UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПИКНИК» НА ОБОЧИНЕ БОЛЬШОЙ ДОРОГИ

Только строительство трассы Косини—Винница—Киев будет стоить, по предварительным подсчетам, 4,7 млрд...

Автор: Татьяна Пархомчук

Только строительство трассы Косини—Винница—Киев будет стоить, по предварительным подсчетам, 4,7 млрд. долл. Автобан из Винницы на Россию обойдется инвесторам в 5 млрд. Интереснейшая в плане торгового оборота трасса Европа—Азия, которая пройдет через южные районы области, оценивается почти в 7 млрд. долл.

Международные автобаны из Европы в Азию, которые должны пройти через территорию Украины, уже на границе. В Виннице готовятся превратить их в праздник и на своей улице

Одна из двух классических бед нашего менталитета — как известно, дороги. Похоже, что вскоре мы от нее избавимся раз и навсегда. И будем колесить по бескрайним украинским просторам по суперовым автострадам, хоть и за определенную плату. Порядка 21—74 коп. за каждый километр преодоленного пути.

Пилотным первенцем правительственной Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров избран, как известно, участок Винница—Киев. На нём и будут отрабатываться все новые для Украины технологии, необходимые для создания по международным нормам автобанов высшей категории класса А1.

Сегодняшняя протяженность дороги от Винницы к Киеву составляет 290 км, так что множество автомобилистов тратят на нее по служебным, торговым и прочим делам по три с половиной — четыре часа только в один конец. Новая же, являющаяся частью международного транспортного коридора №3 Южной трансевропейской автомагистрали «Западная граница — г.Киев», пройдет не через Житомир, а возле Белой Церкви, что позволит сократить путь до 156 км.

Но это еще не все. Благодаря своему расположению Виннитчина в проекте «Транскор» получила на руки географический «туз» — по ее территории будут проложены сразу три автобана международного класса А1. И новость — что область станет потенциальным «окном» Украины в Европу — уже сейчас мало кого оставила равнодушным.

— Вау!? — обрадовались владельцы скоростных иномарок. Ведь новая автомагистраль, которая соединит Киев с Европой и с границей России, сократит путь виннитчан к столице всего до часа езды по шикарной дороге! Фантастика!

— То це що? Їхній автобан та по моїх бурячках і картоплі? — призадумались сельчане. А тут уже и некоторые ловкачи появились. Как наши, так и заезжие из России готовы заплатить за некоторые огороды со свеколкой, словно за плантацию конопли. Чужаки вовсю присматриваются и к предприятиям, которые потенциально могут быть задействованы в сооружении автобана…

Варшава— Дели, Винница-транзит — …

Если эти суммы сравнить с 4,53 млрд. долл. иностранных инвестиций, поступивших в Украину за все годы независимости, становится понятной заинтересованность местных властей в приобщении города к «Транскору». И, в частности, мэра Александра Домбровского, прекрасно понимающего, что может дать создание, а затем эксплуатация автобанов: рабочие места, активизация транспортных, торговых, экономических связей. Об этом свидетельствует и мировой опыт: там, где начинается строительство мощных автомагистралей, происходит резкое оживление деловой активности и прилегающие территории становятся инвестиционно привлекательными.

Мэр Винницы вместе с коллегами из Мукачева (Закарпатье) и Коростеня (Житомирская область), близ которых будут проходить потенциальные автобаны, уже побывал в Италии по приглашению «строителей» так называемой дороги №5.

Дело в том, что в направлении Восточной Европы сегодня строятся два коридора: №4 — через Францию, Германию, Польшу и Венгрию к границе Украины и №5 — через Испанию, Италию, Словению и Венгрию к нашему Чопу. Естественно, между ними серьёзная конкуренция по срокам строительства. И, по мнению экспертов, эта конкуренция нам на руку. Будем иметь возможность выбирать: направления, инвесторов и т. д.

Правда, поездка мэра Винницы в Италию была скорее частной, нежели официальной. Он представлял только городскую общину, поэтому говорить о каких-либо глобальных решениях неуместно, но…

— Предварительно мы договорились, что проведём серию переговоров с Кабмином, комитетами Верховной Рады, — поделился своими соображениями с «ЗН» Александр Домбровский. — И как только заручимся их поддержкой, создадим международную группу, куда будут входить мэры городов, близлежащих к «транскорам», чтобы координировать и направлять эту работу.

