Фото Юрия ХРОМУШИНА
В маленьком магазинчике «Крымпчелопрома» - запах воска и меда. На его полках - все, что нужно пчеловоду для производства ароматной целительной продукции. Вот только посетителей в магазине все меньше...
Из 220 тысяч пчелосемей, необходимых сельскому хозяйству полуострова для опыления растений, осталась половина - 100 тысяч. Меда же сдано в 1995 году в 5 - 6 раз меньше, чем прежде. Но дело здесь не в том, что пчелы реже стали летать «за данью полевой», просто централизованному руководству «сладкой» отраслью пришел конец. Тонны неучтенного меда стали находить покупателя сами, без посредников и лишних бюрократических проволочек.
Казалось бы, радоваться надо долгожданной свободе пчеловода-производителя, да только есть у этой свободы ущербное свойство: как и в других отраслях, ослабление контроля за качеством обернулось во многих случаях его дискредитацией. В районах сокращены должности пчеловодов-зоотехников, повсеместно закрыты магазины со всевозможным инвентарем и лекарствами для защиты пчел от болезней. Остался один-единственный, хотя и главный, зоотехник и один магазин - в Симферополе, куда добраться для многих - неблизкий свет. «Крымпчелопром» практически утратил свои организационно-методические функции и превратился в обыкновенного посредника - ищет ульи, дымокуры, лекарства, вощину и предлагает их хозяйствам, кооперативам, частникам в обмен на мед, прополис и прочие продукты пчеловодства. Однако комиссионные проценты не дают возможности отоварить даже наряды на сахар, выделяемые вышестоящей организацией.
Мамеди Сохтаев, главный (и единственный) пчеловод-зоотехник, считает, что медовая отрасль в Крыму незаслуженно отодвинута на задворки. «В Украине есть НИИ пчеловодства, где трудятся сотни специалистов, четыре научно-исследовательские станции, по 30 - 40 человек на каждой, а у нас один зоотехник на весь полуостров. Вместе с тем здесь, в зоне отдыха, очень кстати была бы фармацевтическая фирма, - мечтает он, - которая специализировалась бы на выпуске препаратов на биологической основе, и в первую очередь на основе продуктов пчеловодства. Для этого, конечно, нужен первоначальный капитал. Я пытался привлечь инвесторов, но кому ты нужен, если у тебя нет продукции? Нет, сегодня не время для хороших идей...»
Глубокой осенью на территории «Крымпчелопрома», за которую он платит 550 млн. крб. ежегодно - треть своего дохода, оставалась неубранной... капуста. Ее по разрешению руководства посадили оставшиеся после сокращения сотрудники. Экзамен на собственное выживание малочисленный коллектив пока с горем пополам сдает. Но способствовать развитию отрасли ему уже не по силам.