UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пьем из желтой бочки… Что?

Даже если ценой невероятных усилий удастся забыть о жаре, она все равно напомнит о себе жаждой. В таком случае медики и здравый смысл не рекомендуют употреблять сладкие газированные напитки...

Автор: Владимир Писковый

Даже если ценой невероятных усилий удастся забыть о жаре, она все равно напомнит о себе жаждой. В таком случае медики и здравый смысл не рекомендуют употреблять сладкие газированные напитки. Помимо того, что после них пить хочется еще больше, углекислота пагубно воздействует на желудочно-кишечный тракт, а эссенции, на основе которых эти напитки приготовлены, мягко говоря, неблагоприятны для организма. И все же это вовсе не означает, что совместить заботу о здоровье с утолением жажды можно лишь негазированной минералкой. Ведь существует еще квас — бодрящий и вкусный «живой» напиток. Торговля им в самом разгаре. По крайней мере дефицита знакомых с детства желтых бочек не наблюдается. Вот только…

Разумеется, наивно было надеяться, что стакан напитка обойдется, как раньше, в три копейки. Но чтобы так: «Маленький — 0,75, большой — 1,60, 1 литр — 2,80 грн.» — сюрприз, признаться, не из приятных. Ситуация явно нелепая. Оптовики скупают у крестьян молоко по 80 коп. за литр, а 200 граммов напитка немудреной технологии производства стоят примерно столько же. Да и почему, собственно, за одноразовый пластиковый стаканчик, которому на опте красная цена пятак, надо выложить двугривенный? Чем, спрашивается не повод для разговора с профессионалами в вопросах ценообразования?

Конечно, эта затея чревата недоумением: дескать, подумаешь, проблема — какой-то квас. Хотя, коль так встанет вопрос, почему бы и не подумать? Дело все же касается одного из лучших безалкогольных напитков, не имеющего себе равных по вкусовым и пищевым свойствам.

Первое письменное упоминание о квасе встречается в летописи 989 года. Тогда по случаю крещения Руси князь Владимир распорядился: «Раздать народу пищу, мед и квас». Однако искусством приготовления этого напитка славяне владели с более древних времен, а его популярность ничуть не уменьшилась и в наши дни. Хотя технология приготовления кваса осталась практически неизменной. Основным компонентом по-прежнему является солод — пророщенные, а затем высушенные и размолотые зерна ржи и ячменя. А дальше уже идут разновидности — с добавлением черносмородиновых листьев, исландского мха, корицы, мяты, изюма, прочих ягод и фруктов.

Между прочим, некоторые из квасов (например «Петровский») считались украшением царского стола. Да и в целом наличие этого напитка в доме свидетельствовало о благополучии, крепости и устойчивости быта. Вспомним есенинское: «У каждого крашены ставни, по праздникам мясо и квас».

Столь почтительное отношение к напитку отнюдь не случайно. Как выяснилось в ходе научных исследований, квас нормализует обменные процессы в организме, обладает бактерицидными свойствами. Наряду с микроэлементами, в нем содержится более десяти аминокислот, из которых восемь — незаменимые. Этот диетический напиток повышает работоспособность и снимает усталость при больших физических нагрузках. А что касается вкусовых качеств… На международном конкурсе в Югославии в 1975 году квас получил оценку 18 баллов, тогда как результат кока-колы был намного скромнее — 9,8 балла.

К слову, в советские времена торговля обязана была ежедневно отчитываться за реализацию кваса. Зато теперь от былой требовательности не осталось и следа.

— Со мной на эту тему разговаривать абсолютно незачем, — сразу охладила любопытство начальник областной госинспекции по контролю за ценами Светлана Тябина. — Цена кваса свободная, никто на нее никоим образом не влияет. По крайней мере у инспекции на этот счет нет ни соответствующих полномочий, ни рычагов влияния. Наша основная функция — контроль за реализацией товаров по регулируемым ценам. А квас к их числу не относится. Поинтересуйтесь в городском управлении торговли. У них, правда, нет прямых полномочий, но, исходя из права давать разрешение на установку торговых точек, косвенно повлиять на цены они могут.

— Мы занимаемся только организацией процесса, — поведал начальник городского управления по вопросам торговли и бытового обслуживания населения Николай Петров, — а цены вне сферы нашей компетенции. Обратитесь в облгосадминистрацию, там есть отдел по контролю за ценообразованием…

Столь же неутешительной оказалась беседа и в территориальном управлении Антимонопольного комитета. Согласно действующей методике определения монопольного положения, рынка кваса как такового вообще не существует. Оказывается, данный вид товара относится к разряду взаимозаменяемых наряду с прочими безалкогольными напитками. Иначе говоря, это потребитель способен отличить ситро от колы, а квас от минералки. А у директивных документов вкус не столь изысканный. Сказано — безалкогольные напитки, и все тут.

В 1990 году их валовое производство в области (без учета пива и минеральной воды) составило 5 млн. декалитров. В последующие четыре года дела резко пошли на убыль: показатели сократились в 4,9 раза. В том числе уменьшилась и выработка кваса — в 5,5 раза. Из трех крупных заводов по производству безалкогольных напитков в регионе остался один запорожский. Но и на нем дела обстояли далеко не лучшим образом.

Преобразование завода в июле 1994 года в закрытое акционерное общество не принесло желаемого процветания. Напротив, был утрачен даже достигнутый рубеж, когда входившее в систему облпищепрома предприятие стабильно давало до 50—60% прибыли. Завод, не имевший прежде понятия о дефиците оборотных средств, основательно «присел» на картотеку, обзавелся внушительными долгами за воду, энергоносители, транспортные услуги. Его продукция вдруг оказалась невостребованной даже в летний период.

