UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРЕХОД

Днепропетровские подземные переходы приезжие называют «окном в Европу», дивясь комфорту и обилию товаров...

Автор: Наталия Абросимова

Днепропетровские подземные переходы приезжие называют «окном в Европу», дивясь комфорту и обилию товаров. Местные уже привыкли к блеску «торгового андеграунда». И вряд ли вспоминают, с чего все начиналось...

Переход, где прошлым летом сделан этот кадр, Геннадию Балашову так и не достался. Мог бы стать магазином или «бистро», приносить доходы, а значит, и налоги в бюджет, но не стал...

Сказано все это, впрочем, вовсе не к тому, чтобы местные власти пересмотрели наконец решение трехлетней давности. Краткий комментарий к фото лишь ускоряет и упрощает процесс изложения: очень непросто порой получить, образно говоря, хотя бы дырку от бублика; отнюдь не каждый может увидеть в подобной «дырке» супермаркет; далеко не дешево превращать ничто в доходное место.

Это - чтобы не сложилось впечатление, будто путь к «Москве» и «Москвы» по Днепропетровску был устлан розами.

...Очень многое изменилось с тех пор, как днепропетровцы получили первый переход-магазин. Не просто переход, где торгуют, словно в метро, ставя лотки с киосками или выстраиваясь на ступеньках с товарами. Именно магазин как таковой: открывая дверь перехода, попадаешь в освещенное, теплое зимой и прохладное летом помещение, в мир манящих витрин, уголков-кафе, крохотных оазисов живой природы (где площадь позволяет, есть цветы, аквариумы; в «Новой Москве» нашлось место даже для.. террариума - удав и варан очень привлекают внимание посетителей, особенно самых младших).

Очень многое изменилось - и мы изменились. Привыкли, например, к собственному праву на такие переходы. Может быть, не случайно видят в них еще и символ нашего переходного периода? Переходного состояния? Тот самый свет в конце туннеля?

«Москва» не сразу строилась

Первый переход «Москва» начала строить в 1991 году. Торговые точки открывались по ходу строительства - на отремонтированных и оборудованных участках перехода. Средства, вырученные за счет продажи товаров, тут же расходовались на закупку стройматериалов и зарплату... С тех пор создано до трех десятков магазинов. Маленький стройучасток стал строительно-монтажным трестом, а затем - промышленно-строительной фирмой «Москва-люкс». В структуре торгово-промышленного предприятия «Москва» появились АО «Москва», автосалоны, «Березка», «Новая Москва», «Славутич», «Баден-Баден»... Предприятие структурировалось, возникали новые подразделения и самостоятельные единицы, но не менялось главное: умение органично вписываться в жизнь города, украшая и облагораживая ее.

Сейчас каждое из подразделений - достаточно самостоятельный комплекс, «изъять» который из жизни Днепропетровска уже немыслимо. Например, небольшой универмаг-переход вроде «Орловского», где промышленные и продовольственные товары, аптечный киоск, бар, продажа газет (в том числе, кстати, реализуется здесь и «Зеркало недели»)...

С первых же дней существования «Москве» удалось из мест, которыми было невозможно (свалки, пустыри) и даже опасно (грязные, темные переходы) пользоваться, создавать оазисы красоты, уюта. Не будем говорить «благополучия», поскольку никому еще не удавалось вырваться из контекста общего экономического кризиса, но говорить о серьезном прорыве в сфере постановки, организации своего дела как дела для людей - будем. Дело того заслуживает. И человек, его поставивший, - тоже.

К сведению: Геннадию Балашову тридцать четыре, родился в Днепропетровске, в семье рабочего. Школа, ПТУ, экономический факультет Днепропетровского госуниверситета со специализацией «Экономика труда», служба в десантных войсках. Работал строителем, инженером организации труда в НИИ крупногабаритных шин. Но именно в бизнесе раскрылся как незаурядная личность, способная принимать нестандартные, смелые решения.

Свою прошлогоднюю попытку стать народным депутатом Украины, мэром города рассматривал скорее как пропагандистский шаг: кто-то же должен быть начать развенчание стереотипов негативного отношения к бизнесу. Хотя лучше всего развенчивает это отношение само дело.

Солнечный городок

Первый переход-магазин «Москва» связал жилмассив Солнечный с проспектом имени газеты «Правда». Площадку между магазином и административными зданиями предприятия «Москва» назвали Солнечным городком.

