UA / RU
Поддержать ZN.ua

Песчаная вседозволенность

Визиткой Тернопольской области являются полезные ископаемые осадочного происхождения (известняки, гипсы, мел, пески, песчаники, глинистое сырье, торф), составляющие почти треть общеукраинских залежей...

Автор: Роман Якель

Визиткой Тернопольской области являются полезные ископаемые осадочного происхождения (известняки, гипсы, мел, пески, песчаники, глинистое сырье, торф), составляющие почти треть общеукраинских залежей. Но ситуация с их использованием является мини-копией общеукраинской: минерально-сырьевая база области во многих случаях используется бессистемно, в узких коммерческих целях.

О многом может сказать обобщенная информация Геоинформа Украины. В прошлом году из 77 юридических лиц-недропользователей каждое третье предприятие работало без специального разрешения на пользование недрами. А в целом картина выглядит следующим образом: почти каждый третий карьер в области разрабатывается без горного и земельного отводов, 40% — без необходимых проектов разработки и рекультивации земель, а также планов развития горных работ.

На юге области давно стала теневым бизнесом незаконная добыча песчано-гравийной и песчано-галечниковой смеси из русла Днестра. Ни для кого не секрет, что размывание берегов приводит к подтоплению тысяч гектаров земельных угодий, жилых домов и хозяйственных зданий. В разных районах, например в Залещицком, Бучачском, Монастырисском, Теребовлянском, Чортковском, местные жители и предприниматели самовольно разрабатывают месторождения песчаника разного цвета, применяемого в качестве бытового камня и облицовочного материала. А об использовании частными предприятиями месторождений песчаников, известняков, глинистого сырья без разрешительных документов не стоит и говорить. Поэтому оснований для тревоги более чем достаточно.

Геологический облик области — большая гряда морских песков, которым десятки миллионов лет. Как же распоряжаются этим богатством недропользователи? Многие из них усвоили, что нехитрое сокровище земли — строительный песок — быстро приносит живые деньги. И не надо печалиться, что получение недорогой лицензии на геологическое изучение и опытно-промышленную разработку недр может затянуться на неопределенный срок. Потому что не принято еще соответствующее постановление Кабмина на этот год.

Кроме того, не стоит переживать о стоимости лицензии на эксплуатацию месторождения, которая, в зависимости от площади и разведанных запасов, может обойтись от 50 тысяч до одного миллиона гривен (наполняй госбюджет, Минприроды!). В конце концов, незаконный разработчик месторождения не беспокоится, что горный или земельный отвод ему зарубят депутаты местного совета.

Для разработки одного из карьеров песка нет горного и, понятно, земельного отвода даже у Свято-Успенской Почаевской лавры. Причина — часть карьера находится под земельными лесными участками. И тут сказалась наша несовершенная нормативная база. Изымать такие участки, передавать их в собственность и аренду с изменением целевого назначения Кабмин запретил распоряжением от
10 апреля 2008 года №610-р. Хотя изменения в этот документ новая правительственная команда уже подготовила, но их до сих пор не внесли. Однако лавра активно разрабатывает карьер. И никто, кроме ее хозяйственных структур, не знает об объемах добычи.

Еще один пример. Общество «Варваринецкое» в Теребовлянском районе активно добывает из недр земли песок. Срок действия лицензии на недропользование у предприятия закончился еще в феврале 2006 года. Не получив новую, предприятие не опечалилось. За период деятельности без разрешения СООО «Варваринецкое» незаконно добыло и реализовало свыше 23 тыс. кубометров песка. И тем самым нанесло государству ущерб на сумму 675 тыс. грн.

Тернопольская межрайонная природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1
ст. 365 («превышение власти или служебных полномочий»). Но приговор суда был более мягким, чем санкция статьи. Директор отделался штрафом. А добыча песка продолжается.

Когда созданная областным советом рабочая группа по изучению состояния недропользования посетила этот карьер, то увидела свежевырытый котлован, из которого извлечено, по оценкам специалистов, свыше
100 кубометров песка. Работали экскаватор, автопогрузчик, и грузовики активно вывозили строительное сырье.

Другой большой по объемам местный минеральный ресурс — глинистое сырье, из которого обжигают кирпич. Десятки предприимчивых людей, приобретя кирпичные заводы на Тернопольщине, сделали полезное дело. Поскольку создали десятки рабочих мест и оживили строительную отрасль. Однако проблемы с получением спецразрешений остались нерешенными. Красноречивый факт — из 55 действующих кирпичных заводов только 24 получили лицензии на использование недр.