Конечно, программа эта государственная, решения должны приниматься на уровне Президента, Кабинета министров, но и мы не можем занимать выжидательную позицию, пока вопрос созреет наверху. На повестке создание мощного плацдарма — лоббистского, политического и экономического — для продвижения этой программы. Ведь я нисколько не сомневаюсь, что в Украине автобаны будут построены. Вопрос только — когда? Может быть, и в следующем году, а может быть, и через десятилетие. Нам же нужно ускоряться, чтобы поскорее интегрироваться в Европу.

Кроме того, в Украине нет необходимых 25—26 млрд. долл. для такого строительства. Сегодня Евросоюз готов профинансировать эти работы на 20%, Европейский банк реконструкции и развития, а также Международный банк — еще на 30%. Есть мощные частные инвесторы. Вопрос упирается только в политическую стабильность. Мы едва-едва отошли от выборов в Верховную Раду, а на горизонте уже выборы президентские. Потенциальные инвесторы очень озабочены развитием ситуации. И нам уже сейчас необходимо озаботиться сильной инициативной группой.

Перемен требуют наши сердца...

Закономерный вопрос — а в чем же непосредственный интерес Винницы?

Во-первых, сооружение автобана потребует свыше 64 тыс. специалистов. Причем не только строителей, дорожников, сварщиков. Когда через территорию области ежедневно будут проходить до 50 тыс. автомобилей из Европы на Россию и Азию, их нужно будет заправить, помыть, технически обслужить, а людей — накормить и предоставить все необходимые услуги. Т.е. рядом с новыми дорогами появится целая инфраструктура сервиса: автозаправочные комплексы, городки-спутники с магазинами, больницами, школами, детсадами, мотелями, кемпингами, зонами отдыха. И будут они обслуживать не только транзитный автотранспорт, но и население близлежащих городков или сел. И все это новые, причем довольно высокооплачиваемые, рабочие места. Если исходить из евросоюзовских стандартов, то с зарплатой в среднем около 600 долл.

А чтобы все так и получилось, чтобы и область, и областной центр были готовы к этому проекту, уже свыше пяти лет работает команда специалистов под руководством Николая Парийчука — генерального директора «Винница-Транскор». И — не зря. На днях Кабмин уже официально утвердил участие АО «Укртранскор» в строительстве автобанов.

Понятно, что одного желания мало. «Транскор» требует серьёзнейшей перестройки и самого города в определённых сферах. Например, в смысле единого понимания качества, поскольку мировые стандарты — достаточно жесткая вещь.

Вопрос только, готовы ли к такой работе наши предприятия. Ведь получить подряды они смогут лишь при высокой квалификации персонала, наличии сертификатов мирового образца на выполнение проектных, строительно-монтажных и других работ. Получением таких сертификатов, фактически допусков к работе, сейчас озаботились уже многие. «Игра» стоит свеч, поскольку сделает востребованными отечественные технологии и материалы. Например, кубического щебня европейского образца, который «держит» дорожное покрытие в два-три раза дольше обычного. Или — «Транскору» нужны 12,5 млн. ламп освещения, которые можно было бы выпускать на ряде винницких заводов бывшей «оборонки». Это — реальный инструмент возвращения людей с базаров в производственные цеха.

Пока что именно мировые стандарты качества ICO 9000 — главный наш камень преткновения и самый сильный аргумент в конкурентной борьбе за право рабочего места под солнцем.

— Но им нужно соответствовать. В нынешнем качестве мы не нужны, тем более, что Запад так просто деньгами не разбрасывается, ему выгоднее эти дороги строить самому, — считает генеральный директор «Винница-Транскор» Николай Парийчук. — А еще, пока есть время, необходимо замкнуть на себя максимальное количество подрядов, чтобы дать работу нашим умам и рукам. Перефразируя выражение «кормить свою или чужую армию», можно сказать, что власть и общественность, которые не готовят свои производственные силы, должны быть готовы, что их рабочие места займут другие. В лучшем случае, наши столичные «сограждане», но не мы.

