупреждало в своих «бюджетных» публикациях «ЗН». Последствия принятых новой властью мер, направленных на повышение минимальных зарплат, не были четко продуманы, согласованы с другими, не менее, а то и более важными составляющими. И это несоответствие больно ударило по карману... тех же облагодетельствованных возросшими зарплатами людей: резко снизились возможности местных бюджетов финансировать самые жизненные нужды. Особенно достается в этой ситуации местным органам. Если спускаться по бюджетным ступенькам, то — чем ниже, тем страшнее.

Осложнение с местными бюджетами происходит на, казалось бы, вполне благоприятном фоне. На пресс-конференции, посвященной ста дням деятельности нового руководства Киевской области, председатель облгосадминистрации Евгений Жовтяк подчеркнул как достижение новой власти и тот факт, что «общие поступления в бюджеты всех уровней увеличились на Киевщине на 27%, а наполняемость местных бюджетов на 31%. Цифры действительно могли бы вызвать оптимизм, если не учитывать тот факт, что на бюджеты более низкого уровня легли непосильные нагрузки.

С одной стороны, повышение зарплат низкооплачиваемым категориям работников было давно назревшим и благим делом. Но случилось так, что другим концом принятые дополнения больно ударили по и без того скудным местным бюджетам, усугубив ситуацию с финансированием. В бюджетах большинства городов и сел области удельный вес заработной платы достигает 70—80, а то и 90 и больше процентов. То есть средств в большинстве случаев хватает только на выплату заработной платы (и даже это, как видим, не гарантируется). А ведь органам местного самоуправления надо содержать дороги, коммунальное хозяйство, социальную сферу. Давно отмечаемые проблемы при формировании бюджетов разных уровней нынче с особой силой выпирают наружу, до предела обостряя ситуацию.

Корреспонденту «ЗН» довелось побывать на сессии Киево-Святошинского района, принимающей дополнения к бюджету. Так вот, доведенные до сведения городских и сельских голов цифры практически никого не устраивали. Скажем, представитель Боярки, оперируя расчетными данными, доказывал, что городу без дополнительных 400 тыс. грн. никак не обойтись. «Скажите, на какие дотации и когда можно рассчитывать?» — все добивался он ответа у районного руководства». «Что делать, — вопрошали сельские головы, — если согласно такому бюджету на содержание социальных объектов не хватает выделенных средств. Их что, закрывать?»

В ответ на эти и многие другие острые вопросы из президиума звучали общие обещания — дескать, в беде не оставим, работайте без паники, по ходу дела местные органы будут дотироваться. Но, по существу, каждый орган местного самоуправления выкручивается как может. Обещанная помощь если и поступает, то в крайне незначительных размерах и не оказывает существенного влияния на положение дел.

Если кто и сводит концы с концами, то скорее не благодаря таким бюджетам (не так принятым местными органами власти, как доведенным «сверху»), а вопреки им.

Показательно, что о сложности ситуации с финансированием и наполняемостью бюджетов низового уровня говорят даже представители тех органов местного самоуправления, которые вследствие разных причин более или менее твердо стоят на ногах. Городской голова Украинки, что в Обуховском районе, Павел Козырев в беседе с нами отметил, что бюджет-05 им просто навязали сверху. У депутатов к нему было очень много претензий. Но их не учли. Зато представители местного органа власти поняли, что руководствоваться таким бюджетом — значит угробить городское хозяйство, запустить социальную сферу. Горисполком и депутаты пошли иным путем, изыскивая средства из всевозможных источников, в том числе используя благотворительный ресурс благодатной местности, поступления от передачи земельных участков в длительную аренду. Только за счет этого здесь удается содержать детский сад, другие социальные учреждения.

В ходе общения с руководителями органов местного самоуправления многие давали понять, что не знают, как быть в такой ситуации, поэтому ищут варианты. Есть конфиденциальные сведения, что некоторые горисполкомы рискнули взять кредиты на финансирование особо неотложных нужд. Другие не делают этого только потому, что опасаются, что не смогут их вернуть. А ситуация между тем не улучшается.

Кое-кто не рассчитывается с поставщиками, надеясь на дополнительные финансовые инъекции. Но долго откладывать оплату услуг, жить в долг не получится. Тем более что впереди наиболее «расходные» месяцы, когда надо готовиться к зиме, принимать ответственные решения на предмет того, идти на непопулярные меры вроде повышения тарифов на коммунальные услуги или же хоронить и так дышащую на ладан коммунальную сферу.