Кирпичный завод в поселке Вишневец Збаражского района сменил собственника еще в октябре 2006 года. Но расположенное рядом месторождение суглинков использовалось во все времена, без разведанных и утвержденных запасов в Государственной комиссии по запасам Украины. Сейчас месторождение по-прежнему эксплуатируется без каких-либо лицензий, горного и земельного отводов. Государственная экологическая инспекция в области уже выносила решение о запрете использования карьера. Но на этот документ на кирпичном заводе внимания не обращали. И продолжали добывать глинистое сырье: начисленная сумма причиненных государству убытков оказалась слишком незначительной для возбуждения прокуратурой уголовного дела.

Несколько иначе работает общество «Кременецкая керамика» в селе Шпиколосы Кременецкого района. Приобретя в 2005 году кирпичный завод, оно до сих пор пользуется запасами суглинков, которые принадлежали прежнему владельцу — райагрострою. У «керамистов» нет специального разрешения (лицензии) на пользование недрами, горного и земельного отводов. Но суглинок добывается и кирпич производится более-менее успешно.

Трудности с получением разрешительной документации на разработку месторождений полезных ископаемых порождают у недропользователей упрямое нежелание их преодолевать. А нелегально используя карьеры, население и бизнес ищут лояльности государственных органов, прежде всего правоохранительных.

В региональном ландшафтном парке «Днестровский каньон» песчаники и песчано-гравийную смесь разрабатывают везде, где только можно. И объемы весьма приличные. Например, в Бучачском районе на территории Николаевского сельсовета процветала незаконная добыча камня песчаника. Установлено, что природным комплексам причинен ущерб на сумму более 260 тыс. грн. Но Тернопольская межрайонная природоохранная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела.

Прокурор Олег Галицкий объяснил корреспонденту, что «очень трудно установить состав преступления в действиях более десятка граждан, использовавших камень для ремонта и отделки новоприобретенных домов...»

Уже второй год подряд ЧП «Теребовлянский дорожник» использует месторождение песка на территории Маловодовского сельского совета Теребовлянского района. Карьер разрабатывают самовольно, без каких-либо разрешительных документов. А жителям маленького села Пидруда остается разбитая дорога, по которой каждый день возят песок до десятка КамАЗов. Возмущенные селяне обращались по этому поводу в разные органы, в том числе и в прокуратуру. Под занавес прошлого года, 31 декабря, прокурор Теребовлянского района Вадим Миронов ответил заявителям из Пидруды, что директору предприятия «внесено предписание для принятия мер по восстановлению покрытия автодороги и создания безопасных условий для дорожного движения». Но самовольная эксплуатация карьера, а вместе с тем и разрушение автодороги, продолжаются!

Государство, область, местные общины теряют значительные доходы, оставаясь с нерешенными экологическими и социальными проблемами. Ведь большинство недропользователей не спешат возвращать к жизни нарушенные и отработанные земли. Планы рекультивации с утвержденными графиками выполняются менее чем на треть. На многих месторождениях плодородный слой почвы не снимают вообще или снимают не полностью, сбрасывают в отвалы. В конце концов, отведенные земельные участки, на которых расположены месторождения, в большинстве своем не ограждены. А это — благоприятные предпосылки для их самовольного захвата и использования.

Как противодействовать этому?

— Верховная Рада должна принять новую редакцию Кодекса Украины о недрах, которая отвечала бы современным реалиям недропользования и, в частности, позволила бы передать на места лицензирование полезных ископаемых местного значения, — говорит ведущий геолог Геоинформа Украины Василий Китура. — Необходимо также осуществить полную инвентаризацию всех месторождений и залежей полезных ископаемых, обратив внимание на их состояние и использование (особенно подземных вод), наличие инфраструктуры, решение земельных вопросов, где они расположены. И на ее основе издать новые справочники минерально-сырьевых ресурсов областей Украины, ведь предыдущее издание вышло еще в 1980-х годах. Важно провести полную экспертизу балансовых запасов полезных ископаемых, чтобы были установлены их существующие объемы. Нужно расширить и укрепить минерально-сырьевую базу таких небольших областей, как Тернопольская, за счет увеличения и обеспечения поисковых и геологоразведочных работ, активного привлечения ученых к всестороннему изучению недр. Все это требует стабильного финансирования из госбюджета. Исходя из государственных интересов, почему бы не создать при облгосадминистрациях подразделения, которые координировали бы действия всех субъектов хозяйствования и управленческих структур, работающих в сфере недропользования? В конце концов, нужно усилить ответственность за незаконную разработку полезных ископаемых.

Похожую позицию продемонстрировали депутаты областного совета. Недавно они обратились в Верховную Раду, Кабинет министров, Министерство охраны окружающей природной среды с просьбой неотложно урегулировать важные вопросы использования недр и, особенно, местных сырьевых ресурсов. Услышат ли мнение из глубинки центральные органы власти?