Как утверждает Николай Юрьевич, «Винница-Транскор» давно и упорно работает над решением означенных проблем. Есть уже интересные разработки и в плане привлечения инвесторов, и в развитии промышленного и строительного комплексов, предложения по территориальной и функционально-отраслевой структуре хозяйственной деятельности. И уже они вызвали необходимость создания регионального кадастра ресурсов в виде геоинформационной системы учёта, своего рода виртуальной модели региона, которая превратится в систему пространственного анализа и принятия управленческих решений.

Что примечательно, эта ГИС- технология применима не только в проекте «дороги века»: её можно и нужно использовать в государственном и муниципальном строительстве. Но это — отдельная тема.

Не спешите продавать землю «под автобан»

Итак, из пяти трансукраинских автобанов три пройдут по территории Винницкой области. Это — 346 км непосредственно самих автострад, вывод из оборота и рекультивация 2300 га пахотных земель и восстановление 276 га лесов. Только в одной области. В целом же вся земля под автобанами может быть выкуплена, отчего в бюджет страны должно поступить свыше 20 млрд. гривен.

Этот любопытный земельный момент, похоже, поняли уже многие. И вполне прагматично заинтересовались им. Особенно в районе Калиновки (райцентр в 25 км от Винницы), где предполагается транспортная развязка двух автобанов: Косини—Киев и Лиссабон—Винница—Москва. Под развязку и сопутствующий сервис понадобится столько территории, что Калиновка может стать чуть ли не всеукраинским центром земельной спекуляции. Уже сейчас участки здесь подорожали в два раза.

— Подобные ситуации общеизвестны по кино и литературе. Например, по «Спруту» Фрэнка Норриса. Действительно, земля, отводимая под дороги, стоит недешево. И всегда находятся «продвинутые ребята», которые, зная прохождение трассы, заблаговременно скупают у простодушных сограждан их участки. Ну, а потом реализуют в десятки раз дороже, — согласился исполнительный директор Винницкого регионального объединения Ассоциации городов Украины Игорь Рощаховский. — В связи с этим наша ассоциация наняла юриста как раз по вопросам, связанным с торговлей землёй. Он готов помогать людям разобраться.

— Дело еще и в том, что до сих пор не вынесены серветуты (ограничения) по этой трассе, и поэтому все земли фактически распаёваны и на них выдаются разрешения на строительство, — обрисовал ситуацию г-н Парийчук. — Но когда начнется выкуп земли под дороги, все нынешние расценки будут проанализированы. И вся земля в полосе отводов будет выкупаться исключительно по государственным расценкам. Если же разрешение на строительство было выдано с нарушением действующего законодательства, включая постановление Кабмина о «Транскоре», ответственность ляжет на юридическое лицо, разрешившее строительство. Физические же лица, которые построились даже после принятия упомянутого постановления, в принципе не должны пострадать. Если у них возникнут проблемы, они могут предъявить иск управлению архитектуры или муниципальному органу. И последние будут обязаны компенсировать потерю.

Экономическое чудо «Винница-транзит»?..

Ну что ещё добавить? Напомню, что речь идет о 25 млрд. долл. инвестиций и создании около одного миллиона новых рабочих мест. Винницкая часть реализации этой программы составляет десятую часть, если не больше. Масштабы сродни такому прибыльному мероприятию, как недавний чемпионат мира по футболу.

Кстати, азиаты вполне могут поучаствовать и в «Транскоре». Но уже не японцы с корейцами, а китайцы. О подобных намерениях недавно говорил министр транспорта Георгий Кирпа. Как он сообщил, за счет китайского кредита на 14 лет под 7% годовых Министерство транспорта планирует построить автомагистрали, которые соединят Киев с Европой, Киев с Симферополем и Одессой, Киев и Харьков — с границей России.

Главное сейчас — не обольщаться. Самое время задаваться вопросами: так кому же Евросоюз собирается непосредственно выделять деньги? «Своим» или нашим «чужим»? Очень важно, чтобы всю суть ответственности этого момента понимали и украинские чиновники. А то уверовав, что нас вывезет одно лишь выгодное географическое положение, с ним и можно остаться.