Цех по производству кваса, мощности которого нарастили с 91 до 200 тонн в сутки, простаивал, не пользовались спросом ни яблочный сок, ни фруктовый кисель. Проблема оказалась настолько острой, что на предприятии всерьез задумались о смене профиля производства, занявшись розливом вина и водки.

Впрочем, до крайних мер дело все же не дошло. Кризис удалось преодолеть, и уже в 2002 году завод нарастил объемы производства в 2,6 раза. Во многом это стало возможным благодаря введению в эксплуатацию линии по розливу кваса в пластиковые бутылки. В прошлом году производство напитка на заводе, который фактически стал монополистом на региональном рынке, достигло порядка 2,5 млн. декалитров. Наладив сотрудничество с одним из рекламных агентств, предприятие всерьез занялось представлением своей торговой марки (бутылочного кваса «Ярило») на отечественном рынке. И кампания, судя по всему, предстоит нешуточная, если в ней якобы задействованы ресурсы четырех общенациональных телеканалов.

С консервированным квасом, срок реализации которого составляет четыре месяца, дело обстоит более-менее неплохо. Чего не скажешь о ситуации на рынке так называемого «живого продукта» (пригоден к употреблению в течение трех суток).

Вопреки заверениям заводчан о том, что качество их продукции имеет стопроцентную гарантию, в этом не приходится сомневаться лишь до тех пор, пока желтая бочка не покинет территорию предприятия. Дело в том, что торговая миссия у завода заканчивается на стадии оптовой продажи, а реализацией кваса в розницу занимаются предприниматели, с которыми заключены договора. Функции предприятия сведены к проверке санитарного паспорта бочки, обработке ее паром и холодной водой (стоимость процедуры составляет 8 грн.), заполнению емкости квасом по цене 1,3 грн. за литр, выдачей сертификата качества и установкой пломбы. А вот дальше начинается череда загадок и недоразумений.

В сутки завод отпускает от 3 до 25 тонн кваса — спрос напрямую зависит от погодных условий. Но количество точек реализации напитка в городе остается практически неизменным. В прошлом году их насчитывалось 87, к началу нынешнего лета зарегистрировано 76. Столь же стабильными остаются и официальные объемы поставок кваса к месту продажи.

Хотя емкость бочки и составляет около 900 литров, наливают в нее максимум литров 200. Торговцы объясняют это тем, что квас — продукт скоропортящийся, и нет гарантий его реализации в установленный трехсуточный срок. Однако, как свидетельствует практика, далеко не всегда именно в этом заключается истинная причина. Преследуя желание получить дополнительную прибыль, продавцы подчас доливают в бочку водопроводную воду. Подобные случаи, утверждают на заводе, к сожалению, не единичны, что, собственно, и неудивительно при отсутствии должного контроля над качеством напитка, реализуемого в розницу.

Впрочем, как показал недавний рейд областного управления по делам защиты прав потребителей, возможностей поживиться у реализаторов и без того предостаточно. И не только за счет более чем двукратного превышения розничной цены над оптовой.

Когда раньше квас продавали в граненых стаканах, входящих, кстати, в перечень мерной посуды, у покупателя имелась возможность контроля объема отпускаемого напитка. Теперь же в угоду санитарным требованиям его разливают в одноразовые пластиковые стаканчики, не относящиеся к категории мерной посуды и получившие абсурдные с точки зрения торговых нормативов названия «маленький» и «большой». Уже сами по себе эти понятия относительные в отличие от абсолютных 200 и 500 граммов. К тому же так называемые маленькие пластиковые стаканчики выпускаются разной емкости: не только 200, но и 180, 160 граммов, которые на глаз практически не различимы. Наверное, несложно догадаться, что продавцы отдают предпочтение отнюдь не 200-граммовым.

Но и это еще не все.

Прибегнув к простому эксперименту, нетрудно убедиться, что налить на весу в пластмассовый стаканчик указанный на нем объемом жидкости практически невозможно. Для этого емкость необходимо заполнить до края, что требует не только предельной аккуратности, но и размещения ее на жестком основании. Естественно, на практике никакой продавец заниматься этими изысками не будет. Поэтому в 10—20-процентном недоливе покупателю даже сомневаться не приходится.

В итоге любой желающий, прибегнув к несложным подсчетам, имеет возможность убедиться, что показатель «навара» реализатора составляет минимум 1 грн. на литре — за вычетом реальных затрат на приобретение одноразовой посуды и не принимая во внимание уже полученную прибыль на разнице оптовой и розничных цен. Неплохая, согласитесь, рентабельность бизнеса, который у одних в методологию не вписывается, для других-третьих недоступен ввиду отсутствия полномочий или обремененности организацией процесса, а четвертых, волнует лишь только до момента, когда продукцию за ворота удается вытолкнуть. И вроде бы понятно, что подобное отношение свидетельствует лишь об иллюзорном благополучии, являющемся предвестником будущих проблем. Жаль только, что иметь с ними дело, по большому счету, традиционно приходится ни в чем не повинным потребителям. Для них это занятие привычное…

Кстати, судя по сообщениям прессы, компания Coca-Cola намерена освоить производство кваса в России. По мнению аналитиков в области производства безалкогольных напитков, эта инициатива компании полностью себя оправдает. Да кто бы сомневался — у этих непременно получится…