Общественный транспорт Днепропетровска напоминает больного мигренью: не смертельно, но неприятно. Хотя на время от болей избавиться можно. На это, видимо, и рассчитана очередная кампания по перестройке, затеянная осенью прошлого года лично городским головой и призванная очистить центр города от маршрутных такси и, как следствие, выхлопных газов. Действительно, около 500 микроавтобусов 18 маршрутов до недавнего времени ежедневно пересекали главную улицу города. Нынче — лишь двухсотметровый отрезок от центрального вокзала до центрального рынка «Озерка».
С 1 мая нынешнего года уже по всему проспекту Карла Маркса стройными рядами будут двигаться исключительно «рогатый» муниципальный транспорт, а также служебные и личные транспортные средства горожан. Тем самым народ своими «полтинниками» поднимет упавшее ниже некуда коммунальное предприятие «Днепргорэлектротранс». Примерно так можно трактовать принятое 21 ноября 2002 года решение сессии Днепропетровского горсовета №2436 «О состоянии пассажирских перевозок в городе и соблюдении требований транспортного законодательства Украины».
Объективно говоря, проблема доставки горожан в любую точку города решена уже несколько лет назад. Однако есть вопросы.
Еще два года назад чуть более тысячи микроавтобусов полностью обеспечивали потребности днепропетровцев. Нынче более двух тысяч единиц обновленного почти наполовину парка минивэнов не способны перевезти в часы «пик» всех желающих. Утоляя свой транспортный голод в утренние и вечерние часы, многие занимают в салонах позу четвертой буквы алфавита.
Подобное несоответствие количества и качества местные власти объясняют просто. Дескать, гаишники заставили убрать перевозчиков «лишние» кресла из салонов микроавтобусов. Кроме того, «убитые» ухабами и бесчисленными выбоинами дороги калечат машины, и все больше «мерседесов», «газелей», по словам директора ООО «Игрек» Михаила Клокуна, становятся на ремонтно-восстановительный прикол. За последние годы враз разбогатели студенты и пенсионеры, предпочитающие нынче раскатывать исключительно на маршрутных такси.
Истинная причина кроется, конечно, в ином. В силу скорее субъективных, нежели объективных причин, на каждый маршрут высчитана и установлена — по словам начальника управления транспорта Днепропетровского горсовета Андрея Ляшенко, неизвестно кем (?) — норма в энное количество микроавтобусов. Того же мнения председатель Днепропетровской областной профсоюзной организации Всеукраинского независимого профсоюза Игорь Горбачев. Игорь Павлович возмущен вышеупомянутым решением, которое, по его мнению, означает очередной транспортный передел, устроенный «одной из противостоящих групп, контролирующих транспортные пассажирские перевозки в Днепропетровске и области».
По большому счету, жителю глубоко наплевать на организованные или нет группировки любой направленности при условии, что они не затрагивают личное или общественное благополучие. Но после принятия исполкомовского решения альтернативы у населения нет. Проезд подорожает и, чтобы попасть от центрального кинотеатра «Родина» или оперного театра на Левобережный массив, надо сперва добраться к вокзалу или ЦУМу на муниципальном транспорте за 50 копеек, а потом за гривню или тот же полтинник домой. Можно, конечно, пешком. Но тогда, по мнению профсоюзного лидера, населению предстоит (стилистика сохранена. — В.О.) «в непогоду, по плохим тротуарам и неосвещенным улицам при тревожной криминогенной ситуации добираться лишних два-три квартала к остановке «маршрутки».
Аналогичная ситуация с проездом в другие отдаленные районы. Прибавьте затраченное на поездке в трамвае-троллейбусе время. При этом Игорь Горбачев прогнозирует будущие поломки и даже аварии трамваев и троллейбусов и то, что «увеличение числа пассажиров может нанести вред подвижному составу, ремонт которого способен поглотить всю ожидаемую прибыль и даже сверх того». Плюс отключение «вдруг» электроэнергии, питающей «рогатый» транспорт. Если учесть, что «Днепргорэлектротранс» задолжал энергетикам более 50 млн. гривен, аргумент, конечно, весомый.
Одновременно транспортная ситуация на проспекте Карла Маркса ухудшится: смещение потока маршрутных микроавтобусов на прилегающие к проспекту улицы вызовет приток в центр других видов транспорта.
Кроме того, вполне оправдан прогноз относительно увеличения числа парковок на проспекте Карла Маркса и, как следствие, новые заторы.
Особо упирая на действительные неудобства, профсоюзный лидер почему-то ни словом не обмолвился о многочисленных нарушениях водителями правил дорожного движения на том же самом проспекте Карла Маркса. Запамятовал он и статистику ДТП, где микроавтобусы с рейсовыми номерами опережают все остальные транспортные средства. Почему-то у профсоюзов не доходят руки отстоять интересы своих 400 подопечных в отсрочке или уменьшении оплаты за получение желтых госномеров, стоимость которых нынче колеблется от 700 до 1000 гривен.
Понятно, что возить народ с одного конца города в другой через центр много выгоднее, чем, скажем, с жилмассива Фрунзенского до Нового моста и обратно. А посему появилась «элита», правдами и неправдами отвоевавшая наиболее «лакомые» маршруты. Поэтому среднесуточный пробег одной маршрутки в 300—350 км для одних означает сплошной убыток, для других — приличную рентабельность. С окончательной перекройкой схемы маршрутов, особенно через центр Днепропетровска, доходы перевозчиков существенно упадут.
Чтобы этого не произошло, днепропетровские власти к разработке очередной, третьей за последние четыре года, транспортной схеме города привлекли два уважаемых учреждения — Харьковский автодорожный и Днепропетровский транспортный университеты. Победитель конкурса получит 200 тыс. бюджетных гривен и право перекраивать транспортные маршруты с научной точки зрения. Это пока в неопределенном будущем.
Определенно другое: несогласные с решением горисполкома не побоятся устроить акции протеста, благо, в их организации имеется солидный опыт.
Впрочем, у городских властей есть возможность для маневра. Во-первых, очистить проспект Карла Маркса от всех маршрутных такси, признал даже начальник управления транспорта горсовета Андрей Ляшенко, нереально. Поэтому исполнение решения следовало бы отменить или хотя бы приостановить до разработки окончательной схемы транспортных потоков. А чтобы она была приемлемой для горожан, следует провести нечто вроде референдума с предварительным всенародным обсуждением. После чего, имея окончательный вариант маршрутов, провести новый тендер на перевозки.
Все бы ничего, да в начале нынешнего года управление транспорта горсовета заключило договора сроком на три года с несколькими крупными перевозчиками маршрутных такси. На днях, по словам г-на Ляшенко, он получил указание из горсовета договора расторгнуть, и заключить другой — с коммунальным предприятием «Днепргорэлектротранс»…