Уникальная горка, другие аттракционы, ухоженные дорожки, березовая роща, детские кафе «Лимпопо» и магазин «Африка»... Зимой здесь многолюдно лишь в кафе и магазинах, а чуть потеплеет - и до самых заморозков не успокаиваются аттракционы, летняя эстрада. Сюда приходят семьями - «к Балашову». Отдыхать.

...Заглянем на минуту и в мастерскую, оборудованную «Москвой-люкс». Подробности, как можно из дыры в каменной стенке спуска-уступа сделать мастерскую, опускаем. Если удалось из криминогенного перехода, где по вечерам приходилось пользоваться карманным фонариком, сделать блестящий «Орловский», остатки отселенного по причине аварийности детского сада превратить в собственную промбазу (участки стекольный, металло-, деревообработки), то уж «нору» в мастерскую преобразить - элементарно.

Небольшое помещение само по себе интереса не представляет. Зато нельзя не отметить, например, станок: с виду ящик ящиком, а выполняет сверлильные, долбежные, фрезерные, заточные и другие операции. Весит 20 кг. Удобен для работы в мастерской и на выезде. Создан здесь, в мастерской, работниками спецуправления №3.

Собственно, рационализация, техническое творчество - ежедневно перед глазами горожан: проходя мимо витрин магазинов-переходов, например, нельзя не заметить, что все витрины, стеклянные кубы-прилавки скреплены маленькими кубиками, внешне похожими на гениальную игрушку Рубика. Но сравнение правомерно лишь в том плане, что с такими кубиками действительно «играючи» можно быстро собрать, перестроить любую конструкцию стеклянных витрин, полок, шкафов, столов... Интерьеры, следовательно, меняются постоянно!

Умея создавать материальные ценности и зарабатывать деньги, можно позволить себе и Солнечный городок... Впрочем, многие меценатские, благотворительные программы к концу 1994-го пришлось свернуть. Сейчас непросто даже держаться на плаву, не то что развиваться. Однако остановиться - значит, утонуть. Поэтому основные планы развития все же не сворачиваются. Здесь же, на Солнечном, недалеко от детского городка, решено построить причал пассажирских судов в зоне отдыха, создать яхт-клуб. Техдокументация культурно-оздоровительного комплекса уже разработана.

От супер-шопа к... барахолке?

Не утонуть - значит, уметь и плыть против течения. Преодолевать барьеры запретов, отстаивать собственное мнение, «пробивать» проекты, идеи, не отчаиваться, потерпев поражение. В этом плане опыта не занимать.

...Когда-то строился ангар на Солнечном. Горисполком позволил было приступить к работе, осталось поставить лишь еще пару подписей на разрешительном документе. «Москва» тогда спешила, поскольку надвигались холода, и - соорудила ангар. Тут же последовал запрет... Ангар пришлось демонтировать и переместить на промбазу. На Солнечном осталось лишь основание - в качестве памятника «разрешительному капитализму». Сколько погибло тогда средств, труда, времени, стройматериалов и нервов, никто не считал: дескать, запретом больше - запретом меньше. Хорошие планы срывались вовсе не потому, что были необоснованными, невоплотимыми и т.д. Просто частная инициатива не вписывалась то ли в привычный образ жизни, то ли в менталитет властей.

Проект культурно-оздоровительного комплекса тоже чуть было не погиб. Днепропетровское ГлавАПУ потребовало в первую очередь благоустроить пляжную зону «...с учетом реконструкции выпусков сливной канализации, размещенных в районе пляжной зоны, с устройством очистных сооружений с учетом стоков из сливного коллектора, который уложен по проспекту имени газеты «Правда»...» Очень дорогостоящее дело, не говоря уж о том, что нет готовых проектных разработок. Так что же - отложить строительство культурно-оздоровительного комплекса на неопределенное время? Совсем отказаться от своего замысла?

Не сразу, но удалось-таки добиться разрешения начать работу с реализации в первую очередь уже готового проекта.

Получила «добро» и актуальная идея создания вещевого рынка на Воронцовке. Левому берегу Днепропетровска явно такого объекта не хватает. Не спешите иронизировать: вот, мол, до чего дошли - от супер-шопов до барахолки. Но ведь и «блошиный» рынок можно облагородить! Достаточно лишь оборудовать его согласно стилю «Москвы», утвердившемуся с первых же витрин первого магазина-перехода.

Еще зимой Балашов обещал открыть рынок к маю. Обещал - и сделал.