UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отсеялись, но вопреки

Этой весной финансовый голод массово ощутили крестьяне Тернополья. Лишенные государственной под...

Автор: Роман Якель

Этой весной финансовый голод массово ощутили крестьяне Тернополья. Лишенные государственной поддержки, сельхозпроизводители провели посевную кампанию почти исключительно за собственные средства, вырученные от недавней более-менее благоприятной продажи зерна, и за товарные кредиты. Пахать и сеять пришлось только обкатной техникой: общий ресурс денег на новые трактора и сеялки в этом году составил 9 млн. грн. (в прошлом было 32 млн.). И все-таки село доказало, что может выживать своими силами: с проведением весенне-полевых работ оно справилось.

По состоянию на 12 мая все категории хозяйств области почти довели посевы яровых культур до прогнозируемой цифры. В весеннюю почву легло зерно на площади 239 тыс. гектаров. На 90% оно было высококондиционным.

Однако нынешняя посевная кампания имеет и другие особенности. Сельхозпредприятия начали переориентироваться с активного выращивания рапса, наблюдавшегося в прошлые годы, на сев горчицы. Эта культура привлекает ценой — от 4000 до 6000 грн. за тонну, не создает проблем со сбытом, поэтому местные аграрии уделили ей вдвое больше внимания, нежели предполагали чиновники от агрокомплекса. Под посевы горчицы отведено почти 7 тыс. гектаров, тогда как площади ярового рапса остались на прошлогоднем уровне — 3,8 тыс. гектаров.

С каждым годом все труднее остановить сокращение посевов сахарной свеклы. Из-за убыточных цен на свеклу и сахара из нее, массового ввоза сахара-сырца из Беларуси сладкой культурой в Украине перестают заниматься не только хозяйства населения. Почти втрое уменьшил площади под сахарной свеклой владелец крупного Кременецкого сахарного завода — ЗАО «Западная компания «Дакор». Работа этого перерабатывающего предприятия в 2009 году под большим вопросом. Результат? Если в прошлом году сахарная свекла занимала в области 43 тыс. гектаров, то сейчас едва дотягивает до 37 тыс.

К вниманию правительства и Министерства финансов: по разным программам финансовой поддержки сельское хозяйство Тернопольщины в 2009 году не получило ни одной гривни. Погашена только задолженность за минувший год. Для сравнения: в прошлом году в область поступило «новых» денег на сумму 11 млн. грн.

В масштабах Украины государственная поддержка села выглядит ненамного лучше. По сравнению с 2008 годом бюджетная животноводческая дотация и господдержка производства продукции растениеводства «похудели» более чем в шесть раз — с 3 млрд. 71 млн.
до 500 млн. грн., селекция в животноводстве и птицеводстве на предприятиях АПК — в четыре раза, с 125 млн. до 30 млн. грн. И не факт, что даже эти деньги поступят в полном объеме. В госбюджете на 2009 год для удешевления кредитов предприятиям агропромышленного комплекса заложены лишь 300 млн. гривен. А в прошлом году на эту программу выделили 1 млрд. 650 млн. грн.

Безденежье горько сказалось на уровне области. Коммерческие банки этой весной влили в сельское хозяйство кредитных ресурсов, как кот наплакал, — аж 11 млн. грн. по сравнению со 180 млн. грн. в прошлом году. Кроме того, банковские учреждения застраховали риски. На пролонгированные до осени 2009-го займы они повысили ставки до 22—25% годовых.

Директор фермерского хозяйства «Агро-Шили» из Лановецкого района Петр Яблонский о банковской поддержке говорит с печалью: «Коммерческий банк повысил мне ставку за пользование предыдущим долгосрочным кредитом до 25% годовых. Получить новый заем, такой же дорогой, я не могу. Поэтому для проведения посевной я был вынужден брать у поставщиков в долг минудобрения, средства защиты...»

Поскольку банковское кредитование сельхозпроизводителей практически замерло, частично спасателем села в этом году стал Аграрный фонд. Тернопольское региональное отделение АФ с начала 2009 года закупило у аграриев более 12 тыс. тонн зерна. И закупочные цены на пшеницу, по результатам биржевых торгов, на 40—100 грн. превышают минимальные, установленные государством. Поэтому некоторая выгода для сельхозпроизводителя есть.

На Тернополье стартовали в этом году еще и форвардные закупки зерна. И, по словам начальника регионального отделения АФ Ивана Искерского, этой возможностью воспользовались 32 сельхозпредприятия. В область поступило 33 млн. грн. и почти на 24 млн. подписаны контракты, по которым гарантирована оплата. Но, к сожалению, из-за нехватки средств в государственном бюджете форвардные закупки с 24 марта приостановлены.

Хорошее дело в государстве хоронят не впервые. Весной Аграрный фонд начал еще и торговлю минудобрениями и дизтопливом. Этот государственный оператор вышел на рынок с приемлемым для аграриев предложением цены на аммиачную селитру — 1950 грн. за тонну и «дизель» — 4200 грн. за тонну (правда, на условиях самовывоза с Кременчугского нефтеперерабатывающего завода). И, приспосабливаясь к новой ситуации, трейдеры тоже были вынуждены снизить цены.

Однако сельхозпроизводители в очередь за дешевыми товарно-материальными ценностями не выстроились. Услугами АФ воспользовались крупные хозяйства. А менее мощные сельхозпредприятия и фермеры покупали более мелкие партии средств обработки земли поближе к дому. Например, директор крестьянского ЧП «Мрычко» в Тернопольском районе Иван Мрычко выкручивался во время посевной, как мог.

— Да, я имел дело с Аграрным фондом, — говорит аграрий. — Продал ему пшеницу прошлогоднего урожая по более-менее выгодной цене — 1200 грн. за тонну. За эти средства подкормил озимые культуры и приобрел некоторые другие ресурсы, необходимые весной. Но обороты моего хозяйства не позволяют ехать в Кременчуг за крупнооптовой партией дизтоплива по 4,2 грн. за литр. Поэтому пришлось приобрести солярку на месте, по мелкооптовой, но более высокой цене — по 4,35 грн.

Опыт свидетельствует, что выращенный в Украине урожай зерна почти всегда больше, чем требуется внутреннему рынку. А правительства и в 2007-м, и 2008 году устанавливали квоты на экспорт зерновых и своевременно не отменяли ограничения. Дико, но факт: небывалый прошлогодний урожай — 53,3 млн. тонн — вызвал проблемы с хранением и стал одной из основных причин обвала цен на зерно. Но это уже в прошлом. Однако как только конъюнктура цен на зерно для его производителя улучшилась, центральные власти почти прекратили все виды поддержки сельского хозяйства. Выживайте, крестьяне, как можете. Финансовый кризис — весьма благоприятное время, чтобы списать на него провалы государственной политики.